Тема: история становления и возникновения этнопсихологии.

  1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии.
  2. Изучение психологии народов в Германии и России.
  3. Психология народов Вундта, как первая форма социально – психологического знания.
  4. Шпет о природе этнопсихологии.

1.

Крупицы этнопсихологических знаний находятся в трудах античных историков и философов – Геродота, Гиппократа, Тацита, Страгона. Уже в Древней Греции было замечено влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей. Врач и основатель медицины Гиппократ, выделил общие положения, согласно которому все различия между народами связаны с природой и климатом страны. Геродот является отцом не только истории, но и этнографии. Его основной труд называется «История», где делается первая попытка этнического подхода к объяснению заинтересовавших его особенностей жизни и характера разных народов, обусловленных окружающей их природной средой. В новое время первые попытки сделать народ предметом психологических наблюдений были предприняты в XVIII веке, и снова именно среда и климат рассматривались в качестве факторов лежащих в основе различий между ними. Французские просветители XVIII века ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Самым ярким представителем является Монтескье. Тем не менее, среди множества факторов он выдвигал климат. Он полагал, что в ходе истории непосредственное влияние климата будет ослабевать, а действие других причин усиливаться. Идея «народного духа» проникла и в немецкую философскую историю XVIII века. Один из ее виднейших представителей Гердер. Он не разделял понятия «народный дух», «душа народа» и «народный характер». Гердер среди основных признаков народа выделил – язык, предрассудки, музыку. Кроме того, он начал исследовать влияние образа жизни и воспитания, общественного строя и истории, на формирование психологических характеристик. Гердер заметил также роль устного народного творчества, считая также, что мир фантазии отражает народный дух, поэтому он считается одним из первых европейских фольклористов. Он пытался применить результаты своих исследований при описании черт присущих душе некоторых из народов Европы. Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли – Кант, Гегель, Юм.

2.

Развитие целого ряда, прежде всего этнографии психологии и языкознания, привело в середине XIX века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Обще признано что это произошло в Германии в тот период когда наблюдался всплеск общегерманского самосознания, обусловленное процессами объединения многочисленных княжеств в единое государство.

Отцами новой дисциплины являются немецкие ученые – Лацарус и Штейнталь, которые в 1859 году приступили к изданию журнала «Психология народов и языкознания». Необходимость развития психологии народов, новой науки входящей в состав психологии они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и общностей, в которых люди действуют как некоторое единство. Среди таких общностей особо выделяется народ. По мнению Лацаруса и Штейнталя, народ есть совокупность людей которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу. Все индивиды одного народа имеют сходные чувства, склонности, желания, все они обладают одним и тем же духом, который немецкие мыслители понимали как психологическое сходство индивидов и одновременно как самосознание. Основными задачами новой науки Лацарус и Штейнталь считали:

а) познание психологической сущности народного духа;

б) открытие законов по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве, науке;

в) выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.

Кроме исторической психологии народов объясняющей дух народов в целом, немецкие ученые выявили конкретную психологическую этнологию, признанную давать характеристики духа отдельных народов. Идеи Лацаруса и Штейталя сразу же нашли отклик в многонациональной Российской Империи. Уже в 1859 году появляется русский перевод изложения их программной статьи. В нашей стране рождение этнопсихологии связано с деятельностью русского географического общества, члены которого рассматривали психологическую этнографию как один из разделов этнографии. Надеждин предложивший этот термин, полагал что, психологическая этнография должна изучать духовную сторону жизни человеческой природы, умственные и нравственные способности, силу воли и характера и т.д. Как проявление народной психологии рассматривалось и им устное народное творчество (былины, сказки, пословицы). В 1847 году начинается сбор материалов по программе изучения этнографического своеобразия населения разных губерний России, предложенной Надеждиной. Позднее, в 70-е годы XIX века в России в след за Германией, была предпринята попытка встроить этнопсихологию в психологию. Эти идеи возникли у правоведа, историка и философа Кавелина, который в 40-е годы участвовал в осуществлении программы этнографических исследований русского географического общества. Он высказал мысль о возможности объективного метода изучения народной психологии по продуктам духовно деятельности, памятникам культуры, фольклорам, верованиям. По его мнению, задача психологии народов – установление общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов, и у одного и то7го же народа в разные эпохи его исторической жизни.

Большинство российских мыслителей XIX и XX веков, в большей или меньшей мере, были озабочены проблемой раскрытия самобытности русской души, вычленения ее главных характеристик и объяснение их происхождения. Над этой проблемой работали Чаадаев, Сорокин, Соловьев, Бердяев, Чернышевский и другие. Одни авторы только описывали черты русского национального характера, другие пытались систематизировать описание своих предшественников, определить значимость каждого из исследуемых факторов. В развитие этнопсихологических идей внесло свой вклад и российское языкознание. Потебня разработал оригинальную концепцию языка, основанную на исследование его психологической природы. По его мнению, именно язык обуславливает приемы умственной работы и разные народы, имеющие разные языки формируют мысль своим отличным от других способом. Именно в языке он видит главный фактор, объединяющий людей в народность. Для него народность это этническая идентичность, ощущение общности, на основе всего того, что отличает один народ от другого, составляя его своеобразие, но, прежде всего на основе единства языка.

3.

Первую этнопсихологическую статью В.Вунд напечатал в 1886 году, затем переработал ее в книгу, которая была издана в 1912 году под названием «Проблемы психологии народов». Он последовательно проводит мысль, что совместная жизнь индивидов должна порождать новые явления со своеобразными законами. По мнению Вундта, общее представление многих индивидов проявляется в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним. В ранних работах немецкого исследователя имеется четкая структура продуктов творческого духа народов:

а) язык – содержит общую форму живущих в душе народа представлений и закона их связей;

б) мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями;

в) обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка.

Основным методом психологии народов В. Вундт рассматривал анализ конкретных исторических продуктов духовной жизни.

4.

20-е годы XX века в России с учетом достижений была предпринята еще одна попытка создания этнической психологии. В 1920 году русский философ Шпет в докладной записке об учреждении кабинета этнической и социальной психологии при историко-филологическом факультете Московского университета определил эту область знания как отрасль психологии, охватывающую изучение таких проявлений душевной жизни человека как язык, мифы, верования, нравы, искусство, т.е. тех же продуктов духовной культуры, которые призывали изучить Лацарус, Штейнталь, Кавелин, Вундт. Более подробно он изложил свои взгляды в книге «Введение в этнопсихологию», первая часть которой вышла из печати в 1927 году. В этой работе Шпет проводит подробный методологический анализ концепции Лацаруса, Штейнталя и Вундта. Шпет утверждает, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ни чего психологического. Психологично другое отношение к продуктам культуры к смыслам культурных явлений. Шпет полагал, что все они: язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания. Согласно концепции русского мыслителя, анализируя продукты культуры этнопсихология должна выявлять типические коллективные переживания, отвечая на вопросы: что народ любит, чего боится, чему поклоняется. Идеи русского философа звучат актуально и на сегодняшний день, во-первых это относится к понятию коллективных переживаний, во-вторых, актуально утверждено, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным отношением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа. Кроме того, Шпет говорил о единстве человека с народом, которое определяется обоюдным актом признания.

Олег Дреев. Некоторые особенности национального характера осетин. 2 часть.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: