Управление процессом интеграции спортивных и оздоровительных технологий в учебном процессе физкультурного образования студентов

Развертывание реформы физкультурного образования населения Беларуси выдвигает ряд важных вопросов, связанных с эффективной организацией и управлением физической культурой и спортом в учебных заведениях. Кафедры физического воспитания являются локальными структурными подразделениями системы организации физкультурного образования населения Беларуси, имеющими необходимые для самостоятельного осуществления функций системообразующие элементы: материально-техническую базу кадровый персонал, методическую систему организации учебного процесса, основанную на национальных, регионально-территориальных, климатических и социокультурных особенностях. Модернизация учебного процесса в вузе по дисциплине «физическая культура» предусматривает прежде всего интеграцию наиболее продуктивных на данном этапе развития физкультурного образования спортивно ориентированных, здоровьесберегающих, проблемно-модульных технологий обучения на основе релевантной информации о запросах, потребностях и возможностях субъектов образовательного процесса в сфере физической культуры и спорта и с учетом развития и соответствия современным требованиям системообразующих элементов управления кафедрой физической культуры.[2]

При этом системный подход к рассмотрению педагогического управления учебной деятельностью по дисциплине «физическая культура» в вузе с позиции принятия решений состоит прежде всего в смещении акцента с анализа отдельных элементов системы на изучение связей и отношений этих элементов. Процесс принятия решения предусматривает взаимодействие индивидов на основе обмена информацией.

Концепция личностно ориентированного образования применяется нами в аспекте создания психологически комфортной учебной деятельности, ориентирующей субъектов образовательного процесса на саморазвитие. В рамках образовательного процесса в переходный период системы на новый качественный уровень развития отказ от нормативного подхода и перевод системы управления учебным процессом на «персонификацию» процессуально невозможны. Эффективность и мобильность развития системы вузовского образования, на наш взгляд, основаны на гармоничном сочетании нормативного и индивидуального подходов в рамках рационально организованной учебной деятельности. В настоящий момент актуально определение концептуальных граней синтеза методологических подходов в процессе интеграции спортивных и оздоровительных образовательных технологий и дифференциации содержательного компонента учебного процесса.

В условиях интернационализации науки и усиления междисциплинарного подхода к разработке актуальных вопросов теории и практики физической культуры и спорта неизбежно применение понятий и категорий из смежных наук. В наших исследованиях мы применяли категорию релевантной информации в качестве операционного инструмента в формировании релевантно-консультативных отношений, предусматривающих творческое развитие субъектов образовательного процесса.

Релевантность как свойство информации изучена и известна давно, в переводе с английского языка она означает «относящаяся к делу». Информация может быть полезной, но невостребованной, значит, ее нельзя назвать релевантной, или относящейся к делу. При разработке новых технологий обучения целесообразно учитывать следующие характеристики информации: достаточность — объем информации для изучения предмета на определенном этапе развития деятельности; востребованность — информационный запрос пользователей, темпоральность — предвосхищение получения информации. Поэтому в нашем аспекте целесообразно рассматривать релевантную информацию как инструментарий отношений между заинтересованным пользователем (студентом) и активным владельцем (преподавателем).

Релевантно-консультативные отношения как наиболее эффективная форма взаимодействия субъектов образовательного процесса позволяют успешно осваивать предмет «физическая культура», осуществлять переход от системы административно-командной формы организации образовательного процесса к личностно ориентированному образованию.

Релевантно-консультативные отношения формируются следующим образом. На начальном этапе владельцем комплексной информации по изучаемому предмету является педагог, который предлагает эту информацию студентам, например в форме анкетного опроса, результатов тестовых испытаний, получает обратную информацию, где студентом самостоятельно из информационного поля вычленено только то, что ему важно, потребно, интересно, то есть релевантную информацию о запросах и потребностях студентов в данной сфере деятельности. Тем самым при совместном вступлении в релевантно-консультативные отношения на основе обмена информацией определяется направленность программного обеспечения учебного процесса, выбирается его организационная форма, формируется содержание выбранных видов двигательной активности (в нашем случае видов спорта и оздоровительных методик). Скорректированная, новоизмененная информация предлагается обучающимся для практического применения. На основе оперативного, текущего и этапного контроля, а именно повторного анкетирования и результатов тестовых испытаний, вносятся коррективы в задачи, средства и методы выбранных видов двигательной активности.

Релевантно-консультативные отношения предопределили выбор из технологии модульного обучения в качестве основного объекта проектирования модуль как относительно самостоятельную, целостную организационно-содержательную единицу учебной программы, решающую определенную задачу, а желание студентов заниматься различными видами спорта и современными двигательными системами послужило основанием для выбора спортивно ориентированной направленности программного обеспечения учебного процесса по предмету «физическая культура».

Одним из основных законов повышения эффективности деятельности, в частности учебной, является закон синергии. Эффект синергии возникает путем взаимного участия, взаимодействия элементов, находящихся в рамках целого. Механизм наращивания синергического эффекта осуществляется за счет дифференциации учебного процесса, направленной на повышение эффективности каждого элемента системы в отдельности. Развитие инновационного типа становится возможным, если происходит расширение зоны организованного упорядочения процесса и при этом остается «коридор для творческих тенденций». Формирование «творческих тенденций» в образовательном процессе осуществляется на основе релевантно-консультативных отношений педагогов и студентов, которые функционируют по принципу обратных связей, что позволяет им активно включаться в субъект-субъектную деятельность.[6]

Термин «принятие решения» появился в 30-х гг. и применялся теоретиками «классической школы» теории управления для характеристики процессов децентрализации. Первыми комплексными работами, развивающими теоретические основы концепции принятия решения, были работы Ч. Бернарда (1938), Э. Стина (1940), К. Ридли и Г. Саймона (1937). Особое распространение концепция принятия решения получила на рубеже 60-х гг. Ее исходные положения были сформулированы в работах Г. Саймона (1957 и 1960), где давались основные определения процессов и систем принятия решения в условиях неопределенности, разрабатывался взгляд на процесс выработки решения с позиций интеллектуального решения проблем и организованного обучения, рассматривались проблемы и методы принятия решения.

Проблема организационных коммуникаций -центральный аспект данной концепции. Декомпозиция организации не на группы работ, а на центры принятия решения предполагает, что на каждый «центр» замыкается процесс принятия решений, состоящий из ряда этапов. Центры принятия решения соответствуют границам смежных технологических процессов, и адаптивные решения должны быть направлены на достижение их целостности. В целом эта система рассматривает организацию как адаптивную систему. Чтобы избежать неопределенности, система создает соответствующие организационные механизмы, осуществляет исследование проблем, обучается на основе своего опыта и ищет, скорее, рациональные, а не оптимальные решения. Процесс принятия решения предусматривает взаимодействие индивидов, а любое общение невозможно без обмена информацией между людьми.

Рассматривая информационную достаточность как антитезу неопределенности, мы можем сказать, что в результате взаимодействия в процессе принятия решения должно возникать уменьшение неопределенности у субъекта, принимающего решение. Необходимо отметить, что человек, принимающий решение в условиях высокодинамичной внешней среды, всегда будет находиться в условиях постоянного диалектического взаимодействия информации и неопределенности.

Показатель качества информационного обеспечения процесса принятия решения характеризуется полезностью информации, то есть свойством информации быть уместной, надежной и сравнимой, отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказывать влияние на решения этих пользователей, помогая оценить прошлые, настоящие, будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и объективно отражает факты образовательного процесса.

С точки зрения семиотики, адекватность информации объекту должна быть рассмотрена как минимум с трех позиций:

1. Синтаксическая — воспроизведение формально — структурных характеристик отражения абстрагировано от смысловых и полезностных параметров. С этой позиции понятие информации тождественно понятию данных.

2. Семантическая — рассматривает отношение информации и ее источника. Упор делается на смысловом содержании информации, при этом рассматривается достижение единства информации (объекта) и пользователя.

3. Прагматическая — соответствие информации целям управления, которые реализуются на ее основе.

Применение в научно-педагогической практике организации и управления учебным процессом вышеизложенных методологических подходов позволило провести анализ и разработать стратегию и тактику педагогического управления процессом физкультурного образования студентов.

Анализ научно-методической литературы и обобщение передового опыта работы кафедр физического воспитания вузов Беларуси свидетельствуют о наступившем в 90-х гг. кризисе данной учебной дисциплины. В частности, в этот период в волгоградских вузах посещаемость учебных занятий значительно снизилась (до 60%) и как следствие этого произошло снижение двигательной активности занимающихся.

Начиная с середины 90-х гг., как в ходе занятий физической культурой, так и после них, даже при значительно сниженной нагрузке все чаще стали выявляться случаи дискомфортных состояний у студентов: головокружение, головная боль, тошнота, тремор, участились случаи спонтанных, судорожных сокращений мышц. При осеннем исходном тестировании до 40% первокурсников не в состоянии даже закончить дистанцию кроссового бега на 2-3 км. У юношей и девушек в различной степени ухудшились величины становой и кистевой силы, результаты в скоростно-силовых нормативах и особенно в видах на выносливость.

Изучение психофизиологического состояния студентов первого курса показало:

— уровень ситуативной тревоги — «выше среднего», как у юношей, так и у девушек, который можно рассматривать как ранний признак нервно-психической дизадаптации, затрудняющей не только их нынешнюю студенческую, но и последующую профессиональную деятельность. Возможно проявление повышенной тревожности и эмоционального перенапряжения в результате социальной дизадаптации в период вхождения в новый коллектив;

— отмечены признаки тревоги и психического переутомления, причиной которых может являться низкий уровень психической выносливости;

— общее состояние ЦНС характеризуется низким уровнем сосредоточенности на выполнении деятельности и активности, опосредованной сознательной саморегуляцией. Готовность психики студентов к выполнению деятельности слабо выражена.

Анализ типологических характеристик студентов позволил сделать следующие выводы:

— уровень интеллектуального развития студентов оценивается как «выше среднего». Они способны быстро обучаться, логичны в своих действиях и поступках, активны в установлении контактов, хорошо адаптируются в коллективе, готовы сотрудничать, легко включаются в общие и спортивные мероприятия;

— им свойственны фрустрированность, напряженность, беспокойство, озабоченность планами, напряженная раздражимость, высокая мотивация, которая коррелирует только с академической успеваемостью;

— в общей своей массе студенты не являются лидерами, зависят от более сильных личностей, им свойственны невротичность, склонность к плохому настроению и общему социальному торможению;

— низкий контроль результатов своей деятельности свидетельствует о несформированности психологических параметров личности, связанных с деятельностью в экстремальных, стрессовых ситуациях.

Результаты медико-экологических наблюдений свидетельствуют о многолетних негативных процессах, характеризующихся значительным повышением уровня экозависимой заболеваемости и смертности среди населения г. Волгограда и Волгоградской области. В структуре заболеваемости подростков и взрослого населения преобладают болезни органов дыхания, кожи, инфекционные заболевания, системы кровообращения, мочеполовой, пищеварительной, костно-мышечной систем (Л.И. Латышевская, 2001).[11]

В связи с обозначенной проблемой целью наших исследований были разработка и обоснование методологии оптимизации процесса физкультурного образования в вузах на основе интеграции оздоровительных и спортивных технологий, ее структуры и содержания.

Предполагалось, что эффективность процесса физкультурного образования студентов вузов существенно повысится, если:

— в основу методологии интеграции спортивных и оздоровительных технологий в физкультурное образование студентов положены принципы ее реализации, факторы-детерминанты организации и содержания учебного процесса;

— интенсифицировать развитие науки по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры на основе интеграции и синтеза оздоровительных и спортивных технологий обучения;

— динамично модернизировать программно-нормативное обеспечение дисциплины «физическая культура», оказывающее стимулирующее влияние на формирование здорового стиля жизни студентов. Применять дифференцированный подход при составлении рабочих программ, учитывая при этом интегральную оценку на основе рейтинг-контроля физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, нозологические группы и мотивационные запросы студентов в сфере физической культуры и спорта;

— обеспечить организационно-правовые условия в вузе для осуществления врачебно-педагогического контроля физического состояния студентов;

— создать сеть региональных учебно-методических центров (например, межвузовский методический совет по физической культуре и спорту при спортивных комитетах города и области), разрабатывающих и внедряющих интегрированные оздоровительно-спортивные технологии физкультурного образования студентов.

Наиболее эффективной системой физкультурного образования студентов представляется система, где максимально гибко сочетаются все существующие модели и формы образования и всем ее участникам (студентам, преподавателям) предоставлены широкие возможности выбора видов, методов, форм деятельности.

В связи с вышесказанным была разработана программа «Образование и здоровье», которая предусматривает внедрение высокоэффективных спортивно-оздоровительных технологий для учащейся молодежи Волгоградского региона.

Для реализации данной программы в штат кафедры ФК и здоровья введены специалисты с медицинским образованием и врачи-практики, что позволило консолидировать достижения в области теории и методики физической культуры и спорта, оздоровительной физической культуры и практической медицины при разработке рабочих программ.

Оздоровительная направленность учебного процесса для студентов основного отделения, не имеющих хронических заболеваний, должна носить опосредованный характер. Средства и методы восстановления и повышения функциональных возможностей организма необходимо подбирать с учетом заболеваний, характерных для конкретного региона. Данная концепция положена в основу разработки рабочих программ по фитнесу, ритмической гимнастике, оздоровительному бегу, баскетболу, греко-римской борьбе и другим культивируемым в академии видам спорта.

В них включаются дыхательные упражнения различного характера, например гипоксическая тренировка по Ю.Б. Буланову, дыхательные гимнастики B.C. Чугунова, йоги — дыхательные упражнения для коррекции веса и фигуры, трехфазное дыхание Кофлера-Лобановой-Лукьяновой, тренировка резервов мощности дыхательной системы по С.Н. Кучкину, дыхательные упражнения для профилактики заболеваний органов зрения; с целью профилактики эмоционального перевозбуждения применялись специальные дыхательные упражнения по П.С. Бреггу релаксационный тренинг и функциональная музыка по Н.Н. Сентябреву.

Повышение работоспособности и спортивных результатов студентов спортивного отделения осуществляется методами физиотерапии и ЛФК. Для снижения травматизма в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности применяются методы висцеральной хиропрактики и стретчинга. Для повышения функциональной работоспособности организма применяются методики озонотерапии.

Рациональное сочетание средств ЛФК и занятий видами спорта, совместимыми с профилем заболеваемости студентов специального медицинского отделения, позволило получить не только оздоровительный, но и мотивационный эффект.

А. Ю. Зуев. Теория физической культуры: интерактивные методы обучения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: