Тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих

(Ч.-ч., Мадхья, 22.16)

Он говорит: «Камадинам кати на катидха палита дурнидеша. Эти вещи, как вожделение, гнев или обида, жадность, зависть, гордыня, иллюзия, они стали моими господами. Они взяли власть надо мной и стали отдавать мне дурные приказы». Дурнидешам – значит, они стали понукать мной, понукать, говорить: «Делай то, делай это». И не смотря на то, что я верой и правдой исполнял их приказы, на каруна на трапа нопашантих – они не знают ни милости ко мне. Иногда, если человеку исполнишь приказ, он сжалится над тобой. Они – нет, никакой жалости нет. На каруна на трапа – стыда у них тоже нет. Приказы их становятся все более и более отвратительными. Нопашантих – и они не успокаиваются никогда. То есть очень важную вещь, которую мы еще должны понять, это то, что все эти пороки или проблемы, они порабощают нас полностью, они подчиняют нас и делают нас игрушками в их руках.

И следующая вещь, которую мне также хотелось вам сказать, чтобы еще раз настроить на серьезность того, о чем мы говорим. То, что обида, если я не нахожу выхода ей, если я не научился прощать, то, в конце концов, обида, накапливаясь, разрушает, что? Отношения, правильно? Все отношения разрушаются, и так как отношения разрушаются, человек, в конце концов, становится социопатом. Если человек не научился, а в обществе нас всегда будут обижать. Заметили, да? Пока мы живем в обществе, все время будут обижать, если человек не научился прощать, у него будет накапливаться эта боль, и в конце концов, он не будет хотеть вообще ни с кем общаться. Почему люди разводятся? По одной единственной причине, из-за обид, которые они причинили друг другу и из-за того, что они, так или иначе, не простили друг другу. Почему люди воюют, почему люди иногда там эту обиду несут в себе поколение из поколений? До сих пор армяне обижены на турков: «Они не извинились перед нами». А турки не хотят извиняться: «Не было ничего там».

Но суть еще раз в этом, суть в том, что, если человек не научился избавляться от этого, то ему становится очень сложно находиться в обществе, потому что он заранее боится, что его кто-то обидит. У меня накопилась боль, и Шрила Прабхупада объяснял, что этот страх, который возникает у человека в результате боли, он переносится на все остальное, и человек начинает бояться в принципе личностных отношений. Если я не научился особым образом общаться так, что у меня не копится эта боль, то я боюсь любого личностного контакта. И, в конце концов, я перенесу эту боль или этот страх на что? На какие отношения? На мои отношения с кем? С Кришной, да. Шрила Прабхупада говорит, что источником имперсонализма является, что? Страх личностных отношений или боль, которая накопилась у человека в результате этих отношений, когда он неправильно сам вступал в эти отношения, причиняя боль другим. Эта боль возвращалась. В конце концов, он говорит: «Кришны нет. Пустота». Где, кстати говоря, Шрила Прабхупада об этом говорит? Кто-то может сказать? Экзамен. Джай. Один человек спас положение, спасибо. Человек становится, в конце концов, имперсоналистом. Беда этой обиды или этого качества нашего – это то, что я рано или поздно перенесу эти отношения на свои отношения с Кришной. И я не захочу любви, потому что я подумаю, что слишком дорогая цена за эту любовь. Вот, и что происходит с людьми, когда их обидели один раз, причинили какую-то боль? Они начинают, и это следующий момент, очень важный, они начинают смотреть на все остальное сквозь призму этой боли и начинают заранее бояться, что кто-то причинит им боль, даже если у человека нет никакого желания им боль причинять.

Вы когда-нибудь были в обществе недоверчивого человека? Мне периодически приходится бывать в обществе недоверчивых людей. Я, они смотрят на меня, они ничего не говорят, они просто смотрят вот таким вот прищуринным взглядом. И у них почти явственно слышимый стоит в уме вопрос: «Когда он мне какую-нибудь гадость сделает?» И оказываясь в его обществе, я вдруг ловлю себя на том, что я начинаю оправдываться: «Ну, я не хотел, я, я, вообще-то я ничего плохого, я…. Извините меня, пожалуйста!» Почему? Потому что они уже знают. И если я даже ничего не буду делать, они все равно найдут способ, как меня обвинить в этом или как-то сделать. Люди становятся паранойиками. Недоверчивость, паранойя, так? Они везде будут искать врагов.

Я сейчас нахожусь в процессе одних каких-то странных отношений, и эти люди, они все смертные грехи, которые только есть, так сказать, они уже на меня повешены. И хочу я этого или не хочу, делал я это или не делал, это уже даже не важно, потому что уже все и так ясно. Так? Уже все абсолютно ясно заранее, что все это так. И это результат опять же не вычищенной какой-то обиды или неспособности прощать, неспособности отпустить это, не понимание все того, что по-настоящему произошло. Вот. И это следующий момент, который мне хочется сказать, что происходит? Эта недоверчивость или паранойя, или еще что-то, они становятся, скажем так, искривленным образом мира. Слушайте очень внимательно, как это происходит. Человек из-за того, что он не очищает регулярно свое сознание от всех этих неблагоприятных вещей. Будь-то какие-нибудь очень сильные яркие наслаждения или какая-нибудь боль, которую мы копим, если человек не переваривает все это, то его сознание искривляется, и человек начинает смотреть мир, видеть мир в очень странном виде. Он смотрит на мир, и мир отражается у него, как в кривом зеркале. Кто-то подходит, и к нему подходит кто-то красивый, и кто-то приходит к нему с чем-то хорошим, кто-то приносит ему стакан нектара, а он вдруг, когда ему протягивают этот стакан нектара, он вдруг начинает орать: «А-а-а, – опрокидывает его и говорит, – меня хотели отравить в очередной раз! Я успешно раскрыл заговор очередной против себя». Что я хочу сказать? Что такой человек становится…. И как люди воспринимают такого человека? Они посмотрят и говорят: «Ну, все понятно». Кто такие сумасшедшие? Никто не задумывался? Сумасшедшие – это мы с вами. (смех) Из-за наших неадекватных реакций. Доказательством того – простая вещь, то, что мы обижаемся, это уже доказательство этого. Когда это переходит определенные рамки, то человека называют сумасшедшим и сажают его в сумасшедший дом. Но, в общем-то, посадить рашьне, ну, тоже можно в качестве профилактики. Ничего особенного нет.

В советском союзе так и делали, сажали и говорили: «Вялотекущая шизофрения». И главное, что, ну, вялотекущая шизофрения – это такое гениальное изобретение советской психиатрии, и этот диагноз можно поставить всем. Потому что, ну, ясное дело, шизофреник, но никак ярко это не проявляется пока еще. Это просто вопрос времени, когда это проявится в полную меру. Вялотекущая шизофрения…. Шрила Прабхупада, он часто об этом говорил, что мы все сумасшедшие! Так? И это сумасшедствие, оно проявляется в какой вещи? Оно проявляется в том, что мы неадекватно реагируем на окружающий мир. Окружающий мир – это проявление Кришны, это Сам Кришна! А мы начинаем сражаться, биться, ругаться, говорить…. Святой, он смотрит на мир и говорит: «Ах! Кришна». Он пришел на свидание с Кришной. А шизофреник или паранойик ищет какой-то подвог во всем этом. И наверняка находит. Главное, что найти-то несложно. Все это очень часто подтверждается. Вот. И в этом проблема, это искаженное видение реальности, то, что человек искажается.

Шрила Прабхупада, он приводил пример, что одному врачу послали на судебно-медицинскую экспертизу некоего преступника. Преступник утверждал, что он совершил преступление в состоянии аффекта, и соответственно нужна была судебно-медицинская экспертиза. И когда врачу просто сказали, что вот освидетельствуйте его, он сказал: «Мне даже видеть его не надо, я и так могу написать бумагу, что он сумасшедший». У него спросили: «А на основании чего вы напишите бумагу?» Он говорит: «А я целую жизнь практикую. Еще ни одного нормального человека не видел». (смех) «Зачем мне еще раз в этом убеждаться? Я и так ему справку напишу». Вот. Ну, то есть, иначе говоря, если человек не вычищает свое сознание, то рано или поздно это, скажем так, эти искажения в его сознании накапливаются. И мы, сами того не подозревая, будем видеть мир сквозь призму этого искаженного сознания, этого ума, в котором накопились не переваренные там радости и страдания. И в этом проблема.

И тут в связи с этим Конфуций очень хорошую фразу сказал, очень хорошая вещь, он говорит как раз об этом. Слушайте, как он говорит об этом. Он как бы подводит некую черту под нашим с вами обсуждением: «Быть добродетельным – значит, быть свободным душой. Люди, постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспрестанно боящиеся чего-нибудь и отдающиеся страстям, не могут быть свободны душой. А кто не может быть свободным душой, тот видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкус». Он говорит здесь об этом удивительном феномене, об этом явлении, что, если человек попал в плен ко всем этим порокам, вожделение, гнев, жадность, обида, гордыня, то его видение реальности искажается. Акценты его восприятия смещаются полностью, и он, даже вкушая, может не чувствовать вкуса. Это, на самом деле, реальная физическая вещь. Если мы сильно обижены на кого-то, и перед нами поставят замечательный роскошный пир, а у нас внутри там это воспаленный очаг. Почувствуем мы вкус того, что нам принесли? Не почувствуем. Вкуса никакого не будет. Все уйдет. Все уйдет туда. Иначе говоря, энергия уходит туда, энергия растрачивается непродуктивно, человек становится глупым или сумасшедшим, сходит с ума. И я обязательно отвечу на многие вопросы. Просто мне хотелось тоже подождать, чтобы вы дослушали. Я знаю все вопросы, которые вы зададите: «Как же его простить, негодяя? Я же прав! Наказать-то нужно, нельзя же, чтобы справедливость не восторжествовала?!» Я отвечу на все эти вопросы. Но надо все равно сначала, мы по порядку должны понять, что происходит с нами, когда мы реагируем, когда наша реакция основана на невежественном импульсе. Око за око, зуб за зуб. Меня обидели, это мы знаем, это в Библии написано. Правильно, да? В «Ветхом завете»: око за око, зуб за зуб. Все в порядке, Писания говорят об этом. В законах Ману наверняка тоже что-нибудь можно найти, не знаю, где, но найдем, когда надо. Есть высший закон, закон нашей души. И главное, что любое нарушение этого высшего закона имеет негативные последствия на всех уровнях, включая физический.

Еще одну, пожалуй, последнюю или предпоследнюю вещь, которую я хотел вам сказать. Это то, каким образом обида порождает болезни. Это важная вещь, потому что люди сейчас болеют. И одна из таких страшных болезней, которая косит всех – это рак. Двадцать процентов людей сейчас мучительно умирают от рака. Двадцать процентов людей – это огромное число, это эпидемия по сути дела. Рак косит. Никогда такого количества людей не было больных раком. Ученые, их хлебом не корми, дай что-нибудь исследовать. Они мумии египетские проанализировали на предмет раковых опухолей. Оказалось, что все мумии не от рака умерли. Остается, конечно, вероятность того, что просто тех, которые от рака не мумифицировали, но суть в том, что никогда люди этой страшной болезнью так не болели. И есть очень важный механизм, который нам нужно очень хорошо понять, как это все происходит, каким образом возникает рак. И обида – одна из тех вещей или тех триггеров, которые могут спустить спусковой крючок этой болезни. Это очень интересное и любопытное объяснение, которое нужно хорошо знать.

Обида, если она не переварена, не прощена, мы не избавились от нее, также как другие эмоции, не пережитые нами или непереваренные нами, представляют собой ментальный багаж, ментальные токсины, аму. Я говорил уже об этом, в сущности, это яд. Ама – это яд, который у нас есть. И мы не переварили это. И у нас, представьте себе, наше сознание, и там внутри накопился какой-то большой кусок этой непереваренной гадости, непереваренных негативных вещей или даже очень неисполненных желаний или еще чего-то. И при этом у нас с вами слабое эго. Очень важно…. Под слабым эго я не понимаю, скажем так, эго смиренного человека. Наоборот, смиренный человек – это человек с сильным эго, со здоровым эго, скажем так. Болезненное эго, у вас болезненное эго. Вот, и чем болезненнее у вас эго, тем легче нам причинить эту боль, правильно? Если человек сильный, то его не так-то легко ранить или причинить боль. Теперь просто представьте, эго – это царь, царство нашего тела. Наше тело Кришна не случайно называет кшетрой. Кшетра, что значит? Кшетра – значит поле, кшетра – значит царство. Теперь, если эго сильное, если царь сильный, то в царстве все в порядке, правильно? Все на своих местах, все стоит, все работают, все довольны, царь сильный. Теперь, если царь слабый, и начинается какой-то бунт внутри, начинается какая-то, какой-то бунт на корабле или еще что-то такое, он не может с этим справиться. Этот слабый царь, слабое эго наше, болезненное эго, он может либо в начале, скажем так, не обращать на это внимание, правильно? Первая вещь – делать вид, что этого нет. Вторая вещь, когда это есть, иногда это то, что делают слабые цари. Они берут и выделяют это в какую-то отдельную область, резервацию какую-то делают этому всему. И именно это происходит с нашим, с нашими непереваренными вещами, если эго слабое, и оно не может реально столкнуться с этим. Там скопилось всего слишком много на ментальном уровне, всей этой ментальной амы. Оно как бы говорит: «Это все не мое. Вы будьте сами по себе. Оно отправляет его в самостоятельное плавание, весь этот груз, который тяжело тоскать, слишком тяжело тоскать. И вместо того, чтобы взять это и переварить, избавиться от него, оно говорит: «А, это вот, пусть оно там будет». И возникает эта некая независимая, скажем так, условно говоря, эго наделяет эту вещь условной самостоятельностью внутри. А в нашем теле есть множество непереваренной пищи, непереваренной грязи какой-то, накопленных токсинов. И когда у нас возникает эта штука, как бы мы, что делаем? Мы делаем такую загородку, некую резервуацию, говоря: «Вот там, туда все». Еще новый груз, мы его туда, туда сваливаем. Как, например, если у вас есть большой город, и свалка. И вы где-то, если у вас нет рычагов или еще что-то, нельзя вывозить куда-то за пределы этого города, вы устраиваете эту свалку внутри. Выделяете особую область и туда начинаете эту свалку сваливать. И вроде бы остальной город нормальный, а туда все сваливается. Так? Что происходит дальше? Происходит переход с тонкой сферы вниз. И эта вещь, непереваренная на физическом уровне, ама, вместе с непереваренной эмоциональной амой сростаются, и у нас появляется рак. Рак, это что такое? Это некая самостоятельная вещь внутри, которая начинает рости. Теперь, когда это достигает каких-то уже совсем больших пределов, слабый царь, он спохватывается. И что он начинает делать с этим? Как слабые цари подавляют восстания? Уничтожают. Кого уничтожают? Всех. Всех, кого не попадя. Это называется, как? Это называется химиотерапия, да. Это называется химиотерапия или радиотерапия. Человек начинает от отчаяния какого-то, от еще чего-то уничтожать все, включая свои хорошие клетки. Он уничтожает врага, да, но он уничтожает хорошие, нормальные клетки. И на этом, скажем так, на клеточном уровне отчаяние или безнадежность становятся еще больше. И, в конце концов, человек погибает от всего этого, от этого вреда, который у него внутри возникло само, и он не избавился от него на тонком уровне.

Иначе говоря, очень важно понять, что если мы не избавимся от этого, рано или поздно это все приобретет злокачественные формы в нашем теле. Нам нужно своевременно очищать наше сознание в том числе, если мы не хотим пасть жертвой всех этих дурацких вещей.

Лев Толстой очень хорошо говорит, как это процесс работает. Слушайте внимательно. Он говорит: «Капля за каплей наполняется ведро. Так и человек становится полон зла, хотя бы он собирал его понемногу». Если я не очищаюсь от этого, то понемногу-понемногу эта вещь накапливается во мне. «Если он позволяет себе сердиться на людей, и зло это возвращается на того, кто его сделал также как пыль, брошенная против ветра». Если я не научился правильно реагировать на все эти уколы, которые мне будут постоянно доставлять, если я не научился прощать, избавляться от этого, переваривать это, то капля за каплей зло будет копиться, пока, в конце концов, он не победит нас. Вот.

И, в конце концов, последнюю вещь, которую я хотел сказать, прежде чем мы к какому-то небольшому обсуждению приступим, это то, что людей…. Вам попадались люди, которых легко обидеть? Обидчивые люди, которые мнительные люди, которые обижаются по поводу и без повода, как вы к ним относитесь? Приятно вам находится в их обществе, да? Ну, лучше, да, подальше от них держаться, правильно? Лучше не приближаться к ним, лучше, вот. На самом деле, обиженных людей никто не любит.

Я давал этот семинар, и подошла одна матаджи, и говорит: «Есть такая поговорка: на обиженных воду возят. Вы тут сказали такое, а теперь, что же будет? Я, вот, да, я вот обиженная, но теперь на мне еще и воду будут возить. Мне еще и будут тыкать этим». Я хотел сказать одну вещь, что я говорю это не для того, чтобы оправдать тех, кто обижает. Но и сама эта поговорка: на обиженных воду возят…. Я стал думать: «А что же эта поговорка значит?» Я слышал ее, но, в общем, как с большим числом поговорок не понятно, что она значит. Почему на обиженных воду возят? И мое изучение этого глубокого философского вопроса привело меня к неожиданному открытию, что, на самом деле, изначальная эта поговорка звучала: «На сердитых воду возят». И сердитые, и обиженные – то же самое, правильно? Почему на сердитых воду возят? Потому что имелись в виду лошади, не люди. Потому что, если лошадь сердитая, лошадь все время огрызается, она сердитая, она обиженная, она в прошлой жизни была обиженным человеком, в этой жизни стала обиженной лошадью, то ее ни на какое хорошее дело уже использовать нельзя, и ее отправляют, чтобы она воду возила. Раньше таких лошадей, просто вот одна дорога была. Если лошадь сердитая, ее не на скачках, ничего, никаких, ни в чем хорошем не используешь, вот на ней воду возят. И смысл этой поговорки вот в чем, смысл «На обиженных воду возят», это в том, что, ну, как бы они лишаются своего места в обществе. Люди начинают сторониться их и, в конце концов, им достается что-то в высшей степени не почетное или что-то, что другие не будут делать и так далее. В этом смысл. То есть, иначе говоря, если человек не избавился от этой склонности, этой чувствительности, то ему очень сложно придется, сложно придется на всех уровнях: на физическом уровне, на эмоциональном уровне, на социальном уровне, вот. Это тот итог, который он получит в результате всего этого.

Ну вот, это, собственно, то, что я хотел сегодня сказать для начала, для введения. Я обязательно отвечу на этот вопрос и на многие другие, которые у вас возникли. Я хотел еще раз сказать, что семинар этот я даю не для того, чтобы мы теперь проверяли друг на друге, насколько материал этого семинара другими усвоился: «Ща посмотрим». (смех) «Обидится или не обидится?» Нет. Естественно, кто-то может воспринять это таким образом, но тут уже ничего не поделаешь. Я даю его только для того, чтобы помочь нам действительно по-настоящему научиться правильно реагировать на все то, что с нами происходит. А с нами будет происходить печальные вещи. Мы будем испытывать боль, в том числе и от других людей. И нам нужно очень хорошо понять природу этой боли, и понять, что же нужно исправить, потому что любая боль – это индикатор того, что что-то неправильно у меня. Правильно? Абсолютно здоровый человек, тут есть замечательный преданный Станислав из Белоруссии, иглоукалыватель. И он знает, если болезненная точка, то это значит, что? Значит, какой-то орган болит, значит, в каком-то органе накопилась негативная энергия. Значит, в каком-то органе что-то не так, и эту энергию нужно, так или иначе, выбрать. Так что боль – это нормальная вещь, это хорошо. Мы можем испытать боль. Более того, я хотел вас под конец обрадовать. Мы можем даже поначалу немножко обидеться, проблем никаких нет. Мы будем с вами раcсматривать случай, историю одну, как обиделся Джада Бхарата, великий преданный чистый. Когда Махараджа Рахугана стал его ругать, развалясь на паланкине, и кричать на него, в «Шримад-Бхагаватам» говорится, что вначале у него промелькнула небольшая обида. То есть, иначе говоря, мы можем почувствовать эту боль, но сразу же нужно понять, каким образом я должен на эту боль реагировать, как я, в конце, концов, должен относиться ко всему этому, и какие выводы мне из этого сделать, и какая практика духовная, поможет, в конце концов, эту боль убрать.

Подводя итог всему тому, что я сказал, я сказал несколько вещей о том, чем плоха обида, что обида – яд, что она оскрверняет наше сердце, что это жар, который мы носим, что это злоба, которая держит нас внутри, что она держит нас в каком-то кармическом круге, не позволяя нам вырваться из него, и что, если мы хотим вырваться, нам нужно распутывать этот клубок самим. Я говорил о том, каким образом, она может перейти на какой-то физический план. И реально человек с этой, нося эту непереваренную эмоцию или непереваренную обиду, он начинает физически болеть. Я говорил о том, что обида делает человека социопатом, рушит вокруг него отношения, если он не вычистил ее. Он боится отношений, боится находиться в обществе, переносит это на других. И главное, что все это имеет отношение к преданным тоже, к сожалению. Кто-то может сказать: «Мы же преданные, мы же Харе Кришна повторяем».

Мне один преданный рассказал страшную историю про то, как он стал анализировать свои отношения с женой. Он говорит: «Не понять, у меня жена – целомудренная женщина, верная мне, она любит меня, она все делает. Я ее вижу – у меня поднимается злость. Я ее вижу, я не могу, мне хочется что-нибудь ей такое сказать, сделать, как-нибудь ее, какую-то боль причинить. Я стал анализировать это, я понял, что, на самом деле, я на свою мать обижен. Потому что мать мне сказала, что она хотела сделать аборт, когда я был у нее во чреве. И она пришла к врачу уже, чтобы ей аборт сделали, и врач ей сказал: „Слишком поздно уже“. Таким образом, я появился на свет. И у меня эта обида на мать, и эту обиду на мать я переношу на свою жену. Жена бедная не понимает вообще, в чем дело». Почему? Потому что вещь осталась внутри. Вот. И нам нужно очень хорошо эти вещи как-то в себе увидеть, и не думать, что это невинная штука. Ну, немножко, ну, чуть-чуть злобы, чуть-чуть злорадства, вот. В конце концов, это ж справедливая вещь, я же справедливо обижен. Правильно?

И завтра мы будем говорить о том, почему человек так с трудом расстается с обидой. Почему ему так трудно избавиться от нее.

Но сейчас я хотел вас попросить, чтобы несколько минут вы просто, ну, обсудили этот материал опять же на каких-то своих живых примерах из жизни, как обида на какого-то челочека оскверняла ваше сознание, как она отнимала вашу энергию, заставляла вас, порабощала вас, заставляла вас непонятно что делать, как обида оглупляла, обида искажала ваше восприятие реальности, и вы переносили ее на каких-то других людей, начинали ожидать от других людей того же самого. Вот. Все эти вещи, которые я сейчас обсуждал, как обида приводила к каким-то физическим недугам реально на физическом уровне человек болел.

Мне одна женщина рассказывала, что у нее была обида на свою свекровь. Она говорит, что: «Я довела себя, я стала худеть. Я могла думать только о своей свекрови». Она говорит: «Когда мы проходили мимо по корридору, – они жили в одной квартире, – то когда мы мимо, и нам нужно было пройти мимо друг друга, электричество било совершенно физически от нее и от меня. От того, что накоплена была эта…. И я поняла, что еще немного, и я сойду с ума от всего этого». У этой истории счастливый конец. Счастливый конец я под конец вам расскажу, но суть-то вот еще в том, что это очень, очень и очень реальные вещи, и нам нужно…. Это часть нашей ежедневной практики или ежедневной садханы, все эти вещи выводить из своего сознания. И я хотел бы, чтобы вы как-то в парах по два или, может быть, по три человека обсудили это или рассказали какие-то истории, что было у вас, и как вы все были жертвами этого невежества в форме обиды.

Это один из способов избавиться от обиды, рассказать свою историю с желанием избавиться от нее. Я потом вас научу еще одному способу. Начинайте.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Нам нужно закончить чем-то позитивным, иначе к концу нашего семинара у нас у всех рак будет в четвертой степени. (смех) Я хотел бы, чтобы мы с вами прочитали один круг джапы. И это будет очень важное упражнение с нами. Возьмите, пожалуйста, свои четки. Сейчас я скажу одну вещь. Это, на самом деле, мостик к завтрашнему занятию. «Авторитетно ли выход из обиды, читать джапу, спрашивая у Кришны: „За что?“» (смех) «У меня обычно возникает столько воспоминаний, кому я причинил подобную или даже сильную боль, что, я думаю: „Спасибо, Господь, что так милостиво показываешь мне мои грехи“. И обида уходит». Это авторитетный способ. Единственное, что вопрос сформулирован не совсем правильно. Я буду завтра об этом говорить. Когда мы задаем себе вопрос: «За что?», это не совсем правильный вопрос. Вместо вопроса: «За что?», лучше задавать себе вопрос: «Что я должен понять? Какой урок я должен из этого извлечь?». Вот. Ну, так – это хороший метод. И мы будем завтра об этом говорить. Я понимаю, что это вещь, которая напрашивается.

А сейчас давайте с вами попытаемся прочитать один круг мантры. И в прошлом году, мы здесь, на ретрите, делали что-то вроде джапа-ретрита, и мы много важных вещей говорили. По результатам этого джапа-ретрита три человека мне написали письма, что они применяют это в жизни. Я был очень рад. (смех) Я не знаю, может быть реальная статистика чуть-чуть больше, но, как я уже говорил, звук очень часто умирает, не принеся плода никакого.

Я хотел, чтобы мы с вами сейчас, завершая эту вещь, завершая этот рассказ…. На самом деле, выход из всего этого, безусловно, чтение джапы. И я попрошу вас прочитать один круг, и в этом одном круге попрошу вас просто помолиться за тех, кто вас обидел. Вот и все. И постарайтесь сделать это, как можно более правильно, сядьте прямо. Для того, чтобы сесть прямо, хорошо иметь какую-нибудь подстилочку сзади. Шачинандана Махарадж учит этому. В принципе, это совсем не трудно сидеть с прямой спиной. Мне понадобилось всего двадцать лет, чтобы этому научиться. (смех) Но я уверен, что у вас получится быстрее. Для этого нужно только понимать, что медитация – значит прямая спина. От положения нашего позвоночника зависит состояние нашего ума. Если спина прямая – значит у нас есть сильное и правильное эго. Спина должна быть прямой и гибкой. Сильное и смиренное эго выражается в виде прямой и гибкой спины. Другая позиция не очень благоприятна. Постарайтесь выпрямить спину. Для этого нужно перенести вес немножечко назад, и колени чуть-чуть опустить. Сначала назад, а потом чуть-чуть вперед, чтобы спина естественно стала прямой. Вот. И закройте глаза, и увидьте, ну, как бы сокровенное пространство нашего сердца, из которого мы обращаемся к Богу и зовем Его, мы зовем Его по имени. Давайте сначала немного расслабимся, чтобы яснее соприкоснуться с этим местом. Постарайтесь понаблюдать за собой со стороны, как мы дышим. И сосредоточьте свое сознание на звуках вокруг. Услышьте шум ветра, пение птиц, и вы, крошечная душа, обращаетесь к Богу, потому что это самое важное, что есть в вашей жизни. Самое важное отношение. И в этих отношениях вы прощаете всех остальных, понимая, что, в сущности, та боль, которую вы причинили другим, она вернулась через кого-то к вам. Давайте прочитаем один круг джапы не в унисон, а каждый сам.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!

Окей. Когда мы произносим слово: «Харе!», мы зовем Кого? Да, мы зовем Радху или мы зовем Кришну: «Хари!». Харе – это звательный падеж от слова Хари тоже. Хари, что значит? Тот, кто забирает, правильно? Тот, кто крадет, тот, кто отбирает. И потом мы говорим: «Кришна!». А Кришна, это Кто? Кришна, это самое прекрасное. Почему мы сначала говорим Харе, а потом Кришна, а? Потому что мы не увидим Кришну до тех пор, пока Хари не заберет у нас всю гадость. Мы не увидим красоту Кришны, если Хари не заберет у нас ту грязь, через которую мы привыкли смотреть на мир. Наше с вами занятие посвещено Господу Хари, чтобы мы, в конце концов, увидели Кого? Кришну. Я надеюсь, что в последнем киртане Кришна Сам придет и лично даст нам свой даршан всем вместе, а если нет, ну, сами виноваты. Плохо звали Господа Хари. Спасибо большое.

Reinstated in the Transcendental Platform of Loving Krishna — Prabhupada 0259


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: