Условия и организация фестиваля

Положение

Первого международного молодежного театрального фестиваля «триНити»

1. Общие вопросы

1.1. Положение о проведении Первого международного молодёжного театрального фестиваля «триНити» далее Фестиваль, обозначает основную идею Фестиваля, даёт справку об организаторах Фестиваля, определяет цели, задачи, сроки, порядок и условия проведения, награждения, а также категории участников фестиваля, основные требования к ним, порядок их пребывания на Фестивале.

1.2. Автором идеи Фестиваля является художественный руководитель молодёжного инициатического театра «АНЖЕЛО» и ДМТиК (Детские мастерские театра и кино), город Сочи Андрей Рос.

1.3. Проведение Фестиваля осуществляет Культурно-благотворительный фонд «Развитие Общественного Сознания» при поддержке администрации города Сочи.

Основная идея Фестиваля

Среди множества независимых молодёжных театральных фестивалей, проходящих в России и за рубежом Первый международный молодёжный театральный фестиваль «триНити» задуман как фестиваль с ясной идеей, суть которой содержится в ёмком слогане:

«ТРАДИЦИЯ – НОВАТОРСТВО – ТВОРЕЦ».

Тем, кому интересно более полно ознакомиться с идеями, послужившими основой необходимости проведения такого фестиваля, читайте Меморандум Фестиваля «триНити» (прилагающийся отдельным документом). В нём содержится взгляд на состояние современного театра и искусства в целом и на состояние и развитие молодёжного театра в частности. А в настоящем Положении вопросы идеологии Фестиваля мы осветим кратко:

Само название Фестиваля «триНити» содержит в своей основе сразу несколько важных смысловых понятий:

Тринити — это имя главной героини эпохальной кинотрилогии Вачовски «Матрица» (с 1999), которая не только олицетворяет самоотверженную борьбу с иллюзией, захватившей умы людей, но и явно намекает на миссию поиска, сопровождения и защиты «избранного», идущего «в мир» ради спасения человечества. В этом персонаже сплетены воедино элементы традиций востока и запада: борьба с миром иллюзий (майей) и христианское мессианство. Но, этот подвиг «избранного» – подвиг не ради спасения человечества в своей массе, как во множестве других кинопроизведений нашей эпохи, а ради спасения человека, как вместилища души и проводника истины, подвиг, указывающий путь к истине, что явно показано во всей трилогии.

Имя Тринити переводится с английского как Троица. Это символическое обозначение Бога в христианстве, где оно имеет три аспекта. Эта трехаспектность божественного присутствует во всех сокровенных мировых традициях. Наиболее ясная и философски осмысленная современная концепция этого – сущностное разделение самой жизни, любой её части или акта существования, любого процесса или явления на три части или стадии, это:

1. Созидание (также: рождение, творение, захват и реализация идеи, осуществление изначального импульса);

2. Адаптация (также: созерцание, анализ, осмысление);

3. Деструкция (также: остановка, разрушение, отсев ненужного, получение опыта).

Эта тройственность может описывать любой процесс, в том числе, эволюцию современного молодёжного театра, как и театра в целом, естественным образом объясняя всё, происходящее с ними.

В основе концепции нашего Фестиваля, лежит также принцип, в котором раскрывается третье значение его названия, а именно Три Нити. Это понятие, не только имеющее смысл, как совокупность неких трёх явлений, но и обозначающее их смысловую интеграцию (переплетение нитей), имеющее пространственный и временной аспект.

Кратко обозначим выводы, касающиеся философской сущности и практического смысла этих «трех нитей», идейно пронизывающих всё то, чем может быть наш Фестиваль, нитей, которые могут связывать нас, как единомышленников:

1. ТРАДИЦИЯ.

Во всех древних духовных традициях, существовавших по всему миру широкое распространение имели системы посвятительных практик. В одних местах они касались только области духовного ученичества и имели весьма строгие формы. В других они были частью жреческого ритуала. В третьих процветали долгое время под покровом тайных лож, часто в роскоши антуража и неповторимом своеобразии форм. И даже в современности они стали частью практик специальных групп, занимающихся глубинной или эзотерической психологией. Наиболее известна своей посвятительной системой духовная традиция, связанная с Древним Египтом и именем Гермеса Трисмегиста (Триждывеликого). Позднее, её в несколько усечённом виде заимствовали древние греки, воспринимавшие своего Гермеса уже в новом качестве. Не удивительно, что именно древние греки создали систему, послужившую неким базисом для основ современного европейского театра. Древнегреческая сценическая традиция со временем, неизбежно теряла основные элементы посвятительного ритуала, становясь при этом ближе к народу и всё более приобретая облик современного театра. Подобно древнегреческому понятию любви, имеющему, как известно, такие формы, как «Пандемос» – перевод: всенародная, объединяющая общедоступные формы любовного проявления, и «Урания» – дочь Урана, Неба – божественная любовь, высокое и чистое чувство, доступное лишь не многим, посвятительная традиция разделилась, и частично ушла в «глубокое подполье», оставив театру некое подобие посвящения, которое могли иногда переживать, вслед за актёрами, зрители. Сама же инициатическая доктрина, являющаяся, по сути, калькой с более древнего и явно надчеловеческого источника информации, до последнего времени хранилась в строжайшей тайне.

Сегодня тайное знание оказалось доступным, и поэтому ответом на вопрос о способах почерпнуть истину для соизмерения себя и своего творчества с ней может быть обращение к традиционным канонам, поиск древних надчеловеческих источников информации. Как возродить духовную традицию в театре? Только путём хотя бы частичной реставрации посвятительного ритуала, с вовлечением в него всех, от драматурга и режиссёра, до актёра и зрителя. Целительная внутренняя трансформация, лежащая в основе такого ритуала касается вначале авторов, вслед за ними, созданных ими героев, вместе с героями её переживают играющие в спектакле актёры, вслед за которыми её воздействию подвергаются и зрители, каждый из которых в своей степени, уходя из зрительного зала унесёт с собой некое новое состояние. Это и есть то внутреннее усовершенствование, которое благодаря впечатляющему действию театрального зрелища не позволит человеку быть прежним, и одномоментно или постепенно приведёт его к глубокой внутренней трансформации.

«Истоки всей творческой деятельности – магический ритуал.» С. Эйзенштейн.

2. НОВАТОРСТВО.

Как любое явление в мире, театр живёт энергиями. Истинно традиционный подход в театре (наша «первая Нить») обеспечивает целеполагание, гарантию истинности идеи, связь с духом, возможности ритуальной трансформации. Однако, каждое время несет свои отличительные черты, а по сути – тоже энергии. Быть «на гребне волны», тонко чувствовать энергетику времени и соответствовать ей, вовремя трансформируя внутренние устои, эффективно использовать всё то, что дарит современность, в плане идей, подходов, и, конечно же, в технологическом отношении, на каждом этапе театральной постановки стремясь к её предельному совершенствованию. Это и есть новаторство, то без чего традиция становится мёртвой, а посылы и идеи воспринимаются как анахронизм. Это то, что позволяет актуализировать в искусстве такой важнейший фактор, как время. В наши дни невозможно ставить «Федру» и «Электру», пользуясь только тем, что давал античный театр. Время говорить новое слово.

3. ТВОРЕЦ.

В традиционных источниках сказано, что человек создан по образу и подобию божьему. В связи с этим, сложно даже представить, насколько широким спектром возможностей мы можем обладать. Наверное, самое распространённое и, вместе с тем, эволюционно значимое сродство человека и Бога – это творение или созидание. Вероятно, эта способность распределена между людьми не поровну. Или, скорее всего, существуют мощные ограничивающие факторы, делающие каждого человека способным творить лишь в определённом направлении, степени и качестве.

Театр – совершенно особенная область в искусстве. Люди театра не похожи на людей других творческих профессий. Сложен и самобытен мир сцены, где постоянно разыгрывается спектакль, не ограничивающийся показами на зрителя. Спектакль никогда не кончается. Он захватывает не только актёров, но и режиссеров, и драматургов, художников, многочисленных работников театра, и ещё более многочисленных обожателей этого вида искусства. Таков уникальный мир театра. Здесь не в меньшей степени, чем в любом другом виде искусства, творцу принадлежит центральная роль. Чаще всего, это драматург, режиссер и художник. Огромное значение в современной постановке имеет звук – здесь творец композитор или саунддизайнер. Известны выдающиеся актёры – истинные мыслители, настоящие творцы своих ролей, способные заразить других актёров своей мощной идеей, энергией, объединяющие, создающие особую атмосферу спектакля. Зритель тоже может выступать в роли творца, когда вокруг спектакля формируется живое зрительское поле, суперорганизм, в определённый момент начинающий продуцировать собственные уникальные состояния.

Таким образом, в мире театра от драматурга и режиссера, к актёрам и зрителям формируется и распространяется уникальный творческий импульс, отражающий индивидуальность творца, помноженную на индивидуальности всех, кто находится в сотворчестве. В этом третий, после традиционности и новаторства компонент, обеспечивающий жизнеспособность современного театра. Это элемент, привносящий в творческий акт индивидуальность созидателя, всё самое важное и сокровенное из области его миропонимания, неповторимую реальность его духовной жизни.

“Над вымыслом слезами обольюсь.” А. Пушкин

Итак, мы вкратце расшифровали лозунг нашего Фестиваля. Он может быть также общефилософски обозначен троичностью: ИСТОКИ – ВРЕМЯ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Есть важные вопросы, касающиеся развития именно молодёжного театра, а также театра в целом, которые из-за отсутствия места нет возможности включить в данный пункт Положения. Эти вопросы рассматриваются в Меморандуме Фестиваля. Здесь остаётся только подвести итог, ответив на вопрос, каким образом можно сформулировать общее видение главной тенденции развития современного молодёжного театра, как и театра в целом?

Базируясь во многом на античных и более ранних герметических канонах, наделяющих театральное действо глубоким духовным смыслом, и возвращая ему элементы посвятительного ритуала с целительным трансформирующим действием; находясь в постоянном эксперименте, занимаясь поиском новых творческих форм на всех этапах постановочной работы; используя самые передовые технические и информационные разработки в своём творчестве; преодолевая на своём пути все возможные клише и стандарты, бездумное следование «авторитетам», ориентирование на «среднего потребителя» или на «то, что в тренде»; и, наконец, действуя только из глубокого внутреннего духовного импульса творца, движимые любовью, и, тем самым, реализуя корневой общерелигиозный принцип богоподобия человека, мы можем создавать существо нового живого театра, театра, способного нести Свет.

Под знамёнами этой идеи, с открытым сердцем, надеждой на понимание и верой в будущие свершения, мы собираем единомышленников на наш Фестиваль.

Организаторы Фестиваля

3.1. Культурно-благотворительный Фонд «Развитие Общественного Сознания» — фонд с созвучием основных целей и широким спектром деятельности, от пропаганды здравого смысла и поддержки творцов до организации и финансирования проектов в области науки, культуры и образования.

3.2. ДМТиК (Детские мастерские театра и кино Андрея Роса), город Сочи – сеть, объединяющая детские образовательные учреждения города в рамках работы объединений дополнительного образования: Актёрских мастерских, Мастерской сценического костюма, Мастерской театральных декораций, Мастерской театральной сказки (драматургической мастерской).

3.3. Молодёжный инициатический театр «АНЖЕЛО», Сочи, Хоста, гимназия №5 (с 2010 года, до 2016 года «ДМТиК Андрея Роса») – победитель и лауреат городских, российских и международных театральных фестивалей и фестивалей искусств.

Цели и задачи Фестиваля

4.1. Цели Фестиваля:

• поддержка и развития детского и молодёжного театрального искусства вне зависимости от политических, социальных, национальных, религиозных, гендерных и других догм и предубеждений, несмотря на всю сопряженность с ними жизни современного общества;

• сохранение современного детского и молодежного театра как уникального культурного явления, отражающего суть эпохи, и главное – наделённого уникальной способностью и от этого особой миссией: достучаться до людских сердец, пролить свет в умы, простотой и честностью своего слова и жеста очистить человеческое сознание, приведя его в состояние уравновешенной гармонии и иерархической сосредоточенности.

4.2. Задачи Фестиваля:

• приобщение детей и молодежи к отечественной и мировой театральной культуре;

• сохранение и приумножение культурных традиций современного русского театра;

• выявление детских и юношеских театральных коллективов, отличающихся авторским подходом в вопросах выбора репертуара, жанра, в постановочной работе, использующих инновационные методы и приемы, стремящихся наполнить свои постановки серьёзным смыслом, создающих спектакли, способные в перспективе стать явлением в современной культуре;

• выявление и поддержка молодых талантливых авторов-драматургов, создающих перспективные для современного молодёжного театра произведения;

• развитие методик духовно-нравственного, гражданско-патриотического, культурно-творческого и эстетического воспитания детей и молодежи средствами театрального искусства;

• повышение профессионального уровня руководителей театральных коллективов;

• создание условий для обмена опытом между членами жюри, руководителями и участниками детских и юношеских театральных коллективов;

• повышение художественного и исполнительского уровня участников Фестиваля посредством проведения мастер-классов, творческих встреч, круглых столов и других форм совместной работы участников;

• развитие и укрепление творческих связей между авторами, коллективами и исполнителями.

Условия и организация Фестиваля

5.1. Фестиваль проводится Культурно-благотворительным Фондом «Развитие общественного сознания» при поддержке администрации города Сочи.

5.2. Руководство процессом подготовки и проведения Фестиваля возлагается на оргкомитет Фестиваля.

5.3. Состав оргкомитета Фестиваля:

• Рос Андрей Александрович, художественный руководитель Молодежного инициатического театра «АНЖЕЛО» и ДМТиК (Детские мастерские театра и кино), город Сочи, a.ros@live.ru, +79885003646;

• Цатурова Елена Валентиновна, заместитель директора по воспитательной работе гимназии№5 города Сочи, tsatourova_helen@mail.ru, +79183092860;

• Везиренко Татьяна Алексеевна, главный специалист управления по образованию и науке администрации города Сочи, vezirenkota@edu.sochi.ru, +79183010298.

5.4. Функции оргкомитета Фестиваля:

• формирование состава участников Фестиваля на основании поданных заявок и анализа представленного потенциальными участниками материала;

• разработка и согласование программы проведения Фестиваля;

• организация рабочих групп и координация их работы в процессе подготовки и проведения Фестиваля;

• техническое обеспечение работы Фестиваля;

• работы по промоушингу Фестиваля;

• организация освещения через СМИ подготовки и проведения Фестиваля;

• организация работы жюри Фестиваля;

• разработка и осуществление комплекса мер по обеспечению внешней безопасности на мероприятиях Фестиваля.

Как сделать рок-фестиваль


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: