Употребление в речи этикетных средств и их языковая структура

Научные основы культуры речи. Основные разделы культуры речи

Язык и речь – понятия взаимосвязанные, но нетождественные. Язык и речь различаются по сущности и проявлению. Речь есть реализация языка;

последний обнаруживает себя только в речи. Речь материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами. Речь конкретна, связана объектами действительности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве; она субъективна и индивидуальна[1]. Язык отличается большей устойчивостью, нежели речь. Правила, нормы, предписания и каноны языка реализуются, трансформируются непосредственно через речь.

Общение между людьми является каналом передачи информации. В учебниках по культуре речи используется термин «коммуникация». Коммуникация – это общение между людьми, обмен информацией, процесс, который поддерживает функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация формируется из коммуникативных актов, в которых участвуют автор и адресат сообщения, порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их.

Результатом речевой деятельности говорящего является текст — законченное речевое произведение (письменное или устное), свойствами которого являются связность и цельность.

Также важным является понятие о качествах речи. Качества речи — это свойства речи, которые обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего.

Разделы:орфоэпика, орфография, лексика, грамматика, морфология….

Речевой этикет как социальное явление

Правила поведения и общения возникли ещё на заре человеческого общества и были вызваны потребностью мирного сосуществования людей при общем проживании. В то время эти правила не назывались этикетом, но они уже существовали. Можно утверждать, что история этикета тесно связана с историей человеческого общества.

Как подчёркивают историки, все правила были в то время едиными и регламентировали одновременно юридические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения.

Следовательно, этикет тогда ещё не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой только часть общих правил. Конечно, все эти правила были не писанными, они были естественной жизненной потребностью всего коллектива. Им строго подчинялись все члены общины, а хранителями и контролёрами этих правил были старейшины и жрецы. Нарушение этих правил строго каралось в зависимости от степени нарушения: от наказаний различного рода до изгнания из своего племени, своего сообщества.

Когда общество перешло на новый этап развития, нормы этикета выделились в самостоятельные правила и стали фиксироваться письменно. Но и тогда это ещё не были специальные своды правил, а только различные упоминания о них в авторских и других произведениях. Во многих древних шумерских, египетских, греческих, римских рукописях говорилось о поведении людей в различных жизненных ситуациях. Очень часто в них утверждалось, что правила поведения завещаны человеку богом, и поэтому их следует неукоснительно выполнять.

Уже в это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин Нарушение этих правил влекло за собой тяжёлые последствия. Кроме того, существовали правила поведения за столом, ношения одежды, приготовления пищи, выполнения праздничных ритуалов и др.

Употребление в речи этикетных средств и их языковая структура

Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы-форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной и/или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.

Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (застолье, присутственное место, производственное совещание) и т.д.

Исследователями описывается целый спектр коммуникативных функций речевого этикета. Вот некоторые из них. Речевой этикет:

способствует между собеседниками;

привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;

позволяет засвидетельствовать уважение;

помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);

формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).

Особенности русского речевого этикета


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: