Учет переработки давальческого сырья

Промышленные производства могут перерабатывать не только собственное сырье, но и сырье заказчиков (давальческое). Переработка такого сырья представляет собой своеобразный вид услуг промышленного производства сельскохозяйственного предприятия, оказываемых сторонним организациям.

Сырье, полученное для переработки, учитывают на забалансовом счете 003 Материалы принятые в переработку и на затраты перерабатывающего производства не относят.

Следовательно, по соответствующему аналитическому счету затрат промышленного производства в этом случае будут учтены лишь расходы хозяйства по переработке сырья. Объектом исчисления себестоимости соответственно будет не выход продукции (муки, пиломатериалов, масла и т. д.), а себестоимость единицы услуг по переработке сырья — зерна (в мукомольном цеху), круглого леса (на пилораме), молока (на сепараторном пункте) и т. д.

Для получения этого показателя сумму расходов по переработке (без затрат сырья), учтенных на соответствующем аналитическом счете, делят на количество переработанного сырья. Частное от деления показывает себестоимость переработки единицы продукции из давальческого сырья. Полученную продукцию из давальческого сырья в системном учете не приходуют. Фактические затраты по переработке списывают на дебет счета 90 Реализация.

Соответственно поступившая от заказчика оплата за переработку отражается по кредиту счета 90. Стоимость давальческого сырья после передачи продукции переработки заказчику списывают с забалансового счета 003 Материалы принятые в переработку, где она до этого была учтена. От стоимости переработки начисляется НДС в общем порядке.

10. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

1. Бюджеты и стандарты как инструмент планирования и контроля

2. Система внутрихозяйственной управленческой отчетности

3. Принятие управленческих решений.

1. Бюджеты и стандарты как инструмент планирования и контроля

Под бюджетированием в управленческом учете понимается процесс планирования.

Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами.

Планы могут классифицироваться следующим образом:

— оперативные планы;

— административные планы;

— стратегические планы.

В управленческом учете как самостоятельной подсистеме учета в западных странах, термин «бюджет» используется как «смета».

Бюджет — количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. Его часто называют финансовым планом действий.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Основной бюджет (master budget) охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Здесь в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежный поток и поддерживающие планы. Это итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия.

Бюджет может иметь неограниченное количество форм и видов.

Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализированных отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать.

Бюджет должен представлять информацию просто и ясно, так, чтобы его содержание было понятно пользователю.

Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период, обычно не более, чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы.

В случаях существенных изменений (например, выпуска нового продукта, внедрения новых технологий и оборудования), которые требуют дополнительных капиталовложений, бюджеты разрабатываются на пять и более лет.

Основные функции бюджета состоят в следующем:

— планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

— координирование различных видов деятельности и подразделений,

— согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;

—стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих подразделений;

— контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;

— основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;

— средство обучения руководителей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

— планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

— определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

—обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

— корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

Основной (общий) бюджет может быть представлен в качестве плановой модели деятельности организации. Как только бюджет подготовлен, начинается его корректировка в связи с изменением внешних и внутренних условий и необходимостью просчета эффективности различных управленческих решений. Применение компьютера позволяет резко сократить трудоемкость этих операций.

Таким образом, планирование деятельности организации является одной из важнейших функций управления. Бюджеты используются как средство подготовки и координации планов, доведения этих планов до ответственных за их выполнение лиц, стимулирования менеджеров на всех уровнях организации, в качестве средства контроля текущей деятельности, а также в качестве нормативной базы для последующего сравнения с фактическими показателями в целях контроля затрат и управления ими.

Основной бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы для организации в целом. Состоит из двух основных бюджетов — оперативного и финансового. Отправной точкой подготовки основного бюджета является бюджет продаж. Большая часть других бюджетов базируется на информации, зафиксированной в этом бюджете.

Смета (бюджет) денежных средств трансформирует доходы и расходы в поступления и выплаты наличных средств, облегчая тем самым финансовое планирование и формируя данные для подготовки прогнозных финансовых отчетов.

Гибкий бюджет — это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации.

Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.

2. Система внутрихозяйственной управленческой отчетности

В общем случае отчетность представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия за истекший период.

Составление отчетности — завершающий этап учетного процесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей, который получают в конце отчетного периода путем соответствующей обработки (группировки, обобщения и т.д.) данных текущего учета.

Отчетность может содержать как количественные, так и качественные показатели, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Цель составления внутренней отчетности, охватывающей все предприятие снизу доверху, — удовлетворение информационных потребностей управленческого персонала путем предоставления стоимостных и натуральных данных (показателей), позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия, а также конкретных менеджеров.

Цель составления внутренней отчетности обуславливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных должны варьировать в зависимости от организационно-технологических и экономических особенностей, присущих конкретному предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета, содержанию полномочий и ответственности, которые делегированы конкретному структурному подразделению и его менеджеру. В связи с этим разработка внутренней отчетности является прерогативой предприятия. Содержание, формы, сроки и обязанности представления этой отчетности, а также пользователи изменяются в зависимости от условий хозяйствования на конкретном предприятии.

В зависимости от уровней управления, различают следующие виды отчетов:

— отчет об исполнении сметы затрат;

— отчет центра прибыли;

— отчет центра инвестиций.

В зависимости от объемов деятельности, выделяют отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса.

Основными пользователями внутренней отчетности являются, во- первых, менеджеры всех уровней предприятия, во-вторых, — персонал предприятия. Сам факт ведения учета и составления отчетности по центрам ответственности повышает дисциплину и ответственность менеджера. Но главное — информация внутренней отчетности необходима для принятия управленческих решений по таким вопросам, как оценка деятельности центров ответственности менеджерами вышестоящих уровней, выявление тенденций развития, недостатков и положительных моментов в их деятельности. Внутренняя отчетность является информационным обеспечением управленческих решений по оптимизации деятельности предприятия в целом. Так, отчетность по центрам прибыли и инвестиций позволяет составить прогноз о динамике прибыли предприятия или оценить риск новых капитальных вложений.

В то же время, ознакомление персонала с данными отчетности улучшает отношения в коллективе, формирует уверенность работников в своем положении, т. е. активизирует человеческий фактор производства.

Основную группу пользователей отчетности сегментов составляют финансовые аналитики. Они работают по найму потенциальных инвесторов, партнеров и кредиторов и должны представлять заказчикам информацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравнении прибыльности по отдельным сегментам, о риске вложения капитала в данный сегмент.

Периодичность составления внутренней отчетности — вопрос индивидуальный. Можно сформулировать лишь общий критерий выбора периодов составления отчетности. Им является своевременность принятия по данным отчетности управленческих решений, т.е. когда управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций или, наоборот, содействовать развитию позитивных тенденций. Поскольку на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.

Конкретно же периоды составления внутренней отчетности определяет само предприятие для каждой однородной группы центров ответственности и сегментов индивидуально, при этом важно иметь и соблюдать четкий график представления отчетности заинтересованным пользователям.

Давальческое сырье, учет у давальца в 1С:Бухгалтерия 3.0


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: