В деревне. 2 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
См. начало здесь: В деревне. 1 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
Часть жизни мы с вами, дорогие взрослые, проводим в очередях, пробках, просто поездках (на дачу, например). Наши дети и внуки вынуждены также бездарно коротать время рядом с нами, изнывая от скуки.
Но мы можем превратить эту скуку в игру!.. Ребенок многое узнает и очень удивится, когда поймет, что сапожник — это не пьяный водопроводчик, а ветеринар — специалист по ветру.
Весна? Лето? Вы собрались к бабушке в деревню или на дачу? В лес? В парк? Эти речевые игры помогут вам с пользой провести время в дороге, на гамаке или скамейке.
Или ваш ребенок заболел? Дома тоже можно играть в эти игры!
Это — беседы-игры, которые не требуют особого времени: на прогулке, остановке общественного транспорта — везде можно найти время для развития у ребенка дара слова.
Наконец вы на даче (в деревне)!
Никакой городской суеты — покой, чистый воздух, свобода… Эту безмятежность можно разбавить весёлыми и полезными речевыми играми. Вся деревня у ваших ног, как огромный плакат — наглядно-методическое пособие. Познавательные беседы желательно превращать иногда в бесшабашные игры, чтобы не вызвать у вашего малыша отторжения. Активировать его внимание можно каламбурами перевёртышами: носки жарят, кошек пасут, а коровы лазят по деревьям…
Из весёлых и полезных игр ребёнок узнает о животном мире и мире растений много нового и полезного, а также научится излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения, пополнит свой словарный запас, обогатит свою речевую культуру.
Итак, животных и растения «упакуем в систему», а систему преподнесём ребёнку в форме игры. Пусть «ломает» свою голову, а не чужие игрушки!
«Игры» предоставляют возможность упражнять дар слова, память и ум, пополняя словарный запас ребёнка. Постепенно круг наблюдений расширяется, вместе с ним увеличивается и материал для игр-упражнений. Предметами весёлых, полезных и познавательных игр становятся наблюдаемые естественные явления природы, животные, растения, деревенский быт.
Логика природы есть самая доступная для детей логика — наглядная и неопровержимая.
(К.Д. Ушинский)
Итак, отдыхаем в деревне у бабушки весело и с пользой для дела… Ребёнок узнает почти все о горьком, кислом, сладком… Поймёт, кто в берлогу поселил канареек… И почему яблоки не растут в огороде…
Животные…
Всякому своё место… Почему-то эта мысль вас посетила после посещения зоосада (зоофермы, ботанического сада и т.д.)? Вагон впетчатлений у вас и у вашего ребёнка! Возможно, его впетчатления улеглись в голове кашей. Поможем расхлебать, утрясти, упорядочить его впетчатления?
«Жил соловей со своей соловьихой и был у них маленький соловёнок — птичий ребёнок… А у ежа — ежата, у ужа — ужата.»
Есть повод начать новую игру… «Я буду называть животное, а ты — его детёныша.»
Сложно для вашего ребёнка? Можно упростить. Он называет животное, а вы — детёныша. Если вы в затруднении (в подстрочнике ответа нет), можно смело сознаться в своём неведении и пообещать в ближайшее время дать верный ответ (постарайтесь слово сдержать!).
Игра наоборот: «Назови животное, у которого детёныш — жеребёнок? А ягнёнок?..»
У ребёнка нет достаточного для этой игры — словарного запаса? Упрощаем игру — играем в поддавки…
Вы спрашиваете: «У гуся детёныш — гусёнок или медвежонок? У верблюда детёныш — верблюжонок или поросенок? У слона детёныш — мышонок или слонёнок? У лошади детёныш — кукушонок или жеребёнок?»
Ребёнок пополняет свой словарный запас и начинает понимать логику игры… Можно вновь вернуться к игре-основе.
У ежа — ежата, у ужа — ужата…
ёж -… уж -… кошка -… собака -… бобр — … волк -… гусь -… заяц -… кролик -… кенгуру — … кит -… дельфин -… морж -… коза -… курица -… лисица -… мамонт -… медведь -… мышка -… крыса -… овца -… слон -… лягушка — … лев — … тигр — … ягуар — … рысь — … свинья — … кукушка -… тетерев -… тюлень -… хорь -… щегол — … як — … буйвол бык -… корова — … лось — … олень — … лошадь — … верблюд — … лось -… осёл -… | (ежонок) (ужонок) (котёнок) (щенок) (бобрёнок) (волчонок) (гусёнок) (зайчонок) (крольчонок) (кенгурёнок) (китёнок) (дельфинёнок) (моржонок) (козлёнок) (цыплёнок) (лисёнок) (мамонтёнок) (медвежонок) (мышонок) (крысёнок) (ягнёнок) (слонёнок) (лягушонок) (львёнок) (тигрёнок) (ягуарёнок) (рысёнок) (поросёнок) (кукушонок) (тетеревёнок) (тюленёнок или белёк) (хорьчонок) (щеглёнок) (ячонок) (буйволёнок) (бычок) (телёнок) (лосёнок или телёнок) (оленёнок или телёнок) (жеребёнок) (верблюжонок или жеребёнок) (лосёнок или жеребёнок) (ослёнок или жеребёнок) |
Справились?
А теперь — Мама — Папа…
Утка — мама, селезень — папа
петух — … медведь — … слон — … бык — … буйвол -… верблюд -… волк -… голубь -… ёж -… заяц -… кенарь -… козёл -… конь -… лев — … лось -… морж -… олень — … осёл -… трутень -… селезень -… барсук -… тигр -… | (курица) (медведица) (слониха) (корова) (буйволица) (верблюдица) (волчица) (голубица) (ежиха) (зайчиха) (канарейка) (коза) (лошадь) (львица) (лосиха) (моржиха) (олениха) (ослица) (пчела) (утка) (барсучиха) (тигрица) |
Продолжаем!
Кто где живет?