Кафедра: русского языка
Методические рекомендации
Для практических занятий
Тема: Культура речевого поведения врача-стоматолога. Устная речь как показатель образованности и культуры человека.Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенны коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.
Курс: 1
Дисциплина: русский язык
Составитель:доц.Даркембаева Р.Д
2015.
I. Тема:Культура речевого поведения врача-стоматолога.Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенны коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.
II.Цель:Дать понятие о культуре устной речи. Ознакомить с основными языковыми нормами (лексическими, морфологическими, синтаксическими).
III.Задачи обучения:Коммуникативно- аксиологическая компетенция:сформировать и развить навыки нормативного употребления устной речи в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью в зависимости от речевых ситуаций.
IV. Основные вопросы темы:культура устной речи, грамматические нормы устной речи, виды ошибок устной речи, коммуникативные качества речи.
V.Методы обучения и преподавания: Репродуктивный: объяснение теоретического материала, демонстрация лексической сочетаемости слов, выполнение тренировочных упражнений.
Наглядный: использование таблиц, опорных схем.
Инновационный: составление терминологического глоссария, решение ситуационных задач, ролевая игра, деловая игра
Задания по теме
Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.
Аспект (лат.взгляд, вид)- точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.
Коммуникативный аспект культуры речи – особенность функционирования языка в речевой деятельности.
Этический аспект культуры речи — знание и применение правил языкового поведения в конкретных речевых ситуациях.
Речевая деятельность – это говорение, слушание, чтение, письмо.
Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии.
Задание1.Прочитайте текст. Определите тему и сформулируйте основную мысль текста. Составьте сиквейн к ключевому словосочетанию текста коммуникативные качества речи.
Коммуникативный аспект культуры речи – особенность
функционирования языка во всех видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Коммуникативные качества речи включают совокупность таких свойств, которые оказывают наилучшее воздействие на слушателя. К ним относятся: правильность, точность, богатство, чистота речи.
Этический аспект культуры речи предусматривает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращения на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.)
Речевая культура – показатель профессиональной пригодности для дипломатов, учителей, журналистов, врачей и др. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Задание2. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и словосочетания.
В речевом общении объединяются в целостный акт речевая деятельность в двух ее видах (говорение-слушание и письмо-чтение), речь как способ передачи мыслей посредством языка, язык – система знаков, обозначающих действительность.
Каждому акту речевой деятельности предшествует возникновение мотива речи – ради чего я говорю.
Устная речь – это ситуативно мотивированный процесс. Ситуация создает мотив каждого разговора; потребность в чем-нибудь и просьба, вопрос и ответ, высказывание и возражение, непонимание и разъяснение и т.п.
Диалогическая устная речь предполагает знание собеседниками реалий действительности, зрительное восприятие собеседника, его мимики и жестов, восприятие интонационной стороны речи и характеризуется более свободным отношением к литературной норме.
Письменная речь – это речь без собеседника, поэтому она развернута, ориентирована на максимальную понятность для читающего и характеризуется строгим соблюдением литературной нормы.
?Какие виды речевой деятельности участвуют в общении? Что такое речь? Что такое язык? Что предшествует каждому акту речевой деятельности? Чем характеризуется устная речь?
Задание3. Прочитайте выразительно текст. О чем он?
Учиться говорить и писать
Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве!» Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.
Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке, не будьте самовлюбленным болтуном. Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться, к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль. (Д.Лихачев)
? Почему за своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно? Как нужно говорить, чтобы быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком? Каково второе правило при устном выступлении?
Задание4. Восстановите ответные реплики вопросно-ответных диалогов. Составьте устно данный тип диалога.
А. – Простите, когда состоится презентация вашего медицинского центра?
-…..
Б. – Вы говорите, он(а) –лучший(ая) врач года. А почему именно он(а)?
— …..
Задание5.Прочитайте запись телефонного разговора. Что вы можете сказать о возрасте и отношениях говорящих. В какой сфере общения происходит данный вопросо-ответный диалог: бытовой, социально-культурной, профессиональной?
— Привет, дружище! Это Мурат, узнал?
— Здорово! Давненько ты мне не звонил. Рад, рад тебя слышать.
— До тебя не дозвониться – всегда «занято».
— Да это моя сестра постоянно висит на телефоне.
-Давай махнем за город на выходные на озеро?
— Я согласен. А как добираться будем?
— Выйдем на шоссе и будем голосовать, кто-нибудь подбросит.
-Да, так быстрее и дешевле. Зачем лишний раз сорить деньгами?
— Тогда до встречи в субботу!
— Пока, до встречи.
Задание6.Прочитайте.Составьте по данным образцам диалоги.
А.Пациент:Доктор, вы мне выписали препарат “Конкор” и предупредили, что он только-только появился в аптеках. А что это за лекарство?
Врач: Конечно! Это препарат – последняя новейшая разработка фармацевтической компании “Никомед”. Он отличается от других препаратов этой группы продолжительностью действия – 24 часа, его можно принимать 1 раз в сутки, у него отсутствуют такие побочные действия, как брадикардия и бронхоспазм.
Б.Пациент: Доктор, вы мне прописали антибиотик “Амоксицилин”. Как его принимать?
Врач:Вы должны его принимать 4 раза день по 1 таблетке до еды. Но антибиотики всегда пьют с противоаллергическими препаратами. Возьмите “Кларитин” — он длительного действия и не вызывает сонливости. С антибиотиками обязательно надо принимать поливитамины. Я Вам рекомендую взять “Алфавит”, например. Кроме этого, антибиотики влияют на микрофлору кишечника. Поэтому после лечения амоксицилином пропейте “Линекс”. Он способствует восстановлению микрофлоры.
Пациент:Спасибо большое за консультацию.
Задание7.Продолжитедиалоги, вместо точек вставляя подходящие реплики,
следующим образом: 1)удивитесь сказанному; 2) уточните утверждение; 3) опровергните.
1)- Мне удалось побывать в новой клинике.
— ….
2)- Я получила полезную информацию о БАДах.
— …
3)- Считаю, что не следует увлекаться БАДами.
-….
Задание8. Ознакомьтесь. Что вы узнали о технике речи? Что включает техника речи? Какова ее роль в речевой деятельности? Для чего необходимо овладение техникой чтения?
Техника речи
Техника речи — это часть устной речевой деятельности, включающий комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции интонационно-методического строя языка. Овладение техникой речи позволяет: добиваться максимального контакта с аудиторией; добиваться высококачественной речи.
Техника речи включат в себя: фонационное дыхание; голос; дикцию; интонацию. Фонационное дыхание – это речевое дыхание, дающее энергию для голоса и регулирующее силу звуков. Голос- это послушный инструмент мысли и речевого действия, характеризующийся силой (громкость, выносливость), тембром и выразительностью.
Дикция – это отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Чем яснее произнесены слова, тем легче их понять.
Интонация – ритмико-мелодическое и логическое членение речи, играющая важную роль в образно-эмоциональной выразительности речи. Она оживляет мысль, экономит средства языка, снимает многозначность слов, демонстрирует стилистические оттенки, чувства, отношение.
Говорящий, не уделяющий должного внимания технике речи, разрывая форму и содержание, тем самым лишает эстетического удовольствия слушающего и не может достичь результатов в коммуникативной деятельности.
Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков, нечеткая дикция способны испортить впечатление о самой содержательной речи.
Задание9. Выработайте тактику речевого поведения в зависимости от ситуации, возраста, социального статуса адресата.
Обратитесь к: 1) пациенту – пожилому человеку, который пришел к вам на прием и забыл, к какому участку он относится; 2) пациентке – пожилой женщине, которая возмущается тем, что очень большая очередь к врачу, с целью успокоить ее; 3) к маленькому мальчику, который боится врача и не заходит в его кабинет.
Задание10.Прочитайте по ролям диалог-волеизъявление. Определите, какими средствами выражается волеизъявление? Докажите, что этот диалог связан с естественной профессиональной деятельностью. Соответствует ли речь врача требованиям культуры речевого поведения? Если да, то почему?
Пациент: Доктор, вы рекомендовали мне настойку боярышника. Посмотрите, вот эта настойка?
Врач: Да, правильно, эта.
Пациент: Вы не сказали, мне надо 25 мл или 100 мл. Скажите, пожалуйста.
Врач: Можно и эту настойку.
Пациент: Доктор, тут срок годности плохо виден. Вы можете посмотреть?
Врач: Конечно, срок годности не истек.
Пациент: Доктор, тут флакон что-то плохо закрыт. Может быть другой взять?
Врач: Нет, флакон достаточно плотно закрыт.
Пациент: Доктор, можно мне вместо настойки боярышника попить настойку пустырника?
Врач: Пожалуйста.
Задание11.Ознакомьтесь с текстом. Что вы узнали о понятии «речевое поведение»? Каковы его особенности?