Цели:развитие умения составлять характеристику героев; закрепление умения выборочного чтения; развитие умения характеризовать авторское отношение к героям; формирование вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; воспитание трудолюбия, смекалки.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Определение черт характера Балды
Учитель систематизирует материал, подготовленный детьми, путём беседы, выборочного чтения и записывает на доске определяющие слова для характеристики героя.
У.: Какого работника искал поп?
Д.: Повара, конюха, плотника (запись на доске).
У.: Балда сам говорит в начале сказки, что он будет попу служить как?
Д.: «Славно, усердно и очень исправно» — эти слова из текста свидетельствуют о том, что Балда был работником усердным, исправным, славным (запись на доске).
У.: На каких условиях поп берёт Балду на работу к себе?
Д.: «Ладно / Не будет нам обоим накладно, / Поживи-ка на моем подворье, / Окажи своё усердье и проворье».
У.: Какое слово из этого текста можно ещё добавить для характеристики Балды?
Д.: «Проворье» — проворный, всё быстро делает, всюду успевает (запись на доске).
У.: Как работает Балда в поповском доме? Прочитайте.
Выборочное чтение: «Живет Балда в поповском доме…».
У.: Какое выражение к «усердному работнику» можно добавить?
Д.: Работает за семерых (запись на доске).
У.: Как относятся в поповском доме к Балде? Найдите в тексте.
Д.: «Попадья Балдой не нахвалится…»
У.: Как может охарактеризовать Балду строчка «Спит себе на соломе»?
Это не простой вопрос, и, скорее всего, учителю придётся помочь детям, добавить к характеристике Балды слово «непритязательный» — ничего не требующий, всем довольный, неунывающий.
У.: Каким оказался Балда в разговоре с бесёнком?
Д.: Хитрым, умным (запись на доске).
У.: Что ответил Балда на предложение бесёнка? Прочитайте.
Д.: «Засмеялся Балда лукаво…»
У.: Как характеризуют Балду строки: «Где тебе тягаться со мною, / Со мною, с самим Балдою»?
Д.: Как человека, уверенного в себе (запись на доске).
У.: Прочитайте, какое своё условие поставил Балда бесёнку.
Выборочное чтение: «Нет, — говорит Балда, — теперь моя череда».
У.: Этот пример ещё раз подчёркивает какую черту Балды?
Д.: Ум, находчивость.
У.: Как Балда проучил жадного попа? Прочитайте.
У.: Справедливо ли поступил Балда?
Утвердительный ответ детей даёт учителю право записать к характеристике Балды и слово справедливый.
Работа с текстом «Сказки о попе и его работнике Балде»
Составление характеристики попа и бесёнка
Поп показан в сказке как герой жадный — ищет себе дешёвого работника, который был бы одновременно «поваром, конюхом и плотником», проворным да ещё и работал бы бесплатно; глупый («толоконный лоб», спрашивает у жены ответа, как ему поступить). Кроме того, последний эпизод показывает, что поп ещё и трусливый («и за попадью прячется,/ со страху корячится»). На доске можно сделать запись: жадный, глупый, трусливый.
Бесёнок в сказке также глупый и трусливый. Ученики подтверждают это выборочным чтением эпизодов из текста.
Подведение итогов урока
5. Домашнее задание:перечитать сказку и поработать над лексическим значением слов: выписать в литературную тетрадь устаревшие слова, которые в нашей речи не употребляются, и устно подобрать к ним слова — синонимы из современного языка; принести книгу или сборник сказок А. Пушкина, в котором есть «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Тема: А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Цели:расширение словарного запаса; развитие умения выразительного чтения (ролевого чтения); соединение различных видов искусства (литературы, музыка, изобразительные искусства) для углубленного осмысления художественного произведения; развитие творческих способностей учащихся; формирование эстетического вкуса.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Работа по определению значений устаревших слов, а также синонимов к ним
Учащиеся должны выписать в тетрадь по литературному чтению следующие устаревшие слова и выражения: служитель, исправно, полба, рознь, авось, проворье, тятя, с дитятей, повадлив, бедство, оброк, недоимка, взяла унылость, экого, супостат, молодёнок, слабёнок, думу думать, море смутилось, полно, хлопочешь, вражёнок, полверсты, понапружился.
Ролевое чтение сказки
Вместе с учителем учащиеся выделяют в тексте слова автора, Балды, попа, попадьи, старого беса, бесёнка, определяют, какие чувства и настроения они должны передать, читают сказку по ролям.