Тема: этнопсихология как наука

  1. Предмет, задачи, структура этнопсихологии.
  2. Основные понятия этнической и кросс-культурной (сравнительно — культурная) психологии.
  3. Психологическое измерение культур.

1.

С середины XX века во многих странах мира наблюдается рост этничности. Этот рост имеет две тенденции: положительную и отрицательную. Этническое возрождение позволяет выявить ценности этнокультурного многообразия и этнического опыта. Отрицательные аспекты заключаются в усилении этноцентризма, появлении открытой этнической нетерпимости, всплеске межнациональной конфликтности.

Этнопсихология- это междисциплинарная наука, которая соединяет в себе этнологию и психологию.

Первоначальной целью этнопсихологии было изучение психологических особенностей индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

Цели этнопсихологии, состоят в выявлении психологических механизмов формирования позитивно этнической и культурной идентичности, а также в изучении психологических механизмов этнической толерантности на групповом и личностном уровнях.

Задачи этнопсихологии:

а) исследование социально психологических проблем межэтнического взаимодействия, этнических миграций и акультурации;

б) изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне, а также вопросов этнопсихотерапии и личностной саморегуляции;

в) создание и апробирование программ и методов социально-психологического тренинга, успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;

г) различие теорий этнопсихологии с целью понимания психологический законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

Методологическими принципами этнопсихологии являются:

  1. Принцип детерминизма (наличие в людях тех или иных особенностей на фактах истории);
  2. Принцип единства сознания и деятельности;
  3. Принцип личностного подхода.

Структура этнопсихологии включает в себя: специфические качества национального характера; национальное самосознание; национальные чувства и настроение; национальные интересы, ориентации, традиции, привычки

2.

Одним из основных понятий этнопсихологии является – этнос.

Этнос – это исторически сложившееся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований фиксированным самосознанием (Бромлей, 1983).

Над определением «этноса» работали и Гумилев, Арутюнов Чебоксаров и западные исследовали Теджфелл, Триандис и др. В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным предметом теоретических и эмперических исследований долгое время было этническое самосознание – это осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Позднее было выведено понятие «этническое самосознание», которое описывает всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и другом этносах. Этничность и этническая идентичность вошли в науку в середине XX века. Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно принадлежность к определенной этнической группе, а также эмоциональное и ценностное значение связанное с этой принадлежностью. Фаворитизм характеризуют такую группу, которая оценивает свою группу более позитивно, чем другую. Внешне групповая враждебность – это явное или скрытое отношение к представителям другой этнической общности. Эти отношения часто носят название «этнических стереотипов», т.е. упрощенных схематизированных эмоционально окрашенных образов какой-либо этнической группе легко распространенной на всех ее представителей. Этнические стереотипы могут подразделяться на автостереотипы – это представления и характеристики членов своей этнической группы и гетеростереотипы – это образы представителей других этнических групп. Этнические стереотипы выполняют три основные функции:

  1. познавательную
  2. коммуникативную
  3. защиты

Этноцентризм – это восприятие и интерпритация поведения других людей через призму своей культуры. Для кросс-культурной психологии базовым понятием является понятие «культура». В английском языке это слово может означать расу, национальность или этничность, пищу, одежду, ритуалы, традиции и т.д. Культура – это сложное понятие относящееся как к материальным, социальным явлениям, так и к индивидуальному поведению. Оно представляет собой комплекс созданных людьми объективных и субъективных элементов, которые в прошлом обеспечивали выживание жителей. Культуру формирует как природа, так и история.

3.Для классификации культур в кросс-культурной психологии были предложены понятия «культурный синдром» и «измерение культур». Культурный синдром – это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения которыми одна группа отличается от другой. Триандис выделил три синдрома:

а) простота – сложность

б) индивидуализм – коллективизм

в) открытость – закрытость

Одним из важных аспектов «простоты — сложности» является поведение человека во времени и пространстве. На западе время понимается как линейный вектор от прошлого через настоящее к будущему. Во многих культурах Востока время рассматривается как непрерывность повторяющихся циклов в природе и человеческой жизни. В западной культуре принято делать одно дело в единицу времени и разговоры вести последовательно, а не одновременно. В других культурах приемлемо вести разговор с несколькими людьми. Чем более сложной является культура. тем более специфичны в ней роли. В менее сложных – роли более диффузны, размыты.

Индивидуальной может быть названа культура в которой индивидуальные цели ее членов не менее важны, чем групповые. Коллективная культура характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными. В каждой культуре люди имеют как индивидуальные, так и коллективные тенденции сознания и поведения. Однако индивидуализм характерен для Запада, а коллективизм для Востока и Африки. Современные исследователи разделяют коллективизм на два типа: горизонтальный, который характеризует взаимную зависимость людей друг от друга и вертикальный, который означает служение индивида группе. Недостатками коллективизма является авторитаризм и давление на личность. Высокая вероятность установления автократических режимов. Недостатками индивидуализма: одиночество, семейные конфликты, разводы, свобода приводящая к детской преступности, возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

В закрытых культурах люди должны вести себя в соответствии с групповыми нормами, нарушение которых строго карается. В открытых, наблюдается большая терпимость в отклонении поведения индивида от принятых норм.

Ховстед также выделил три измерения культур:

  1. избегание неопределенности
  2. дистанция власти
  3. москулинность – феминность

Избегание неопределенности может быть высокого и низкого уровней. Культуры с высоким уровнем – это культуры коллективного типа, имеют низкий уровень толерантности к неопределенности, что выражается в высоком уровне тревожности и тенденции к выбросу энергии. Культуры с низким уровнем избегания неопределенности имеют более низкий уровень стрессов, принимают разногласия в своей среде и характеризуются большей склонностью риска.

Дистанция власти определяется как степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества. Индивиды из культур с большой дистанцией власти, считают что, власть это наиболее важная часть общественной жизни, поэтому люди облеченные властью рассматривают своих подчиненных как отличных от них самих. В культурах с низкой дистанцией власти господствует мнение, что только легитимная власть подлинна и компетентная власть предпочитается власти простой силы и принуждению. Путь к благоденствию – включает знание, любовь и счастье, а в понимании членов культуры с высокой дистанцией власти родовитость, наследство, скупость, хитрость и временами нечестность.

Высокая степень москулинности, выраженности мужского начала, означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности. В феминных культурах в качестве главных ценностей превалирует сам человек и смысл жизни. В культурах москулинного типа подчеркивается различие в половых ролях, исполнительность и независимость. В культурах феминного типа упор делается на взаимную зависимость и служению друг другу.

Этнопсихология (Монсонова А.Р.) — 1 лекция


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: