Тема viii. предметный мир и его роль в процессе социализации личности ребенка

Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.

На примере любого предмета (назначение, способы действия и др.) попробуйте доказать, что в нем заложен опыт человечества.

Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

Эта важная функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют то окружение, которое обеспечивает человеку как биологическому существу жизнь.

Предметы могут оказаться и опасными для жизни маленького ребенка (нож, игла, щипцы и др.), но объективно они не теряют своей функции жизнеобеспечения (когда находятся в руках взрослого). По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Так мы подошли к определению следующей важной функции предметов: функции, способствующей ориентировке ребенка в окружающем мире. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый… Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.

Стр. 73

Составьте схему предметного мира, объединив предметы в три группы: предметы, которыми ребенок не действует, предметы, которыми он постоянно пользуется, и предметы, которые он способен изменять, преобразовывать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.

Вы можете избрать и другое основание для группировки предметов. Предложите его и обоснуйте.

Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.

На первом этапе, который можно назвать спонтанно-исследовательским, происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, «пробуя на язычок», постукивая и т. п., узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще не осознанно. Исследуя предметы, малыш еще не ставит перед собой такую цель, он пока на это не способен. Процесс исследования спонтанен и ситуативен. Ребенок пробует разные способы управления предметным миром.

Задачи педагога таковы:

§ организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы, разные по форме, цвету, материалу, звучанию;

§ поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению;

§ формировать у детей представления о назначении предметов, которые находятся в их непосредственном окружении.

Все названные выше задачи взаимосвязаны и в педагогическом процессе реализуются в комплексе, но решение первой задачи является необходимым условием для выполнения последующих. Иначе говоря, взрослый создает предметную среду, на основе которой и будут решаться задачи формирования представлений о назначении предметов и воспитания интереса к действиям с предметами.

В окружении ребенка не должно быть большого количества предметов, но подбирать их следует так, чтобы были представлены предметы разного цвета — и яркого, и спокойного; разного по силе и тембру звучания, а также жесткие и мягкие. Игрушки и другие предметы должны быть разного размера. Обязательным условием является безопасность игрушек и предметов.

Стр. 74

Важная задача первого этапа освоения предметного мира — ознакомление детей с назначением предметов. Суть ее в том, что, когда ребенок впервые встречается с предметом, он должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать, т. е. узнать прямое назначение предмета (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать). Такой путь познания помогает формированию умения ориентироваться в пространстве и в освоении способов действия с предметом.

Взрослый каждый раз говорит малышу о назначении предметов («Вот наша чашка, будем пить из нее молоко»). Чтобы проверить, усвоил ли ребенок информацию, можно предложить ему найти и показать чашку, а затем решить проблемную ситуацию. Перед малышом ставят чашку, тарелку, кладут палочку. Задают вопрос: «Из чего ты пьешь молоко?» Это задание предназначено для детей раннего возраста (как и весь данный этап), и именно поэтому гак важно, чтобы ребенок учился соотносить действия с предметом с его функцией.

Второй этап характеризуется усвоением детьми представления вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по-разному: палочкой копают, достают предметы, едят и т. д. Приобретение подобных представлений приво-дит к появлению предметов-заместителей, что, как известно, свидетельствует о зарождении сюжетно-ролевой игры.

Данный этап важен и потому, что он способствует развитию воображения, творческих способностей.

Педагогические задачи данного этапа освоения ребенком мира предметов следующие:

§ обогащение предметной среды, окружающей ребенка;

§ формирование представлений о связи между функцией предмета и его назначением;

§ развитие творческого отношения к окружающему миру.

Обогащение предметной среды происходит за счет предметов, которые могут быть многофункциональными: конструкторов (из одних и тех же деталей можно собирать разные изделия), предметов, одинаковых по назначению, но разных по цвету, материалу, размеру — мячей, посуды и др. предметов, которые ребенок может легко использовать в качестве заместителей (палочки, дощечки и др.).

Стр. 75

Но разнообразие предметов не самоцель. Важно, как именно воспитатель использует их для обогащения социального опыта ребенка. Каждый новый предмет обязательно обсуждается с детьми: что он из себя представляет, зачем и кому нужен, как с ним действовать, какую функцию он будет выполнять, находясь в группе. Например, на стене появляется новая картина. Воспитатель просит детей сказать, что изменилось. Если дети замечают картину, то воспитатель предлагает всем вместе рассмотреть, что на ней изображено, а затем подумать, зачем картину повесили в комнате, какая от нее польза. Если же речь идет о предмете, с которым можно действовать, воспитатель обучает детей способам действия.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например, нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что нужно попросить молоток у плотника. А если плотника сегодня нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети могут предложить забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т. д. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ.

Третий этап в освоении ребенком предметного мира — спонтанно-исследовательский и преобразующий.

Этот этап характеризуется тем, что дети, проявляя интерес к предметам, хотят изучить их, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. Иначе говоря, ребенок осознанно стремится исследовать окружающий его предметный мир (и поэтому часто «ломает» игрушки). Второй особенностью является то, что у детей возникает желание самим создавать какие-то предметы или же преобразовать старые. Эти две особенности свидетельствуют о том, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка развиваются наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека (А. Н.Леонтьев, М. И.Лисина, Д.Б.Эльконин и ДР-). происходит дальнейшее развитие «ручной умелости» (Т. С. Комарова), стремление к преобразующим видам творческой деятельности (Н. А. Вет-лугина, Г. Н. Пантелеев, Л. Е. Одерий и др.), развивается воображение (О. М. Дьяченко, Л. А. Парамонова и др.). Отношение к взрослым людям, оценка их деятельности начинают носить все более деловой характер.

Стр. 76

На этом третьем этапе перед педагогом стоят следующие задачи:

§ продолжать расширять и углублять представления детей о предметах, их свойствах, качествах, назначении, функции;

§ развивать фантазию, творческое воображение, желание и умение преобразовывать предметы;

§ формировать представление о том, что предметы изготовляют люди для удовлетворения своих потребностей.

Для решения данных задач используются разные методы и приемы. При подборе игрушек педагог прежде всего обращает внимание на то, чтобы в группе имелись предметы, соответствующие данному этапу. Особенностями таких игрушек являются функциональность, наличие мелких деталей, «секрета» (озвученность или др.). Можно вносить в группу и погремушки. Необходимы также игрушки, которые отражают сегодняшний день.

В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. Если их нельзя держать постоянно, то следует приносить, периодически рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия. Можно принести кофемолку и рассмотреть, соблюдая меры безопасности, каким образом из зерен получается молотый кофе.

Какие потребности человек удовлетворяет с помощью созданных им предметов? Попробуйте составить классификацию предметов на этом основании.

С какой целью в подготовительной к школе группе можно давать детям погремушку?

Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывает интерес к их строению, функции, назначению. Можно в повседневной жизни проводить с подгруппами детей игры-занятия типа «Как сохранить тепло (с помощью каких предметов можно сохранить тепло)?», «С помощью каких предметов можно осветить темную комнату?» и др.

Изучите по книге В. А. Петровского и др. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» (М., 1993) требования к построению «развивающей среды» в дошкольном учреждении. Обоснуйте ваше отношение к этим требованиям и понимание их. Можете ли вы их дополнить?

Стр. 77

Воспитатель предлагает детям классифицировать одни и те же предметы по разным основаниям (см. главу о методах ознакомления детей с социальной действительностью).

К решению первой задачи этого этапа воспитатель привлекает родителей. Он объясняет необходимость такой работы, рекомендует научить детей дома пользоваться бытовой техникой.

И дома, и в дошкольном учреждении следует привлекать дошкольников к оформлению помещений. Это способствует пониманию детьми назначения предметов, их роли в жизни человека, дает возможность практически участвовать в преобразовании предметной среды.

По учебно-методическому пособию О. В. Дыбиной-Артамо-новой «Предметный мир как источник познания социальной действительности» (Самара, 1997) изучите содержание работы с детьми на третьем этапе освоения ими предметного мира.

Вторая задача может рассматриваться и как самостоятельная, и как подготовительная к решению следующей задачи. В первом ее качестве эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок», «Что предмет рассказывает о себе?», «Найди пару (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.)».

Важной и интересной частью работы на этом этапе является ознакомление детей с настоящим, прошлым и будущим предметов. На примере любого предмета воспитатель может рассказать и объяснить, как человек, удовлетворяя потребность в предмете, изменял его. В педагогический процесс включаются разные виды деятельности детей и разные формы работы с ними. Например, воспитатель может познакомить детей с происхождением иголки, предметов одежды, мебели. Прежде всего необходимо отобрать познавательный материал, не забывая, что работа проводится с детьми дошкольного возраста. Затем следует продумать, освоение какого материала потребует специальных занятий, а что можно освоить с детьми в трудовой деятельности, в игре, а также какие можно организовать развлечения, праздники, как привлечь к участию в них всех детей с учетом интересов и способностей каждого.

Стр. 78

Как по-вашему, возможно ли такое воспитание в дошкольном возрасте и не вступает ли этот подход в противоречие с идеями национального и даже интернационального воспитания?

Изучение процесса социализации личности ребенка на ранних стадиях показывает, что если взрослый не фиксирует внимание детей на национальных различиях между людьми, то ребенок и не воспринимает их как значимую характеристику другого человека (взрослого или ребенка). Для него мир делится на хороших и плохих людей, а не на людей разных национальностей. При этом ярко выраженные расовые различия ребенок отмечает с самых малых лет как черты непохожести на него самого (у нефа почему-то другой цвет кожи). Однако отношение к людям определяется эмоционально-нравственным компонентом. Исследованием Д. Азимовой установлено, что конфликты между детьми разных национальностей возникают не чаще, чем между детьми одной и той же национальности в одной группе дошкольного учреждения. Объяснение, что ребенок не хочет дружить со сверстником из-за того, что тот казах, а он русский, возникает только под влиянием взрослых. Сами же дети, если и не хотят дружить, то по мотивам, свойственным детству («С ним неинтересно»; «Он мне ифушек не дает» и т. п.).

Подобные факты говорят о том, что дети по природе своей «существа планетарные». Они, хотя и неосознанно, ощущают себя жителями всей планеты до тех пор, пока взрослые «не воздвигнут стену» из национальных и расовых различий и неравного отношения к людям по данным признакам.

Сегодня развитие нашего общества, несмотря на множество недостатков в этом процессе, идет по пути сближения с другими странами мира. Для наших людей открылись границы, стало значительно шире общение между людьми, живущими в разных уголках планеты. Эта реальность благоприятна для воспитания у детей толерантного (терпимого) отношения к людям и понимания общечеловеческих ценностей. Но наряду с этим именно в последнее десятилетие усилились межнациональное противостояние, конфликты, даже военные, между людьми разных национальностей, стремление к национальной обособленности и самоопределению. И это не может не отражаться на воспитании детей.

Стр. 79

Сказанное выше свидетельствует о необходимости поиска путей разрешения противоречия между планетарным и национальным воспитанием. Любой житель планеты должен иметь свои корни, свою Родину, свою Землю, свою культуру, благодаря чему он ощущает свою самобытность, непохожесть на других. В то же время это придает ему уверенность, чувство защищенности.

Национальное через мезои микросреду начинает формировать, социализировать ребенка уже с рождения. Еще до того как малыш начнет осознавать это влияние, оно, как писал К. Д. Ушинский, «с молоком матери» входит в ребенка с родным языком, с первыми песнями, с организацией быта и со всем укладом жизни. Ребенок исходно начинает принимать мир в той национальной «окраске», в которую попадает после рождения и в которой будет жить в дальнейшем.

Но он не должен с годами и потерять ощущение своей принадлежности к миру, к планете Земля.

Указанные две линии, если они рассматриваются в единстве, способствуют гармоничности в социализации личности ребенка, закладывают основу для формирования «комплекса гражданственности», в который входят такие личностные образования, как любовь и привязанность к своей Родине, к своему народу, к своей планете, к жителям Земли.

Поговорите с детьми 4 и 5 лет. Выясните, знают ли они людей какой-нибудь другой национальности, приходилось ли им видеть людей, непохожих на них (с другим цветом кожи). Сравните ответы детей разного возраста, сделайте выводы.

Задание для любознательных. Сравните подходы к пониманию проблемы национального, интернационального, планетарного воспитания в работах К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, К. Н. Вент-целя и современных исследователей: Э. К. Сусловой, М. И. Богомоловой, а также точку зрения, изложенную в «Концепции дошкольного воспитания» (М., 1988).

Стр. 80

Социальные роли и статусы. Видеоурок по обществознанию 8 класс


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: