Уравновешенность непрестанно

Чадо мое, и в радости, и в скорби — всегда будь осторожен.

Ни в радости не выходи из границ, выказывая ее оживлением и смешками, ни в печали не помрачай лица настолько, чтобы это было заметно, потому что сатана пускает свои помыслы, как стрелы, но не может понять, приняли ли мы их в свое сердце.

Он, как мастер, посредством прилога запустив стрелу злого помысла, наблюдает за нашим лицом и всеми движениями нашего тела и по ним определяет, насколько стрела уязвила наше сердце.

Если он увидит, что душа уязвлена, тогда сильнее пускает стрелы, чтобы умертвить ее.

Если же по характерным признакам он увидит, что душа не ранена, тогда изменяет тактику.

Поэтому, когда у тебя радость, скрывай ее в своем сердце, чтобы диавол не узнал о ней по твоей невнимательности и не украл ее у тебя каким-нибудь искушением.

И в скорби поступай так же, чтобы он не увеличил тебе ее, узнав о ее причине.

Когда и в радости, и в скорби ты находишься в уравновешенном состоянии, диавол, не ведая точно о том, что происходит внутри тебя, не знает и как с тобой воевать.

Мы ходим посреди сетей многих, и, дабы избежать их, нам не разрешается жить нерадиво.

Уравновешенность непрестанно

Стань глупцом

Цель диавола — никогда не оставлять тебя в покое.

Когда справа, а когда слева, когда твоими собственными, а когда чужими вещами он будет занимать тебя, чтобы не дать покоя твоей душе, дабы ты не увидел дна, на котором еще много мусора.

Не занимайся ничем внешним по отношению к себе самому.

Стань глупцом, чтобы быть умными.

Стань неучем, дабы Господь открыл тебе Свою премудрость.

Плотская брань

Чадо мое, ты пишешь мне о своей плотской брани.

Знай, что произошла она у тебя от гордости, чтобы ты смирился и научился тому, что если нас оставит благодать, то мы падаем и делаемся жалким зрелищем.

Посему смиряйся, укоряй себя, проси у Божией Матери даровать тебе дух смиренномудрия, чтобы в чувстве познать, что ты ноль, ничто, ибо Христос говорит: без Меня не можете делать ничего.

В этом искушении, пришедшем к тебе, научись тому, как падает человек и как глубоко падает.

Но для более гордых есть падения и похуже.

Не огорчайся: это искушение и оно пройдет.

Бог попускает это для нашей пользы, чтобы посредством искушений мы научились мудрости.

Терпи, мужайся, не отчаивайся, дерзай; это пройдет.

Это шторм, и море выбросит весь мусор, который скопился на дне во время штиля!

Не огорчайся чрезмерно, ибо это от диавола и такая печаль приведет тебя к небрежению и охлаждению.

Только подвизайся и не бойся.

Презри сатану и покажи, что ты не считаешься с ним, и он, как гордый, уйдет, ибо доколе ты считаешься с ним, он не отстанет.

Уравновешенность непрестанно

Не трусь

Не страшись, чадо мое.

Это брань, и она пройдет.

Все святые были боримы.

Нам, как немощным, Бог не попустит брани, превышающей наши силы, и подаст помощь.

Однако, поскольку у нас есть гордость, Бог попускает нам брань, чтобы мы смирились.

Не скорби чрезмерно, но с великим смирением повергни себя пред Богом и укоряй себя.

Любой злой помысл прогоняй, как только он придет, и я верю в то, что благодать Божия подаст тебе облегчение.

Не бойся, ничего с тобой не случится.

Прочь гони трусость, дерзай, все пройдет, ты увидишь

. Брань же эта принесет тебе много пользы, и многую благодать даст тебе Бог.

Только не трусь, потому что так мы проигрываем игру.

Справедливость Бога

С великим вниманием должны проводить мы свои дни.

Диавол очень коварен и поджидает удобного случая, чтобы вовремя нашей духовной дремы уловить нас в свои сети и сделать повинными пред Богом и своей совестью.

О, если бы Бог упразднил его, чтобы он не мог творить нам зло!

Но, будучи справедливым, Бог не может нарушить свободы человека.

И таким образом мы по своему произволению слушаем лукавые внушения диавола и согрешаем.

Бог принимает всегда

Всеблагий Бог принимает нас даже в единонадесятый час.

А нам хотя бы в тот час понять это.

Но лукавый враг нашей души не бездействует, ничто не ускользает от него, ибо он знает безмерную цену времени и старается излишними попечениями, мирскими приманками и удовольствиями укоренить в нас неведение и забвение, дабы в последний час повергнуть в совершенное отчаяние.

Таким образом он, окаянный, приобретает бессмертные души, за которые Христос умер на Кресте!

Уравновешенность непрестанно

Перст Божий

О бранях своих не скорби, не бойся, но дерзай.

У демонов нет власти причинить тебе зло.

Но это перст Божий, и благодари от сердца, ибо посредством сего отверзутся очи твоей души и направят тебя на истинный путь.

Трудноисцелимые страсти врачуются горчайшими лекарствами.

Умоляй Бога: «И не введи нас во искушение». Эта брань, как говорит авва Исаак, от гордости, от возношения, от черствости сердца. Исцеляются сии страсти смирением и признанием собственных ошибок, послушанием и доверием духовному отцу.

Смиряйся, чадо мое, только это лекарство спасет тебя.

Бог по любви Своей послал тебе эти искушения, дабы устрашить тебя, чтобы ты пришел в себя, образумился, смирился и попросил прощения.

Посему, когда ты молишься, эти лукавые приходят в ярость: они видят, что ты начинаешь разрубать их сети, и боятся, как бы ты не убежал от них. Они желают устрашить тебя или привести в отчаяние.

Поэтому вооружайся верой в Бога и надеждой на Него и будь уверен в том, что ничего они не могут сделать без повеления свыше, от Бога.

Знай, что если ты претерпишь эту брань, смиришься пред Богом и братией, то Бог дарует тебе великую благодать и просвещение, откроются очи твоей души и ты узришь, в какой тьме ты находился.

Дерзновение, которое чувствуешь, — это благодать Божия, помогающая тебе в сих искушениях, ибо оказаться в такой брани без дерзновения, надежды и веры — великая опасность.

Не бойся ничего, возлагай все свои надежды на Христа.

Не прекращай молитвенного вопля и узришь, какую получишь помощь.

Бойся Бога, а не демонов.

Бойся Бога в Его судах, ибо, когда Он решит наказать нас за гордость, кто может воспрепятствовать Ему?

Посему, когда зло мало, позаботимся о его исцелении, иначе оно возрастет, и тогда, даже если будут помогать тебе и другие люди, не смогут спасти тебя.

Итак, больше возлюби Бога, пославшего тебе лекарства от твоих немощей — терпение, смирение, дерзновение, и постарайся принять их.

Уравновешенность непрестанно

Пока борет нас лукавый дух гордыни, падения наши не прекратятся.

Когда же падения даруют нам познание своего окаянства и мы удостоимся смирения, тогда с нами Христос, смиренный сердцем и кроткий душой. Тогда в душе нашей будут царствовать радость, мир и сладость и наше сердце согреет блаженство.

Понуждайте себя, чада мои, к духовному подвигу.

Не забывайте о великой опытности диавола и о нашей немощи.

Как осенний лист падает от малого ветерка, так и мы падаем при малейшем искушении и испытании, когда благодать Божия не сражается вместе с нами.

А когда же содействует нам благодать Божия? — Только тогда, когда смиренное мудрование руководит каждой нашей мыслью и каждым нашим делом.

Сатана покушается украсть у подвизающихся цель подвига.

И кража заключается в том, чтобы ввергнуть человека в гордость: тогда, что бы он ни делал, он будет мнить о себе, что усердием и понуждением приобрел ту или иную добродетель. Таким образом, труд остается без награды, подвиг — без надежды и работа — без оценки по достоинству.

Будь осторожен, имей многое смирение, каждый день молись, чтобы Бог даровал тебе дух смиренномудрия. Как не прорастает ничего на утоптанной тропинке, так и на «тропинке» смиренномудрия не прорастает никакая прелесть.

Не бойся незримых врагов, когда облекся ты во Христа.

Трепещи тогда, когда по причине осуждения ты не видишь хранящей тебя благодати.

Но и тогда «нет худа без добра». Постарайся служить Богу в страхе и трепете, ибо лукавый запинатель подвизающихся ожидает времени нашего нерадения и тогда набрасывается с яростью и старается нас, если возможно всех, низвести во ад.

Диавол подвизается день и ночь, чтобы соделать нас своими сосудами.

Будем подвизаться и мы, чтобы стать сосудами Господа. Будем сильно подвизаться; не бойтесь, ведь перед нами наши старшие братья — Ангелы, подвизающиеся вместе с нами. Они несравненно многочисленнее и сильнее демонов. Посему дерзайте, утесните врагов посредством истинного ведения, ибо истина как всесильное оружие ограждает подвижника.

Только когда человек будет пренебрегать своими духовными обязанностями, особенно же когда возгордится, помышляя, что он что-то из себя представляет, тогда может поскользнуться.

Но и снова, если припадет со смирением, вновь восстает, вновь врачуется. Милость же Господня близ сокрушенных сердцем.

Уравновешенность непрестанно

Опыт

Однако много испытаний попускается и для приобретения опыта и духовной мудрости, ибо без искушений невозможно стяжать опыт.

Опытом называется искусство, полученное не от учения, а от практического постижения того, что приносит вред, а что пользу.

Если человеку не будет попущено хотя немного впасть в искушение, то он не сможет измениться к лучшему.

Когда человек из добрых побуждений сделает что-то, а потом поймет, что сделал неправильно, Бог, призирающий на сердце и испытующий намерение каждого поступка, приведет снова все в установленный порядок и просветит человека, дабы он понял, что нужно было делать.

Непогрешимость свойственна лишь Богу. И святые, как бы ни были они совершенны, не были безупречны. Даже им попускались искушения для смирения, внимания, терпения немощи своего естества. Небольшой гнев, или смех, или праздное слово не лишают святого его святости.

Уравновешенность непрестанно

Не отчаиваться

Необходимо иметь в виду, что никогда не нужно отчаиваться в самом себе.

Сколько бы раз человек ни поскользнулся и ни пал, пусть даже десять тысяч раз в день, пред Богом неправедно отчаиваться в себе, но пусть имеет добрую надежду и уготовляется к брани, доколе не придет милость Божия и не освободит его.

Молитовку твори все время. Затворяйся в себе посредством молчания и поучения. Заботься о своей душеньке, дочь моя; в своем доме стань более духовной. Бог же наблюдает за тобой, и час благодати пробьет чудесным образом, когда это решит «верховное главнокомандование».

Уравновешенность непрестанно

О мужестве

Диавол, конечно, во время брани бездействовать не будет. И у него есть свои орудия. Какие? Вот, например, он шепчет нам: «Ты ничего не сможешь сделать, я снова низвергну тебя. Разве ты не видишь силы такой-то страсти, великое множество немощей? Имей в виду, что одержать надо мной победу не так-то легко и что отступать я не буду. Кроме того, разве смог ты до сего дня сделать что-нибудь? Ничего! Но я и не дам тебе сделать. Напрасны будут все твои труды, я непобедим. Разве ты не видишь моего величия?». И тут же он представляет постыдные мечтания с сильным плотским услаждением. Он кажется вооруженным, как скорпион. Так диавол внушает подвижнику чувство, что спастись невозможно, что нужно поднять руки и сдаться!

Это и множество всего другого нам представляет лукавый и коварный «советчик». Итак, вперед, откроем ложь его сетей и обнажим его ржавое оружие. Подвижник крепкого Бога, верующий в Его непобедимую силу и ощущающий ее, начинает серьезный подвиг, мужественно подымая флаг страшного Креста с орудием ужасного для демонов имени Иисусова, призывая Его непрестанно и отважно, заграждая дорогу для безумных и коварных прилогов диавола, непрестанно помышляя о смерти, суде, муке, о райском наслаждении и вечной славе близ Иисуса, о подвигах святых и тому подобном. Все это «боевое снаряжение», которое подкрепляет силу молитвы! Тогда обращаются в бегство отчаяние, нерадение, эгоизм, бесстыдство, и подвижника охватывает ревность. Тогда отступает сатанинское надмение и лопается, как мыльный пузырь.

Уравновешенность непрестанно

О трусости и мужестве

Трусливый воин бесславен, бездерзновенен и постыжен. Ни одно его прошение не доходит до слуха царя. В то время как прошения мужественного, лишь только будет возвещено его имя, тотчас исполняются!

О высокое дерзновение, украшающее мужественного подвижника! Кто не желает его? Однако нерадение, особенно в молитве, развеивает его по ветру и оставляет человека ни с чем.

Насколько, стало быть, мы должны отличаться мужеством, ибо носим ангельский образ и клятвенно пообещали Царю царствующих жизнь или смерть, а не отступничество и нерадение. Но через подвиг и понуждение себя да разгромим окончательно врага Божия и нашей души.

Уравновешенность непрестанно

Бог присутствует везде

Что касается страха, который охватывает тебя— это искушение. Ты победишь его верой в Бога, то есть помышлением о том, что Бог присутствует везде.

В Боге мы живем и движемся и существуем.

Ничего не происходит без попущения Божия.

И даже если бы мы оказались у диавола или среди зверей, — и там присутствует Бог! И ни диавол, ни звери не могут причинить нам вреда, если не получат на то власти от Бога.

Почему же у нас нет этой спасительной истины Божией, веры в Его Промысл и мы так боимся там, где нет страха? Как произойдет со мной зло, если Бог управляет и диаволом, и плохим человеком, и всем тем, что может причинить мне вред? Да и святой Ангел-хранитель, не оставляющий человека по Промыслу Божию, как попустит ему претерпеть зло, если не получит на то повеления от Бога?

Посему, чадо мое, дерзай и, когда приходит к тебе этот страх, говори: «Кого я буду бояться? Кто может причинить мне зло, когда Бог управляет всем? Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Вместе с тем твори и молитву Иисусову и не бойся ничего. Верь непоколебимо в истину веры.

Уравновешенность непрестанно

Новоначальной

Благословенное мое чадо, Божия Матерь да укрепит тебя до конца в подвиге твоей души.

Вижу разочарование твоей души. Ты похожа на тех новобранцев, которых посылают на линию фронта. Едва заслышав звуки выстрелов, разрывающихся бомб, они теряют бодрость духа и просятся в тыл. Но по распоряжению опытных военачальников их смешивают со старыми и закаленными воинами, которые воодушевляют новобранцев, пока последние не привыкнут к войне.

Хвалю твое желание и произволение достичь совершенства и бесстрастия, и на это должны быть направлены все твои усилия. Однако ты не должна забывать, с кем тебе необходимо сражаться. Брань твоя с началами, властями, с силами темными и чрезвычайно коварными, с опытными в сражениях шеренгами врагов. Брань твоя также против плоти и мира страстей — страстей, похожих на язвы, приносящие страшную боль, и для исцеления их необходимы должный образ жизни, время, терпение и прилежание.

Что касается твоего отчаяния, знай, что здесь война: это артиллерийский обстрел противника, это раны, которые наносят страсти. Посему необходимы терпеливое ожидание и мужество. Пусть этим не омрачается небо твоих надежд. Верь в то, что Бог знает расположение каждого человека и никогда не презирает благое произволение и понуждение себя. Воздаяние Его никогда не приходит ни раньше, ни позже положенного времени.

Мы видим, как святые отцы в первые годы переносили сухость духовную, страшные разочарования и другие губительные искушения. Но они твердо держались терпения и понуждения самих себя, и впоследствии их посещала благодать, которая вознаграждала их предшествующее терпение.

Все отступает перед смирением и самоукорением.

Иными словами, перенеси всю тяжесть на себя: говори, что я либо по гордости, либо из-за своей близорукости и являюсь причиной собственного разочарования, не могу сориентироваться правильно и, что естественно, теряю дерзновение в своих надеждах.

Знай, чадо мое, что превыше всего — Христос. Он не только над нашей душой, но Он и в нас и вознаграждает всякое благое произволение и понуждения себя.

Возлюбленное о Господе чадо, отбрось разочарование и скажи: я буду понуждать себя до смерти, я буду стремиться к совершенству и достижению бесстрастия; если же я не достигну сего либо по причине своих немощей, либо по причине смерти, либо по какой-нибудь иной причине, верю, как верили в то отцы, что Бог сопричтет меня вместе с совершенными.

Взирай лишь на себя и на свои грехи, и я верю, что обретешь то, что превзойдет все твои чаяния.

О малодушных и святых

Малодушный во время духовной брани терпит ущерб в том, что не преуспевает духовно. Однако, когда он призывает милость Божию, спасается. У него нет мужества для великих сражений, но кое-что для своего спасения он делает, и, чем более трудится, тем большее вознаграждение и получит.

Став праведными, святые претерпевали искушения или по причине каких-то недостатков, или чтобы получить большую славу, потому что обладали великим терпением. И Бог, не желая, чтобы излишек их терпения оставался неиспользованным, попускал им искушения. Но искушения святых всегда завершались благим исходом.

Понуждай себя

Не забывай о цели — спасении.

Не дремли, время не в наших руках

Жизнь наша висит на волоске.

Понуждай себя, распрямись, покажи, что ты раб Христа, а не диавола.

Разве ты не знаешь, что нерадение принесет тысячи помыслов, чтобы пленить тебя?

Молись с болью и слезами, дерзай, Христос не оставит тебя.

Понудь себя немного, и диавол убежит.

Благодать готова тебе помочь. Она ожидает твоего собственного произволения и понуждения.

Нерадение, чадо мое, порождает неверие и расслабление, которое, в свою очередь, приносит рой худых и пагубных помыслов, приводя свою жертву к осквернению.

Восстань, возьми оружие — молитву — и призывай славу нашего Бога. Разгроми противоборца-диавола, ищущего поглотить тебя.

Понуждай себя.

Уравновешенность непрестанно

Нерадение

Бойся нерадения, как величайшего врага.

Нерадение приносит все зло.

Нерадение к обязанностям губит все духовные блага, откуда и происходит сухость со всеми последствиями.

Нерадение бей со всей силой. От него начинается всякое зло.

Нерадение поборается непрестанной молитвой, устами или умом, с памятованием нежданной смерти, адских мучений, рая и тому подобного.

Необходимо понуждение себя к исполнению духовных обязанностей и, в особенности, к молчанию и молитве.

Победа через падение

Бог не желает, чтобы те, кого Он спасет, кто ищет Его милости, были тупыми, малодушными, трусливыми и неопытными. Божественное наследие — для возросших христиан. Потому Он ставит нас перед искушениями, дабы проявилось наше послушание Его заповедям. Его просвещение — внутри нас. Познанию Его воли мы научаемся из Писаний. Кроме того, и совесть, подобно компасу, ведет нас. Все это просвещает нас перед лицом искушения. Но когда наше произволение ко злу сильнее, тогда мы непослушны Божиим заповедям.

Мы сотворены свободными, и свобода наша не подавляется. И, как свободные, если бы мы боялись Бога, то не падали бы в искушениях. И если бы мы не любили себя больше Бога, то не уклонялись бы во грех. Но Его благость даже падению оставила врачевство исправления. И благодаря этому мы снова восстаем, и через падение бывает победа.

Inner Worlds, Outer Worlds — Part 4 — Beyond Thinking


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: