Упражнения на составление устных и письменных рассказов, сочинений-миниатюр с включением в них устойчивых выражений.

Изучение фразеологии в начальных классах

Русский язык чрезвычайно богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами, которые делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной. Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа.

Фразеология широко представлена в круге детского чтения: подсчитано, что в литературных хрестоматиях типа «Родной речи» за 4 года дети встречают до 500 фразеологических единиц; их толкование часто дается в сносках. Над определением дети не работают, но признаки отмечают:

а) переносный смысл;

б) юмор, ирония;

в) образ.

На фразеологическом материале дети осмысливают переносное значение слов, образность языка, выразительность, нравственную позицию, юмористический эффект.

Определяя круг изучения образных выражений, необходимых для работы с младшими школьниками, прежде всего надо учитывать частотность их употребления в живой речи, наличие их в действующих учебниках и литературе для внеклассного чтения.

Система упражнений по работе с фразеологизмами в порядке нарастающей трудности

Упражнения, направленные на формирование умения видеть и слышать фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.

Найди фразеологизм и объясни его значение:

— Я не нашёл себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от волнения.

Найди фразеологизмы в тексте и объясни их значение:

— За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой — засучив рукава. (В. Викторов)

Упражнения, при выполнении которых, учащиеся наглядно убеждаются, что более образны тексты, содержащие фразеологизмы, обращают внимание на правильное употребление фразеологизмов в речи.

Сравнение текстов и предложений с фразеологизмами и без них.

Вместо точек вставь фразеологизм (при необходимости можно давать слова для справок):

— Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой :.

Замени подчёркнутые слова фразеологизмами (слова для справок):

— Случилась эта история очень давно.

— Дежурный устал от забот и теперь дремал, сидя за столом.

— Серёжа весь день бездельничал.

Упражнения, направленные на формирование умения правильно использовать фразеологизмы в речи, выбирать наиболее точные.

Подбери к данным фразеологизмам близкие по значению: со всех ног, не покладая рук, в двух шагах.

Подбери к данным фразеологизмам противоположные по значению: выйти из себя, кот наплакал, спустя рукава.

Игра «соедини антонимы стрелками»

спустя рукава как из-под земли вырос
как сквозь землю провалился сломя голову
рукой подать не покладая рук
сложа руки хоть отбавляй
черепашьим шагом засучив рукава
кот наплакал в один голос
кто в лес, кто по дрова за тридевять земель

Подбери фразеологизм, кратко выражающий основной смысл описанного.

Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки.)

На рисунке изображён нож (рука, нога, белка, гусь, уши:). Назовите фразеологизмы, в которых встречаются упоминания о данных предметах.

Распределите в 2 группы данные устойчивые выражения: во весь дух, сломя голову; во все лопатки; нога за ногу; со всех ног; одним махом; одна нога здесь, другая там; через час по чайной ложке.

— По какому признаку вы разделили выражения?

— Какое значение имеют фразеологизмы в 1 группе? Во 2 группе?

— Что вы можете сказать об этих значениях?

— Как можно назвать фразеологизмы, значения которых противоположны?

Упражнения на составление предложений с фразеологизмами.

Вырази смысл фразеологизма одним словом и составь предложение с данным фразеологизмом: не за горами, как по команде, клевать носом, во всё горло, оставить в дураках.

Упражнения на составление устных и письменных рассказов, сочинений-миниатюр с включением в них устойчивых выражений.

В каких ситуациях можно использовать пословицы:

— Сам пропадай, а товарища выручай.

— Поспешишь — людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Составьте небольшой рассказ на тему В лес за грибами, уместно используя данные фразеологизмы (не обязательно все): чуть свет, ни свет ни заря, глаза разбегаются, глаза разгорелись, рожки да ножки, дух захватывает, как в воду глядел.

6. Редактирование текстов с фразеологизмами.

Найди и исправь ошибки:

— Брат свалился как снег.

— Они смотрели на всё спустя рукава.

— Мы вернулись домой по добру, по здорову.

Доказательством освоенности фразеологизмов младшими школьниками является то, что они станут употреблять устойчивые выражения в собственной речи, в самостоятельных творческих работах, от чего их речь станет более яркой и выразительной.

СОСТАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЫ все периоды


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: