Материалы Время Инструкция Обсуждение | По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Обсуждение — 5-10 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, прочитайте ситуации, которые вы считаете подходящими для знакомства с интересными вам людьми». «Как вы считаете, не будет ли партнер чем-либо очень занят в этой ситуации? Будет ли у него достаточно времени для разговора с вами?» |
Комментарии
Сбор личных ситуаций — очень важный этап нашего тренинга. Именно эти личные ситуации будут использоваться в последующих ролевых играх и в генерализующем тренинге. С помощью личных ситуаций мы приближаем модель тренируемого поведения к реальной жизненной ситуации клиентов.
Некоторые трудности могут возникнуть в связи с тем, что клиенты начнут очень подробно и обстоятельно описывать свои ситуации, начиная с раннего детства. Группа теряет очень много времени и начинает скучать. В этом случае участника просят вернуться к схеме описания ситуации, если ему это не удается, тренер может вмешиваться и подсказывать более короткие и точные формулировки.
Тренировочные ролевые игрыКонечно, продолжительный разговор едва ли получится, если не дать высказаться партнеру по разговору. Очень скоро он по-теряет к нам интерес. Очень важный навык при знакомстве со-
80
стоит в том, что нужно суметь вовремя замолчать и внимательным слушанием поддерживать речь партнера. Людям всегда приятно, когда их внимательно и заинтересованно слушают.
В нашем тренинге мы специально не занимаемся тренировкой навыков активного слушания, ключевым моментом для нас в теме знакомства является способность участника почувствовать момент, когда следует замолчать и начать слушать партнера, обдумывая варианты дальнейшего развития разговора.
Ролевая игра 2. ПЕРЕДАТЬ ИНИЦИАТИВУ И СЛУШАТЬ
Материалы Время Ситуация Инструкция участнику Инструкция группе | Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 2-3 мин. на каждого участника. Используются ситуации, предложенные самими участниками. «Ваша задача состоит теперь в том, чтобы не только обратиться к незнакомому человеку и поговорить с ним некоторое время на подготовленную тему, но и в том, чтобы внимательно следить за реакцией партнера. Как только вы увидите, что партнер хочет что-то сказать или уточнить, замолчите и внимательно слушайте партнера. Если к концу вашей речи партнер ничем не заинтересовался, то передайте ему инициативу подходящим вопросом». «Пожалуйста, проследите, в какой момент времени можно было пере- |
* Об этом написаны прекрасные учебники другими авторами (см., например Беркли-Ален. М., 1997).
Обсуждение | дать инициативу партнеру, и воспользовался ли этим протагонист». Группе: «Насколько точно протагонист почувствовал момент, когда можно было передать инициативу? Как он это сделал? » Партнеру: «Был ли момент, когда вам захотелось что-либо сказать? Была ли дана вам такая возможность? » |
Комментарии
Если участнику не удается почувствовать момент, когда нужно передать инициативу, то партнеру по ролевой игре можно дать фишки или конфетки, которые он будет передавать участнику в тот момент, когда ему захочется что-то сказать.
Страховка
Инициатива может быть передана следующими фразами:
— Интересно, как вам это удается?
— Как вы считаете?
— Вы согласны со мной?
— Это правда?
Ролевая игра 3. ДОГОВОРИТЬСЯ О ВСТРЕЧЕ
Материалы Время Ситуация Инструкция участнику | Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. Используются ситуации, предложенные самими участниками. «Теперь ваша задача будет состоять в том, чтобы в завязавшемся разговоре найти повод для назначения новой встречи. Если вы говорили о психоанализе — пообещайте принести книгу о Фрейде и спросите, как это сделать. |
Инструкция партнеру Обсуждение | Если говорили об опере — пригласите в оперу, если о способе приготовления буженины — пообещайте сами показать, как она готовится. Ваша задача — найти в завязавшемся разговоре тему, которая может привести к новой встрече. Не предлагайте „просто встретиться — при первом контакте это всегда настораживает. Предлагайте конкретную вещь или мероприятие». «Если вас что-либо заинтересует, пожалуйста, скажите об этом ясно ». «Были ли другие возможности для назначения новой встречи, помимо той, что была использована? Была ли новая встреча предложена корректно, с указанием конкретного повода?» |
Комментарии
В этих ролевых играх особенно важна инструкция партнеру. Она помогает участнику сконцентрироваться на интересах партнера и подобрать предложение, исходя из этих интересов.
«Если в ближайшее время вам встретится интересный человек, пожалуйста, не откладывайте. Начните с ним разговор и попытайтесь договориться о новой встрече».
Генерализующий тренинг
Суть генерализующего тренинга состоит в том, что нам необходимо добиться переноса выученного навыка в ситуации из повседневной жизни клиентов. Тренинг в реальной жизни (in vivo) затруднен рядом обстоятельств.
83
Во-первых, в реальной жизни тренер не может контролировать развитие ситуации и не в состоянии оказать клиенту поддержку. В этой связи до начала генерализации необходимо убедиться, что все члены группы в достаточной мере освоили тренируемый навык (в данном случае — навык знакомства). Затем нужно в группе предварительно обсудить ситуации, в которых в реальной жизни клиент может использовать тренируемый навык. Вопрос точности применения навыка в той или иной ситуации требует специального обсуждения.
Во-вторых, в реальной жизни клиентам проще уклониться от тренировки, если тренер дополнительно не вводит ряд обязательств и не осуществляет контроль выполнения заданий.