Тема i. введение в методику

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений

. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.

Стр. 1

Данный предмет — новый в подготовке специалистов для системы дошкольного образования, и пособие к этому курсу публикуется впервые. В книге раскрываются исторические и теоретические основы социализации личности ребенка, подходы к организации методической работы с детьми в дошкольном учреждении и в семье. Пособие включает необходимую для студентов информацию, творческие задания. В качестве приложения предлагается авторская программа для детского сада «Я — человек» и Декларация прав ребенка.

ПРЕДИСЛОВИЕ

НОВЫЙ ПРЕДМЕТ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На протяжении многих истекших лет учебный план подготовки специалистов колледжа и вуза по специальности «Дошкольное воспитание» в целом оставался прежним и лишь в последние 5 — 8 лет изменился существенно. Изменения касаются, в частности, введения норых предметов, одним из которых и является «Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью».

Почему же появилась потребность введения такого предмета в учебный план?

Процесс становления Человека сложен, многогранен. Ребенку очень нужна при этом помощь взрослого, и потому педагог должен владеть методикой, обеспечивающей для ребенка процесс социализации, вхождения его в мир себе подобных — мир людей.

Нельзя сказать, что прежде студентов не обучали такому содержанию педагогической деятельности — вопросы социализации личности были «рассыпаны» по многим предметам. Частично они присутствовали в курсах дошкольной педагогики, возрастной психологии, в методике физического воспитания, развития речи, ознакомления с природой и др. Однако каждый предмет имеет свои задачи и методы, а также свою специфику, которая, вольно или невольно, поглощает, подчиняет своей логике задачу социализации, воспитания у ребенка отношения к себе и другим людям. К тому же у будущих педагогов не формировались должные установки на приобретение профессиональных знаний и умений для помощи ребенку в его социализации.

«Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью» как учебная дисциплина обладает большими возможностями для развития у студентов таких профессионально важных качеств, как аналитичность мышления, способность к научному поиску, умение сочетать традиционность с инновациями и др. Данная учебная дисциплина обогащает студента умением содержательно, интересно, по-новому организовывать педагогический процесс, заботясь о развитии внутреннего мира ребенка, его духовности, его человечности.

Стр. 2

Еще в первобытном обществе мать обучала свое дитя человеческой деятельности, знала, с чего начать и к какому логическому завершению привести обучение, хотя и не имела научно обоснованных программ. Главным руководством к такому приобщению к миру себе подобных была потребность — биологическая и социальная — выжить и продолжить род. Сегодня знание закономерностей развития человеческого существа поможет педагогу вести процесс социализации грамотно и перспективно.

Курс включает теоретические, практические и методические вопросы, а также задания для практики. Он рассчитан на 72 ч.

При двухступенчатой системе подготовки специалистов курс читается и на первой, и на второй ступени. Часы распределяются примерно поровну, но на первой ступени больше внимания отводится вопросам прикладного характера, а на второй ступени — вопросам теоретического характера.

Содержание пособия выстроено по темам. Каждая тема может изучаться на нескольких занятиях. Предусмотрены задания для самостоятельной работы студентов. Выполнение заданий будет способствовать более глубокому усвоению предмета. Кроме того, в пособии есть рубрика «Для любознательных».

В приложении к пособию помещены авторская программа «Я — Человек» и «Декларация прав ребенка».

Автор надеется, что будущие педагоги дошкольных учреждений проникнутся идеей воспитания человека духовно богатого, свободного, счастливого, способного к сохранению накопленного его народом и человечеством опыта и к творческому преобразованию мира; человека, любящего свою Родину и способного мыслить планетарно. Предмет «Теория и методика ознакомления с социальной действительностью» поможет им в этом.

Тем, кто хочет изучить предмет глубоко и основательно, мы дадим несколько советов:

активно работайте на лекциях: записывайте основные положения, участвуйте в дискуссиях, задавайте преподавателю побольше вопросов;

активно работайте дома: перечитывайте свои записи лекций вскоре после прослушивания, читайте дополнительную литературу, выполняйте все задания педагога;

Стр. 3

проявляйте творчество и самостоятельность. Учитесь с удовольствием.

Желаем успехов!

Тема I. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ

Короче, про проективные методики.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: