Урбанович м.ю., мгппу, пк-3.2

ФБМ Структура и отделы Функции Основные нарушения Нейропсихологические синдромы
I — энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга, или блок регуляции тонуса и бодрствования Включает в себя ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга: мозолистое тело, средний мозг, теменно-затылочная борозда, мозжечок, ретикулярная формация ствола, крючок, гипоталамус, таламус. Осуществление любой психической деятельности, особенно в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом; регуляция различных эмоциональных состояний (прежде всего базальных эмоций); регуляция мотивационных процессов, связанных с различными потребностями организма; восприятие и переработка интероцептивной информации о состояниях внутренней среды организма; регуляция гомеостаза с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов. Поражения аппаратов первого блока (стволовых отделов мозга, аппаратов медиальной коры или лимбической области) приводит к модально-неспецифическому снижению тонуса коры и делает избирательное, селективное протекание психической деятельности невозможным или очень трудным. Деэнцефальный синдром
II — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (внешней) информации; Включает в себя основные анализаторные системы (зрительную, кожно-кинестетическую, слуховую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий: премоторная область, прецентральная извилина, центральная извилина, моторная область, префронтальная область. Обеспечивает модально-специфические процессы; обеспечивает сложные интегративные формы переработки экстероцептивной (внешней) информации, необходимой для осуществления высших психических функций. Поражение аппаратов второго блока (вторичных отделов левой височной или теменно-затылочной области) существенно нарушает условия, необходимые для приема и переработки информации, причем каждое из этих поражений приводит к отчетливым модально-специфическим (зрительным, слуховым, пространственно-кинестетическим) нарушениям, а поражения этих аппаратов левого полушария коренным образом ограничивают возможность переработки соответствующей информации при помощи языка, следовательно, завершается психическая деятельность фазой сличения полученных результатов с исходным «образом результата». Синдром поражения теменно-затылочных отделов: · Зрительные агнозии · Нарушение зрительной памяти — сужение объема, повышенное внимание интерференции. · Нарушение зрительного внимания (нарушение правого полушария — левостороннее игнорирование в зрительной информации) · В интеллектуальной сфере – конструктивный интеллект в депривации, те интеллектуальные операции, где требуется анализ пространственных отношений. · Двигательная сфера – пространственная апраксия. Нарушение двигательного акта, связанного с пространством. Синдром поражения зоны TPO: · нарушение ориентации в пространстве (право, лево), двигательно-пространственная, конструктивная апраксия, нарушена зеркальность в отображении букв. · семантическая афазия · интеллект — первичная акалькулия, нарушение счета вследствие распада разрядного строения числа. · нарушение наглядно-образного мышления. Больной не может прочесть карту, схему. Теменные синдромы: · снижение тактильной памяти · тактильное невнимание · игнорирование какой-либо стороны в плане кожно-кинестетического восприятия 1.Верхнетеменной синдром · соматоагнозия (человек не может сориентироваться с положениями частей тела) · соматопарагнозия (соматический обман, например, кажется, что руки до пола и т.д) 2.Нижнетеменной синдром · тактильная агнозия, · кинестетическая апраксия (рука как лопата, не может сложить руку, как надо). · афферентная моторная афазия. · оральная апраксия (входит в состав афферентной моторной) Височные синдромы: 1.Височный синдром – поражение зоны Т1 – зона Вернике: · сенсорная афазия · нарушение фонематического слуха (сенсорная афазия — распад чтения, письма, отчуждение смысла слов) 2.Височный синдром – поражение зоны Т2 – средний висок и нижний: · нарушение слухоречевой памяти. · аккустико-мнестическая афазия · нарушение письма · нарушение понимания длинных текстов · нарушение устного счета 3.Синдром поражения правого виска. · слуховая агнозия и аритмия · слуховая амузия, · нарушение интонационного аспекта речи · нарушение слухового внимания
III — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности Включает в себя моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга (кору лобных долей мозга) с их двухсторонними связями, конвекситальную лобную кору с ее корковыми и подкорковыми связями. Осуществление сложных надмодальностных видов психической деятельности — символической, речевой, интеллектуальной; осуществление программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности; произвольная саморегуляция; построение перспективных планов, целей и задач, и способ их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов реализации и её контроль, оперативное реагирование и детекция ошибок. Поражение аппаратов третьего блока (лобных отделов мозга), не изменяя общего тонуса коры и не затрагивая основных условий процесса приема информации, существенно нарушает процесс ее активной переработки, затрудняя процесс возникновения намерений, программирования действий, препятствует стойкой регуляции и контролю за их протеканием. Премоторные синдромы 1.Поражение верхних премоторныхотделов · возникает кинетическая апраксия (переключение от одного движения к другому) · двигательное невнимание · интеллектуальные нарушения в виде динамический нарушений · трудности переключения · инертность · снижение подвижности психических процессов 2.Поражение нижних премоторных отделов. · кинетическая апраксия реже наблюдается. · афазия Брока (нарушение речи в виде моторной эфферентной афазии) · в ряде случаев – динамическая афазия. Лобный синдром: · поведение становится спонтанно-импульсивным. · изменение мотивации, нарушение произвольной мотивации и деятельности в целом. · нарушение эмоциональной сферы: эйфория, депрессия. · двигательная сфера – регуляторная апраксия. · системные персеверации. · динамическая афазия · адинамия познавательной деятельности. · инертность, ригидность мышления · нарушение мнестической деятельности · псевдоамнезия

Используемая литература:

1. Хомская Е. Д. Х76 Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический университетский учебник»), ISBN 5-469-00620-4

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста — М, Генезис, 2005, ISBN: 978-5-98563-293-4

Факультет консультативной и клинической психологии МГППУ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: