Творческая мастерская: как написать критический текст?

План курса «Арт-критика: концепции и жанры» — Вера Котелевская

Лекционно-практический курс о ключевых концепциях, направлениях и жанрах отечественной и западной арт-критики, о том, как научиться писать об искусстве, ясно осознавая: о чем, зачем, для кого и как я пишу? Курс предназначен как для тех, кто хочет освоить азы профессиональной критики, так и для тех, кто живо интересуется искусством и практикует арт-блоггинг. Закрепление знаний и навыков осуществляется в процессе посещения художественных институций, знакомства с новыми артефактами и написания критических текстов разных жанров (рецензия, эссе, репортаж, критическая статья, пост в блоге).

10 марта / пятница

Занятие 1: лекция

«Я – критик: что бы это значило?». Введение в курс, авторская концепция, предстоящий объем и содержание работы и критерии ее оценки.

Рассматриваем ситуацию «я – критик». Чтобы писать убедительные и оригинальные тексты об искусстве, необходимо понимать, кто я в этой роли, зачем мне это и как мне делать это наиболее эффективно. Предлагаю структуру художественной критики, отражающую семь уровней саморефлексии критика. Именно эта структура лежит в основе моего курса и, по моим представлениям, в основе самосознания всякого пишущего об искусстве. Зиждется она на философских, мировоззренческих представлениях об искусстве, а увенчивается «я» критика, его оригинальным письмом и картиной мира.

Семь уровней саморефлексии критика

I

О чемя пишу

(предметная сфера)

типология искусств: классические изобразительные / неклассические визуальные / синтетические (кино, театр, перфоманс, медиа-арт) / музыка / литература

II

Что такое и зачем искусство?

(эпистемология, идеология)

природа и цели искусства, его роль в обществе, понимание фигуры художника: синкретизм искусства и религии / искусство как ремесло / автономное искусство / искусство и политический активизм / консервативное и прогрессивное искусство / искусство как практика / искусство как терапия / сакрализация и десакрализация искусства

III

Каким способом я анализирую искусство?

(методы)

герменевтика / феноменология / формализм / структурализм / постструктурализм / психоанализ / феминизм / эклектика // описание – анализ – интерпретация – коммуникация

IV

В какие формы упакованы тексты об искусстве?

(жанры)

описание (новостная заметка, репортаж, очерк) / аналитика (рецензия, критическая статья, обзор) / интерпретация (эссе, арт-блоггинг, комментарий эксперта) / коммуникация (интервью)

V

Куда и для кого я пишу

(медиа)

специализированные массмедиа об искусстве / культурно-просветительские медиа / развлекательные медиа // пресса vs онлайн-издания / профессиональные vs социальные медиа

VI

Как я пишу?

(стилистика)

VII

Как пишу я?

(идиостиль)

Занятие 2: лекция

«О чем я пишу»: предметная сфера критики

Критика: между искусствоведением и журналистикой. Типология искусств: классические изобразительные / неклассические визуальные / синтетические (кино, театр, перфоманс, медиа-арт) / музыка / литература. Изобразительные / выразительные, моно- / мультимедийные, оф- / онлайновые.

Специфика современной ситуации в искусстве (традиционные искусства / поп-культура / актуальное искусство: contemporary art). Разнообразие концепций, методов и приемов в современном искусстве: от декоративной живописи на заказ до акций Павленского, от ремесленных практик до мультимедийного искусства и арт-терапии. Искусство и арт-рынок.

ЗАДАНИЕ.

Выбрать ту сферу искусства, которая вам наиболее близка и / или интересна (фотография, академическая музыка, видео-арт и т.д.). Составить список СМИ бумажного и онлайн-формата, онлайн-ресурсов, а также книжных издательских серий (см., напр., в издательстве «Новое литературное обозрение»), посвященных вашему виду искусства.

Выбрать в любом из подобранных источников яркий и оригинальный, на ваш взгляд, текст.

Проанализировать и кратко сформулировать ключевые особенности данного текста как типичного для выбранного вида искусства (что является главным и второстепенным для критика; как оформлен материал типографически, визуально, композиционно; как соотносятся методы описание, анализ и интерпретация, какой из них превалирует; насколько метафоричен стиль, в чем его своеобразие).

Марта / среда

Занятие 3: практикум

Разбираем прочитанное, анализируем, выявляем особенности разных тематических областей критики: музыкальной, литературной, фотокритики, кинокритики и пр.

Вместе резюмируем и формулируем ключевые признаки каждого вида художественной критики.

Списки изданий и выходные данные проанализированного текста (распечатку) каждый сдает мне. Так я получаю представление о ваших интересах и корректирую дальнейший ход наших занятий.

ЗАДАНИЕ

Выбрать два из предложенных текстов. Прочитать, проанализировать, сделать краткие цитатные конспекты выбранных вами текстов и сформулировать по каждому из них тезисы (письменно):

Шкловский В. Искусство как прием // Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи – воспоминания – эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990. С. 58-72.

Гринберг К. Авангард и китч // http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch/

Делёз Ж., Гваттари Ф. Ризома // Эстетика и теории искусства ХХ века: Хрестоматия. М.: Прогресс–Традиция, 2007. С. 296-305.

Марта / пятница

Занятие 4: лекция

«Что такое искусство и зачем оно?».

Основные концепции искусства ХХ века: эпистемология и идеология критики. Природа и цели искусства, его роль в обществе, понимание фигуры художника: синкретизм искусства и религии / искусство как ремесло / автономное искусство / искусство и политический активизм / консервативное и прогрессивное искусство / искусство как практика / искусство как терапия / сакрализация и десакрализация искусства.

Занятие 5: практикум

Разбираем прочитанные статьи, формулируем тезисы о формализме в критике, об автономном искусстве и превращении авангарда в китч, о постструктурализме и постмодернизме в искусстве как «ризоматической» картине мира.

ЗАДАНИЕ

Прочитать на выбор одну из статей, сформулировать тезисы и поразмышлять над проблемой, каким образом влияет идеология и мировоззрение критика на его интерпретацию объекта искусства:

Кристева Ю. Время женщин // Гендерная теория и искусство: 1970-2000. М.: РОССПЭН, 2005. С. 122-145.

Лифшиц М. Феноменология консервной банки // Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1979. С. 357-390.

Марта / среда

Занятие 6: практикум

Разбираем прочитанные статьи, анализируем левую (Лифшиц) и феминистскую (Кристева) арт-критику. Выявляем, в чем особенности данных идеологий, картин мира, как они влияют на анализ и оценку артефактов и культурного процесса.

ЗАДАНИЕ

Посмотреть фильм (на ваш вкус, не обязательно новый), спектакль (на сцене или в видеотрансляции), посетить выставку и т.п., т.е. ознакомиться с любым артефактом. Начать аналитическую работу над этим артефактом (вскоре предстоит писать о нем текст).

Марта / пятница

Занятие 7: лекция + практикум

«Каким способом я анализирую искусство?»

Теоретическая часть. Краткий обзор методов критики ХХ – начала XXI вв.: герменевтика / феноменология / формализм / структурализм / постструктурализм / психоанализ / феминизм / эклектика. Методика (приемы) арт-критики: описание – анализ – интерпретация – коммуникация.

Прикладная часть. Разбираем кейсы: демонстрирую фрагменты критических работ (без указания автора, названия и даты выхода текста), студенты определяют методологию и приемы.

Занятие 8: практикум

Творческая мастерская: Как написать критический текст?

Методы и приемы. Этапы работы (сбор материала, интервьюирование, изучение контекста, формулировка проблемы, компоновка материала, рамочные элементы, стилистика и пр.).

Что говорят мэтры: как писать о современном искусстве? Советы от Штефана Поромбки, Терри Барретта, Джильды Вильямс. Обсуждаем алгоритм написания критического текста об искусстве.

ЗАДАНИЕ

Написать рецензию на артефакт (фильм, спектакль, выставку), ориентируясь на определенную эпистемологию (представления о сущности, целях, ценностях искусства) и идеологию (представления об общественных функциях искусства). Ваша позиция может быть выбрана как игровая стратегия: т.е. вы не обязательно должны быть по своим убеждениям феминистом, марксистом, традиционалистом или анархистом и т.п., но вы можете поиграть в одну из этих ролей. Текст сдать 29 марта.

Марта / среда

Занятие 9: лекция

«В какие формы упакованы тексты об искусстве»?

Обзор жанров арт-критики с опорой на преобладающий прием: описание (новостная заметка, репортаж, очерк) / аналитика (рецензия, критическая статья, обзор) / интерпретация (эссе, арт-блоггинг, комментарий эксперта) / коммуникация (интервью).

ЗАДАНИЕ.

Написать минирецензию (1300–1700 знаков с пробелами) на любой артефакт, следуя критериям данного жанра (музыкальный альбом, выставка, концерт, фильм, спектакль, книга) или пост в свой блог (существующий или гипотетический). Пост можно выложить в сеть, поделившись со мной и однокурсниками ссылкой.

Текст распечатать и принести с собой на занятие 5 апреля.

Марта / пятница

Занятие 10: лекция

«В какие формы упакованы тексты об искусстве»? (продолжение).

Подробный разбор жанровых особенностей рецензии, критической статьи и обзора. Демонстрация и анализ кейсов российской арт-критики (А. Плахов, А. Долин, Е. Дёготь, А. Ковалёв, М. Давыдова, Е. Ковальская и др.).

Занятие 11: лекция + практикум

Часть 1 (60 минут). Подробный разбор жанровых особенностей эссе, поста в блоге, комментария эксперта), а также интервью с художником (куратором, культуртрегером, директором арт-институции).

Часть 2 (30 минут). Творческое задание.

Составить список вопросов к интересующему вас деятелю искусства. Список сдать мне.

ЗАДАНИЕ

Написать эссе на любую интересующую вас тему (в сфере современного искусства). Объем – 7000-8000 знаков с пробелами. Сдать 7 апреля (через занятие).

Апреля / среда

Занятие 12: практикум

Разбираю ваши работы: 1) рецензии (сданные 29 марта); 2) списки вопросов к интервью.

Формулируем тезисы: 1) жанровые признаки рецензии; 2) жанровые признаки интервью (с деятелем искусства).

Апреля / пятница

Занятие 13: лекция

«Куда и для кого я пишу?»

«Фактор адресата» (Н.Д. Арутюнова) в тексте об искусстве. Как выбор медиа влияет на написание критического текста? Типология медиа об искусстве: специализированные массмедиа об искусстве / культурно-просветительские медиа / развлекательные медиа // пресса vs онлайн-издания / профессиональные vs социальные медиа

Занятие 14: практикум

Часть 1 (45 минут). Демонстрирую кейсы: «Отечественные критики пишут в разные медиа (что в итоге?)». Обсуждаем кейсы.

Часть 2 (45 минут). Разбираю ваши минирецензии и посты в блогах (сданные мне 5 апреля).

ЗАДАНИЕ

Самостоятельно выбрать в актуальном корпусе текстов об искусстве (2016-2017 гг.) критическую статью и проанализировать ее с точки зрения жанровых особенностей. Письменно составить изложение своих идей и аргументов, подобрать иллюстрирующие их цитаты из статьи, подготовиться к лаконичному (5-7 минут) выступлению на занятии. Задание готовится к 14 апреля.

*Принимаю тексты, заданные 31 марта (эссе).

Апреля / среда

Занятие 15: лекция + практикум

«Как я пишу? Как пишу я?».Стиль и идиостиль в критике.

Часть 1 (60 минут). Какие стилистические средства позволяют более убедительно, ярко, оригинально выразить авторскую позицию? Анализ композиционных стилистических средств в художественно-критическом тексте. Что делает мой текст моим текстом об искусстве? Понятие идиостиля в художественно-критическом письме: авторская модальность, фирменные приемы, фигуры и тропы.

Часть 2 (30 минут). Демонстрирую кейсы (идиостиль Е. Бирюковой, З. Абдуллаевой, Л. Данилкина и др.).

Апреля / пятница

Занятие 16: практикум

Разбираем ваши эссе.

Занятие 17: практикум

Каждый выступает с анализом критической статьи (5-7 минут).

Подведение итогов курса.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ:

В ходе занятий каждый обучающийся пишет дверецензии (или рецензию и пост в блоге) и эссе, а также читает и разбирает теоретические тексты об искусстве и современную художественную критику.

Творческое письмо: как учить создавать тексты


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: