Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Ассоциативно — рефлекторная теория обучения.

В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно — рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым иИ.П.Павловым закономерности условно — рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно — рефлекторных связей — ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые — психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно — рефлекторную теорию обучения.

Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций — простых и сложных.

2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

n восприятие учебного материала;

n его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

n запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

n применение усвоенного в практической деятельности.

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

n формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

n подача учебного материала в определенной последовательности;

n демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

n применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

Из данных можно сделать практические выводы:

1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:

n слуховые;

n зрительные;

n двигательные и др.

2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:

n выделять главное;

n применять подчеркивание;

n использовать цвет;

n предлагать обратить особое внимание и т. д.

3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:

n доступным;

n логически взаимосвязанным;

n правильно понятым;

n актуализированным.

4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:

n составление конспекта изученного;

n повторение;

n рассказ;

n объяснение;

n показ усвоенного товарищу;

n применение полученных знаний в практической деятельности.

5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологиА.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.

Основные положения:

1. Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом материальной (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

2. Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:

n ориентировочной (управляющей);

n исполнительной (рабочей);

n контрольно-ориентировочной.

3. Каждое действие характеризуется определенными параметрами:

n формой совершения;

n мерой обобщенности;

n мерой развернутости;

n мерой самостоятельности;

n мерой освоения и др.

4. Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД — текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.

5. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:

n мотивационный;

n предварительное ознакомление с действием;

n выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

n внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

n беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

n автоматическое выполнение отрабатываемых действий.

Н.Н. Нечаев. Теория поэтапного формирования как…


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: