Тема: а. пушкин «сказка о попе и о работнике его балде»

Цели:развитие умения составлять характеристику героев; закрепление умения выборочного чтения; развитие умения характеризовать авторское отношение к героям; формирование вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; воспитание трудолюбия, смекалки.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Определение черт характера Балды

Учитель систематизирует материал, подготовленный детьми, путём беседы, выборочного чтения и записывает на доске определяющие слова для характеристики героя.

У.: Какого работника искал поп?

Д.: Повара, конюха, плотника (запись на доске).

У.: Балда сам говорит в начале сказки, что он будет попу служить как?

Д.: «Славно, усердно и очень исправно» — эти слова из текста свидетельствуют о том, что Балда был работником усердным, исправным, славным (запись на доске).

У.: На каких условиях поп берёт Балду на работу к себе?

Д.: «Ладно / Не будет нам обоим накладно, / Поживи-ка на моем подворье, / Окажи своё усердье и проворье».

У.: Какое слово из этого текста можно ещё добавить для характеристики Балды?

Д.: «Проворье» — проворный, всё быстро делает, всюду успевает (запись на доске).

У.: Как работает Балда в поповском доме? Прочитайте.

Выборочное чтение: «Живет Балда в поповском доме…».

У.: Какое выражение к «усердному работнику» можно добавить?

Д.: Работает за семерых (запись на доске).

У.: Как относятся в поповском доме к Балде? Найдите в тексте.

Д.: «Попадья Балдой не нахвалится…»

У.: Как может охарактеризовать Балду строчка «Спит себе на соломе»?

Это не простой вопрос, и, скорее всего, учителю придётся помочь детям, добавить к характеристике Балды слово «непритязательный» — ничего не требующий, всем довольный, неунывающий.

У.: Каким оказался Балда в разговоре с бесёнком?

Д.: Хитрым, умным (запись на доске).

У.: Что ответил Балда на предложение бесёнка? Прочитайте.

Д.: «Засмеялся Балда лукаво…»

У.: Как характеризуют Балду строки: «Где тебе тягаться со мною, / Со мною, с самим Балдою»?

Д.: Как человека, уверенного в себе (запись на доске).

У.: Прочитайте, какое своё условие поставил Балда бесёнку.

Выборочное чтение: «Нет, — говорит Балда, — теперь моя череда».

У.: Этот пример ещё раз подчёркивает какую черту Балды?

Д.: Ум, находчивость.

У.: Как Балда проучил жадного попа? Прочитайте.

У.: Справедливо ли поступил Балда?

Утвердительный ответ детей даёт учителю право записать к характеристике Балды и слово справедливый.

Работа с текстом «Сказки о попе и его работнике Балде»

Составление характеристики попа и бесёнка

Поп показан в сказке как герой жадный — ищет себе дешёвого работника, который был бы одновременно «поваром, конюхом и плотником», проворным да ещё и работал бы бесплатно; глупый («толоконный лоб», спрашивает у жены ответа, как ему поступить). Кроме того, последний эпизод показывает, что поп ещё и трусливый («и за попадью прячется,/ со страху корячится»). На доске можно сделать запись: жадный, глупый, трусливый.

Бесёнок в сказке также глупый и трусливый. Ученики подтверждают это выборочным чтением эпизодов из текста.

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание:перечитать сказку и поработать над лексическим значением слов: выписать в литературную тетрадь устаревшие слова, которые в нашей речи не употребляются, и устно подобрать к ним слова — синонимы из современного языка; принести книгу или сборник сказок А. Пушкина, в котором есть «Сказка о попе и о работнике его Балде».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Цели:расширение словарного запаса; развитие умения выразительного чтения (ролевого чтения); соединение различных видов искусства (литературы, музыка, изобразительные искусства) для углубленного осмысления художественного произведения; развитие творческих способностей учащихся; формирование эстетического вкуса.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Работа по определению значений устаревших слов, а также синонимов к ним

Учащиеся должны выписать в тетрадь по литературному чтению следующие устаревшие слова и выражения: служитель, исправно, полба, рознь, авось, проворье, тятя, с дитятей, повадлив, бедство, оброк, недоимка, взяла унылость, экого, супостат, молодёнок, слабёнок, думу думать, море смутилось, полно, хлопочешь, вражёнок, полверсты, понапружился.

Ролевое чтение сказки

Вместе с учителем учащиеся выделяют в тексте слова автора, Балды, попа, попадьи, старого беса, бесёнка, определяют, какие чувства и настроения они должны передать, читают сказку по ролям.

СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ! СКАЗКА А.С. ПУШКИНА. АУДИО СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: