Упражнения в развитии монологической речи

Выделенные уровни высказывания, учитывающие логико-мыслительную деятельность учащихся, обусловливают необходимость использования соответствующих типов упражнений:

  • Направленных на овладение высказыванием на уровне одного предложения (подготовительных);
  • Обучающих элементарному высказыванию (условно-речевых на уровне сферхфразового единства);
  • Ведущих к овладению уровнем свободной речи (условно-речевых и речевых на уровне текста).

Упражнения первого типа основываются на выполнении учебных действий, которые формируют материально-операционную основу речи, они относятся к доречевому, навыковому уровню и составляют нулевой цикл.

Второй тип упражнений развивает логическое мышление и формирует навыки и умения логического построения речи на уровне сферхфразового единства. Например:

– соедини простые предложения рассказа в сложные;

– закончи высказывание (используя предложенные варианты);

– подбери к данным тезисам соответствующие аргументы (приведенные ниже);

– объясни причину …

– докажи, что …

– выбери картинку, которая вызывает ассоциации с учебой (отдыхом, работой, путешествием и т.п.), аргументируй свой выбор.

Третий тип упражнений формирует умения логически и последовательно комбинировать предложения, объединяя их в единое высказывание о предмете, на тему, в связи с ситуацией.

Опоры в развитии навыков монологической речи бывают языковые, речевые и содержательные. Последние подразделяются на вербальные и невербальные. Их количество и выбор определяются в зависимости от конкретных условий обучения:

  • Возраст и уровень общей образованности учащихся.
  • Уровень владения языком всего класса и отдельных учеников.
  • Особенности речевой ситуации.
  • Характер речевого задания/степень понимания речевой задачи всеми участниками общения.
  • Индивидуальные особенности личности обучаемых.

Показателями сформированности монологических умений служат количественные и качественные параметры речи. К первым относятся темп речи (паузы) и объем высказывания. Качественными показателями являются: соответствие теме и ситуации общения, лингвистическая нормативность, логичность высказывания, эмоциональная окрашенность, самостоятельность высказывания.

Текущий и итоговый контроль осуществляется в процессе выполнения условно-коммуникативных и коммуникативных заданий в устной форме.

ФУНКЦИИ

В научных исследованиях выделяются следующие функции монологической речи:

1)информативная функция, сущность которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний; 2) воздействующая функция предполагает убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия; 3) эмоционально-оценочная функция подразумевает оценку событий, предметов, явлений, поступков. Реализация функций монологической речи в соответствующих видах: информативная функция реализуется в описании или повествовании; воздейственная — в рассуждении; оценочная — во всех трех видах (описании, повествовании и рассуждении). Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Создание у учащихся мотивов в обучении монологической речи;

2. Учет лингвистических и психологических характеристик при обучении монологической речи.

3. Овладение специфическими единицами языка, характерными для монологической речи (специальные союзы, наречия).

4. Адекватность упражнений формируемым монологическим действиям.

5. Учет стратегий при обучении разным типам и видам монологических сообщений.

6. Обучение монологической речи должно носить характер естественного процесса общения.

7. Характер взаимодействия диалогической и монологической форм речи.

8. Использование разнообразных видов наглядности и опор в обучении монологической речи

Для успешного обучения монологическому высказыванию на основе сверхфразового единства необходимо придерживаться следующих этапов:

На первом этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Учитель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе. Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.

Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Our classroom is large. Our classroom is clean плохо, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Our classroom is large. There are four windows in it хорошо. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения аргументации.

На этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием. На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества.

Для обучения монологическому высказыванию на уровне сверхфразового единства необходимо использовать упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, формированию навыков и умений логического построения речи. Например:

  • Соедини простые предложения рассказа в сложные;
  • Закончи высказывания, (используя предложенные варианты);
  • Подбери к данным тезисам соответствующие аргументы (тезисы приведены ниже);
  • Объясни причину…;
  • Докажи, что…;
  • Выбери картинку, которая вызывает ассоциации с учебой (отдыхом, работой и т.п.), аргументируй свой выбор;
  • Послушай звуковую ситуацию (цепочку звуков, музыкальное произведение и т.п.) и выскажи свое мнение о месте событий т.п.

Контроль в обучении монологической речи состоит в определении степени усвоения языкового материала и умения оперировать им. Формальными показателями уровня владения речью является быстрота вербальной реакции, количество, длительность и локализация пауз, темп высказываний, скорость и качество реализации с программой высказываний. Умение контролировать и исправлять свою речь формируется в такой последовательности: внешний контроль со стороны преподавателя; речевое саморегулирование с опорой на смысловые и формальные подкрепления; опора на значительные детали и предметы при аналитическом выполнении действия после коррекции: замедленная поправка из-за запаздывания контроля мышления над языковой формой при производстве речи; немедленная поправка, повторное выполнение действия с исправлением ошибки; текущее исполнение ошибки в ходе выполнения речевого действия.

Овладение монологической речью встречает определенные трудности, которые существуют и в родном языке — то одновременное осуществление смысловой и языковой программы. Для монологической речи характерны такие качества, как ясность, логическая стройность, достаточная информативность, а также выражение собственного отношения и оценки.

На первом году обучения (II и IVкл.) от учащихся требуется высказывание без предварительной подготовки в соответствии с учебной ситуацией и в пределах программного языкового материала объемом не менее пяти фраз, правильно оформленных в языковом отношении.

На втором году обучения(III, V кл.) увеличивается объем до семи фраз. На начальном этапе монологическая речь предполагает умение описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме, рассказать о прослушанном, прочитанном. Обучение осуществляется без искусственного разграничения по типам высказывания и классам при использовании названных единиц (предложение, связной текст, сверхфразовое единство). Эти единицы имеют место единство). Эти единицы имеют место во II – V классах. Эти высказывания могут носить характер сообщения, описание и рассказа.

Условие изучения иностранного языка, в школе можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляет учащийся.

Г. В. Рогова выделяет три этапа (уровня).

1 уровень — репродуктивный. Не предполагается речевого творчества учащихся, характеризуется отсутствием самостоятельности как в выборе языкового оформления (как сказать), так и в определении содержания (о чём говорить), оно обычно задаётся извне. На этом уровне опоры должны носить комплексный характер, т. е. помогать учащимся и по содержанию и по форме. Это может быть текст. Если текст воспринимается на слух, то он должен быть не большим, логично построенным, должен представлять собой сверхфразовое единство.

Опорой для монологического высказывания также может служить структурная схема, назначение которой заключается в том, чтобы помочь ученикам и запомнить, и воспроизвести текст.

2 уровень – репродуктивный. Уже предполагаются некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания. Они могут проявляться в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новых языковых ситуациях, последовательности и композиционной структуре изложения. Однако большая часть высказывания будет носить репродуктивный характер. Опорой для монологического высказывания могут быть картинки, предметные, ситуативные, тематические, игрушки, поделки ребят. Также возможна опора и на форму в виде ключевых слов или плана, если он дан в форме утвердительных предложений или вопроса. Полные ответы на вопросы позволяют учащимся построить монологическое связное высказывание с опорой на вопросы. Опора может быть представлена в виде зачина и концовки. Учитель говорит первое предложение и концовку текста, а учащийся должен составить середину текста.

3 уровень – продуктивный. Характеризуется тем, что учащиеся на основе своего языкового и речевого материала, опыта могут выразить своё отношение к факторам и событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своим замыслом. На этом уровне необходимы стимулы, обеспечивающие ученикам достаточно самостоятельное высказывание по предложенному заданию. В качестве таких стимулов могут выступать прослушанный или прочитанный рассказ, если требуется передача его основного содержания в нескольких предложениях, включающих и своё отношение к прочитанному. В этом случае большая творческая, самостоятельная работа по выделению главного из того, что он слышал или прочитал; отбор языковых средств, необходимых для передачи этого главного, и построение высказывания. В “Методике обучения иностранным языком ” под редакцией Гез Н. И., Миролюбова А. А. авторы предполагают следующие этапы обучения монологической речи.

На первом этапе надо научить учеников выразить одну законченную мысль, одно утверждение по заданной теме. Например, тема “My family”.

На втором этапе идёт комбинирование разных образцов. Учитель учит детей логически связывать разнообразные речевые образцы. Даётся план высказывания.

Tell about your family.

Have you got a sister (brother)?

На 3 этапе в высказывание включаются элементы рассуждения, аргументации. Здесь должен резко увеличиваться объём высказывания.

Таким образом, для монологической речи характерны односторонняя направленность, большой объём высказываний и разнообразие структурной оформленности речи, что позволяет полнее выразить свою мысль, также логичность, последовательность и законченность изложения. Так как обучение устному общению является одной из важных проблем методики, то решение этой сложной задачи возможно при использовании целенаправленной, последовательной и эффективной методики.

Упражнение для развития интонационной выразительности речи Сегодня хорошая погода


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: