Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Программа дисциплины

«Теория и технология физического воспитания детей дошкольного возраста»

Направление подготовки

Педагогическое образование

Профиль подготовки

Дошкольное образование

Квалификация выпускника

бакалавр

Казань

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины (модуля) Б3.В.ОД.2 являются: формирование теоретической и практической профессиональной подготовки в области физической культуры и спорта.

Задачи изучения дисциплины

— обеспечить освоение студентами знаний, составляющих основу современной теории и методики физической культуры и спорта на уровне, соответствующем специальности;

— содействовать развитию способности творчески использовать теоретико-методические знания в профессиональной деятельности;

— сформировать у студентов устойчивый интерес к профессиональной деятельности преподавателя физической культуры и спорта.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО бакалавриата

Дисциплина «Теория и методика физической культуры и спорта» относится квариативной части профессионального цикла (Б 3 В.2).

Дисциплина «Теория и методика ФКиС» закладывает базу для изучения дисциплины «Теория и методика обучения ФК», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», «Психология ФК», «Социология ФК», «Гигиена ФК», «Основы научной методической деятельности ФКиС», «Теория и методика детско-юношеского спорта», «Теоретико-методические основы оздоровительно — рекреационной физической культуры», учебные педагогические практики.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

• основные понятия предмета;

• фундаментальные научные исследования отечественных и зарубежных ученых, труды педагогов, психологов, физиологов в области физического воспитания дошкольников;

• научные основы организации физического воспитания детей дошкольного возраста;

• современные технологии физического воспитания детей дошкольного возраста и методику организации разнообразных форм двигательной деятельности ребенка;

• особенности психофизического развития детей дошкольного возраста;

• диагностические методики физической подготовленности детей.

уметь:

• анализировать образовательные программы, реализующие задачи физического воспитания дошкольников, научную и методическую литературу;

• творчески организовывать образовательную и самостоятельную двигательную деятельность ребенка, направлять его инициативу, формировать культуру движения;

• проектировать, формировать и корректировать психофизические и личностные качества ребенка;

• инициативно, самостоятельно и творчески организовывать работу по физическому воспитанию дошкольников в ДОУ и семье;

• взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения в ходе реализации задач физического воспитания дошкольников;

• методически верно отбирать и использовать в работе по физическому воспитанию дошкольников художественно ценный музыкальный материал в соответствии с задачами, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка;

• профессионально и выразительно интерпретировать произведения детской

музыкальной литературы для обеспечения точности выполнения детьми движений и передачи характера имитируемых двигательных образов;

• создавать творческую атмосферу и положительный эмоциональный настрой у детей при организации различных форм физического воспитания в ДОУ, используя разнообразные музыкальные средства;

владеть:

• диагностическими методиками психофизического развития ребенка;

• технологией обучения ребенка основным движениям, общеразвивающим упражнениям с учетом их оздоровительного и коррекционного воздействия;

 методикой организации и проведения подвижных, спортивных игр и упражнений;

обеспечивающей всестороннее развитие детей, формирование у них осознанного и творческого решения игровых задач, приобщение к общечеловеческой и национальной культуре;

 формами организации работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении на основе взаимодействия специалистов ДОУ и сотрудничества всех участников образовательного процесса;

 навыками эмоционально-образной словесной интерпретации музыкальных произведений в процессе совершенствования движений дошкольников.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

ОК-1владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-4способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

ОК-5готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья

ОК-6способен логически верно строить устную и письменную речь

ОК-7готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе

ОПК-1осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ОПК-2способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОПК-3владеет основами речевой профессиональной культуры

ОПК-4способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

ПК-1способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

ПК-2готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

ПК-3 способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

ПК-4способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

ПК-5готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

ПК-6способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников

ПК-7готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

ПК-8способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

ПК-9способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности

ПК-10способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности

СК-1владеет психолого-педагогическим и медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся

СК-2способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом

СК-3готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач

СК-4способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей

4 Структура и содержание дисциплины (модуля)

Тема 1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.

Физическое воспитание как социальная система. Предмет и основные понятия. Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания. Система физического воспитания. Значения программ воспитания и обучения в совершенствовании системы физического воспитания. Единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на охрану и укрепление здоровья. Конкретизация целей в общих задачах физического воспитания. Взаимосвязь оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Комплекс гигиенических факторов: благоприятные санитарно-гигиенические условия, правильный режим дня, занятий, отдыха, полноценное питание, гигиена одежды и обуви. Использование естественных факторов(солнце, воздух, вода) с целью оздоровления организма ребенка. Равностороннее влияние физических упражнений на организм ребенка. Двигательный режим в дошкольном учреждении, его роль в решении задач физического воспитания.

Тема 2.Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания.

Влияние занятий физическими упражнениями на разностороннее развитие

ребенка. Методы и приемы, способствующие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольника. Формирование двигательных навыком и умений во взаимосвязи с развитием физических качеств. Закономерности формирования двигательных навыков, этапы обучения физическим упражнениям. Диагностика и особенности физических качеств.

Тема 3. Методика обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста.

Место гимнастики в системе физического воспитания детей. Упражнения в построении и перестроении в разных возрастных группах детского сада. Использование строевых упражнений в разных форма работы по физическому воспитанию. Основы движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие. Особенности обучения каждому виду движений во всех возрастных группах. Уровень развития основных движений с учетом возрастных возможностей детей. Место общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания детей. Классификация, требования к отбору упражнений, правила записи. Методика обучения к общеразвивающим упражнениям детей разных возрастных групп. Использование общеразвивающих упражнений в целях профилактики и коррекции деформации осанки, опорно-двигательного аппарата. Роль подвижных игр в совершенствовании разных видов основных движений, воспитании морально-волевых и физических качеств, установление взаимоотношений между детьми. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх. Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах детского сада. Использование в работе с дошкольниками игр с элементами соревнования. Простейший туризм как средство физического воспитания детей: прогулки (пешеходные, лыжные, велосипедные), экскурсии в природу.

Тема 4. Организация физического воспитания в дошкольном учреждении.

Учебная работа: физкультурное занятие. Теоретические основы физкультурных занятий. Критерии оценки, методы и приемы эффективности физкультурных занятий. Практические умения, необходимые для проведения занятий. Физкультурно- оздоровительная работа: утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки. Активный отдых: физкультурные досуги, праздники, элементарный туризм. Педагогическая направленность содержания, организация и методика проведения. Место самостоятельной двигательной деятельности в режиме дня. Руководство и особенности контроля за самостоятельной двигательной деятельностью детей.

Тема 5.Планирование как программирование содержания и форм физкультурной работы направленной на конечный результат. Контроль за организацией физического воспитания в детском саду.

Виды планирования: перспективный план укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей; годовой план работы дошкольного учреждения; календарный план работы воспитателя. Технология календарного планирования — разработка структурно — логической схемы(сетки). Текущий и итоговый учет работы. Планирование работы с родителями по вопросу физического воспитания детей. Врачебно- педагогический контроль за физическим воспитанием. Оценка организации методика проведения разных типов занятий с учетом состояния здоровья, физической подготовленности, двигательной активности детей.

Тема 6. Эффективное использование физкультурного оборудования в детском саду.

Виды и специфика физкультурного оборудования, гигиенические и эстетические требования к нему. Рациональное размещение оборудования и инвентаря, варианты использования. Разметка площадок и игровых зон. Хранение физкультурного инвентаря.

РАБОЧАЯ УЧЕБНА

4.1 Содержание разделов дисциплины

Раздел Дисциплины Семе-стр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Лекции –2 часов Практические занятия – 2 часов Самостоятельная работа – 14 часов КСР 4часа
Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания. Лекции –2 часов Практические занятия – 2 часов Самостоятельная работа – 14 часов
Методика обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста. Лекции –2часов Практические занятия – 2 часов Самостоятельная работа – 14 часов
Организация физического воспитания в дошкольном учреждении Лекции –2 часов Практические занятия – 2 часов Самостоятельная работа – 14 часов
Планирование как программирование содержания и форм физкультурной работы направленной на конечный результат. Контроль за организацией физического воспитания в детском саду. Лекции –2 часов Практические занятия – 2 часов Самостоятельная работа – 14 часов
Эффективное использование физкультурного оборудования в детском саду. Лекции –2 часов Практические занятия – 2 часов Самостоятельная работа – 14 часов зачет

Дмитрий Моисеенко и Михаил Попов о марксизме как науке


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: