Тенденции развития детских и молодежных сми в россии постперестроечного периода

По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. В 2004 г. в нашей стране издавалось 105 детских и юношеских газет и 112 журналов. По сравнению с советским временем, сегодня детские и юношеские СМИ России стали в большей степени соответствовать реальным запросам, учитывая разнообразные интересы и потребности аудитории. В условиях развития рыночных отношений детская пресса стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей, старается завоевать популярность у своей аудитории. У юных читателей появилась возможность выбирать издания, которые вызывают интерес. Однако этот выбор юной аудитории ограничен высокими ценами на издания. Потому и проблема дойти до той части аудитории, на которую они рассчитаны, — одна из самых актуальных.

Журналистика для детей, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции. В качестве главных выступают такие, как информационная, воспитательная, образовательная, обучающая и функция социализации.

Но всу более заметное место в детской журналистике занимает группа рекреативных и гедонистических функций. Это объясняется коммерческими интересами редакций, а также особенностями детской психологии, для которой характерна некоторая размытость границ между процессами познания и развлечения.

С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная и коммуникативная функции. Совместные предприятия, коммерческие организации и частные лица, как правило, выпускают развлекательные издания, привлекающие внимание аудитории, где довольно много информации утилитарного характера: практические советы, справочные послания.

Группа организаторских функций также играет в юношеской прессе большую роль. Издания, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, школе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности.

В последнее время многократно усиливаются рекламные функции рассматриваемых СМИ. Раньше в журналах для дошкольников и младших школьников материалы с элементами рекламы почти отсутствовали, теперь же они появляются почти в каждом номере. Естественно, что в этих изданиях она в первую очередь направлена на родителей. Например, в журнале «Веселые картинки» это реклама книжных новинок детских издательств, магазина «Детская мебель», компании «В1С», выпускающей ручки, карандаши, фломастеры.

Сегодня группа традиционных изданий для юной аудитории представлена различными видами периодики: в основном журналами, альманахами, дайджестами, реже – газетами и приложениями к ним. Ранее четырехполосная «Пионерская правда» выходит в формате восьмиполосного или шестнадцатиполосного (с приложениями) еженедельника, причем одну треть ее площади занимают иллюстраций.

Необходимо отметить наметившуюся в начале 1990 гг. тенденцию резкого падения тиражей традиционных изданий, обусловленную рядом причин: постоянным ростом типографских расходов и услуг Роспечати, общим снижением интереса детей к чтению периодики, обновлением рынка детской прессы и т.д. Но главной причиной стало появление районных и городских изданий, максимально приближенных к интересам и потребностям ребенка. Вместе с тем в последние три-четыре года тиражи некоторых изданий стабилизировались, а в некоторых случаях даже увеличились. Тиражи журналов для дошкольников и младших школьников не превышают 30 тыс. экз. Исключение составляют журналы «Веселые картинки» — 118 тыс. экз. и «Мурзилка» — 110 тыс. экз., тиражи которых не меняются в течение нескольких лет.

По способу производства издания анализируемой прессы подразделяются на традиционные и юнкоровские. Традиционные издания в основном представляют собой продукт деятельности профессиональных журналистов, а юнкоровские – самодеятельного детского творчества.

Специфической чертой современной журналистики России является возникновение и успешное развитие самостоятельной юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства — от корректора, репортера до главного редактора — работают сами дети и подростки. Издания юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографским или компьютерным способом. Руководят ими опытные журналисты и педагоги-энтузиасты, стремящееся придать содержанию и форме этих изданий профессиональный уровень.

Тот факт, что создатели юнкоровских изданий, в силу своего возраста и круга интересов, стоят ближе к читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты, позволяет им быть особо эмоциональными, интересными для юного читателя, а главное – не похожими на традиционную прессу. Сосуществование традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства влияет на многие стороны изданий обеих групп. Изменяются их структура, содержание, периодичность, объем информации, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т.д.

\


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: