В этой логике а может выражать противоположное себе значение, т.е. быть б, и при этом а и б будут одновременно истинными значениями.

В этом случае А может иногда вести себя как А, а иногда как Б, например электрон иногда это частица, иногда – это волна, т.е. логический закон тождественности здесь неприменим. В этой логике о любом явлении можно сказать только в связи с чем-либо, «в некотором смысле» или «некоторым образом». Эта логика известна еще со времен древних богов, риши Васиштхи, Будды и Махавиры, в джайнизме она именуется «анэканта-вада» (доктрина неоднозначности). Она немного учитывает наблюдателя, для нее обычен тот факт, что каждый видит мир немного по-своему, поэтому люди, ею оперирующие обычно весьма терпимы и толерантны. Эта логика обладает большим диапазоном в оценке и описании явлений, поэтому она может описывать весьма сложные процессы и явления природы, она также хорошо описывает некоторые духовные процессы. Она гораздо свободнее дискретной логики в свободе выбора точек зрения, у нее всегда есть альтернатива, и она не вступает ни с чем в противоречие. Для этой логики не очень важны даты, словесные сочетания, для нее важно общее направление, течение, настрой. Она возможно не очень годится для описания совсем простых систем и решения бытовых вопросов, но она незаменима в творчестве, при изучении сложных систем, описании сложных процессов и разумеется, при описании процесса духовной эволюции. Ей соответствует любимый сиддхами особый сумеречный поэтичный язык, принятый в учении тантризма – «сандхья-бхаша».

Отношение к миру: мир наблюдается, исследуется видится как бы со стороны, на дистанции, сознание не вовлекается полностью в происходящее. Есть чувство внутреннего наблюдателя.

Пример: зритель-ценитель искусства, сидящий в зрительном зале и наслаждающийся просмотром спектакля.

Кто ее использует: ученые, сумевшие преодолеть барьеры Аристотелевой логики, шаманы, маги, целители, йоги, садху, джняни, сиддхи.

Область сознания: буддхи, духовный разум, освещаемый умом.

Субъект и объект: видятся как взаимовлияющие друг на друга, взаимозависящие.

Сознание наблюдателя: включено в процесс, но в незначительной степени.

Пример проявления нечеткой логики: авадхута Даттатрейя, который на вопрос брахмана к какому статусу он принадлежит ответил «к пятому, которого нет в ведах».

Саттарка-логика.

Этот термин был введен великим теоретиком и практиком кашмирского шиваизма святым Абхинавагауптой. Он означает логику, основанную на принципиальной ином аппарате мышления, а именно – на интуитивном мистическом прямом опытном постижении реальности. Это логика парадокса, медитации, инсайта, откровения, озарения, логика чуда.

Здесь понятия «А» и «Б» существуют вместе и раздельно одновременно и неодновременно, они друг другу тождественны и одновременно отличны, они при этом ни тождественны, ни не тождественны. А может свободно переходить в Б, оставаясь при этом тем же неизменным А.

Саттарка-логика видит мир как проявление «Я», как проекцию себя— сознания, она непосредственно и мгновенно схватывает суть явления и дает ответ через медитацию, созерцание пустотной основы явления. Саттарка-логика пригодна при анализе как обычных бытовых вопросов жизни, так и при описании сложных явлений, особенно при описании высших божественных измерений, глубоких аспектов и явлений человеческого сознания, в теологических, метафизических доктринах. С точки зрения дискретной логики саттарка-логика иногда может казаться абсурдом, ложным утверждением, бессмыслицей. Например, понятие Бог, святость, сиддхи, мистический опыт, просветление – явление абсурдное (а иногда даже опасное для дискретной логики, т.к. лишает ее фундамента), тем не менее именно она наиболее глубоко, полно и истинно описывает сущность духовного Пути. В ней главным является сам наблюдатель, она смотрит на мир изнутри сознания Я-есмь, предполагая что мир и процесс восприятия, познания мира, неотделим от сознания, и именно текущее состояние сознания определяет то, каким будет выглядеть этот мир. Святых, оперирующих сознанием на этом уровне никогда не могли понять люди, использующие только дискретную логику, это подобно попытке комара угнаться за сверхзвуковым самолетом. Однако их мышление можно попытаться приблизительно описать через нечеткую логику, или понять прямо, самому войдя в пространство их опыта.

Отношение к миру: Наблюдатель доминирует. Мир видится как игровая площадка для наблюдателя, вовлеченности в мир как в реальный нет. Мир видится как часть себя, проявление «Я», внутренний наблюдатель важнее наблюдаемого или равен ему.

Пример: актер, играющий в спектакле, для которого собственный настрой на игру, свое состояние и чувства в игре важнее действия происходящего на сцене, или равны ему.

Кто ее использует: святые, йоги, садху, просветленные, джняни, сиддхи.

Область сознания: буддхи, духовный разум, проводящий свет Атмана,

Субъект и объект: они видятся как одно целое,

Сознание наблюдателя: также важно как и наблюдаемое, от позиции наблюдателя зависит оценка и видение наблюдаемой реальности т.н. «кармическое видение».

Примеры саттарка-логики:

— Бхагаван авадхута Шри Даттатрейя, игравший роль то нищего аскета, то предающегося удовольствиям домохозяина,

— суфийский мистик Мансур, повторявший Аналь-хак (Я-Бог), что философски противоречило принятой религиозной дискретной логике, но соответствовало саттарка-логике святых,

— Шри Рамакришна парамахамса, который вместо того, чтобы во время диспута отвечать на логические вопросы ученого-философа Кешаб Чандрсена из общества «Брахмо-самадж» начал петь бхаджаны своему божеству и впал в божественный экстаз (бхава-самадхи),

— мастер дзен, который стукнув палкой ученика, спросил, «если все вокруг пустота, откуда взялся этот гнев»?

Парасаттарка-логика

Парасаттарка-логика – идет еще дальше, это радикальный взгляд на мир как проявление Ума, которым можно оперировать. Здесь мы полностью утвердились в видении мира как Единства, Единой сферы сознания, и находясь в этом единстве мы проявляем разнообразные творческие силы (шакти). Это жизнь, как непрерывная божественная теургия (высшая магия) богов и сиддхов, где человек находится в центре мироздания, и является его Демиургом, Творцом.

В ней понятие «А» может противоречить само себе, менять свое содержание переходя в понятие «Б», при этом не утрачивая тождественность самому себе, играть роль «исключенного третьего», может создавать свои одновременно существующие независимые автономные копии, бесконечно ветвиться, отражаясь от самого себя, создавать целостные вселенные состоящие из самого себя, при этом вообще не пересекаясь с собой.

Отношение к миру: наблюдатель набрал огромную силу и является основой мира. Он творит его, лепит, формирует, как скульптор – глину.

Он словно художник, рисует сценарий жизни, создает архитектуру мира, творит желаемый образ будущего и достигает его.

Пример: режиссер, пишущий сценарий спектакля и определяющий, что будут делать актеры и какие будут декорации.

Кто ее использует: святые, просветленные, святые мудрецы-джняни, сиддхи, боги (дэваты).

Область сознания: Атман, проявляющий игровые манифестации в виде сил мудрости, свободы, воли, могущества, действия.

Субъект и объект: видятся как нераздельное целое, но при этом субъект выступает как источник свободы воли, властно-волевого оперирования.

Сознание наблюдателя: наблюдатель является центром, актом сознания творящим реальность, создающим вариативные вселенные, ветвящим вселенные, открывающим новые тоннели реальности.

Пример парасаттарка-логики:

— Миларепа, который в ответ на вопрос ученого реальна ли Пустота, постучал по воздуху палкой, и в воздухе раздался стук, затем в ответ на вопрос «пустотны ли вещи», ответил «Да», и засунул руку по локоть в скалу,

— сын мудреца, который сотворил вселенную внутри холма (Трипура рахасья),

— жена царя, Лила, которая путешествовала по параллельным мирам (история о Лиле, Йога Васиштха,)

— мудрец, сотворивший вселенную внутри камня (история о вселенной внутри камня, Йога Васиштха).

Области применения разных логик

Все четыре типа логики применяются в зависимости от того, кто является субъектом мышления. Обычные люди, не обладающие способностями, используют в качестве базы для мышления и исследования мира только дискретную логику, поскольку другие области мышления им недоступны. Люди с развитым воображением, интуицией, имеющие духовно-магическое видение мира, часто используют нечеткую логику. Садху полагается в восприятии мира на нечеткую логику, и стремится достичь уровня саттарка-логики, что впрочем, не мешает ему использовать дискретную логику в качестве игры в обыденных практических делах, но дискретная логика не является главной для садху.

Мудрец, джняни видит мир глазами саттарка-логики и стремится освоить оперирование реальностью с помощью парасаттарка-логики. Он свободен использовать, когда это необходимо, дискретную или нечеткую логику, но он никогда не делает их главными в своей системе мышления. Они являются спонтанной манифестацией, творческой игрой его Атмана, светоносного пустого сознания. Сиддхи и дэваты (боги) живут, основываясь на парасаттарка-логике, хотя играючи они могут делать вид будто опираются на предыдущие виды логики.

Перспективы нечеткой логики, саттарка и парасаттарка-логики

Если мозг человека уподобить компьютеру, то различные виды логики можно уподобить операционным системам, используемым в компьютере, или «программному обеспечению» для человеческого мозга. Нечеткая логика, саттарка-логика, парасатаррка-логика подобны новейшим типам «операционных систем» для ума, которые созданы гениальными разработчиками – великими богами, риши, сиддхами и святыми. Их необходимо «загрузить» каждому, кто желает лучше и глубже понимать Вселенную и ее законы, стремится думать быстрее, шире, масштабнее, глобальнее, а значит быть счастливее, мудрее, свободнее. Если эти системы мышления распространятся в масштабах всего человечества, независимо от культурной, национальной, религиозной и иной принадлежности, это приведет к быстрому, скачкообразному повышению самоорганизации всего общества, расцвету культуры, науки, искусства, технологий, всеобщему процветанию, и торжеству всеобщей любви, божественности, красоты, гармонии. Мир преобразится в «чистую страну», «мандалу» – управляемую силой разума чистую реальность.

Вполне очевидно, что усложнение реальности, рост масштабов и сложности задач стоящих перед человечеством в третьем тысячелетии неизбежно приведут (и уже привели!) к тому, что человечество оказывается перед жестким выбором: или менять мышление и переходить на более целостное, глубокое, «высокоскоростное», многовариантное, игровое видение мира, или оставаться на уровне отсталой, низкоскоростной дискретной логики, и при этом быть всегда неадекватным в оценке реальности, всегда отставать, страдать из за этого, и в конечном счете оказаться на обочине эволюции. Те, кто не смогут перейти на новый уровень мышления, увы, просто не смогут быть адекватными и отвечать на вызовы времени в сложном, многовариантном, играющем, насыщенном информационно-магическом мире третьего тысячелетия. Скорее всего, люди будущего, в XXI столетии и далее, будут объединяться не столько по национальным, религиозным признакам, сколько по сходному типу мышления, сходству применяемой логики, при этом, конечно, они вполне смогут сохранять культурные, религиозные и иные уникальные различия, но эти различия никогда не будут носить антагонистический характер, создавать противоречия, дисгармонию, напротив они будут привносить игру, радость, от понимания всеобщего Единства человечества. Христианин, буддист, адвайтист, мусульманин, даос, иудей, использующие нечеткую логику, саттарка-логику, вполне могут понимать, любить и уважать друг друга, оставаясь при этом каждый в своей уникальной культуре, языковой, символической, смысловой, ценностно-понятийной нише.

В связи с этим встает насущная необходимость создания новой общечеловеческой прогрессивной культуры мышления, которая будет основана не на дискретной логике а на нечеткой логике, саттарка-логике и парасаттарка-логике.

Великий переход и новый тип мышления

Переход к новому эволюционному виду – богочеловеку, к богоцивилизации, будет неизбежен в связи с всеобщим переходом к новому типу мышления. Старые типы мышления такие как дискретная логика, дуальное видение мира будут востребованы только при решении самых простых логических задач и оперировании простейшими системами.

Это приведет к тому, что в третьем тысячелетии, начиная с 20-х годов XXI века нас ждет, как минимум – смена глобальной парадигмы мышления и всего существования, а как максимум – всеобщая психологическая «сингулярность», всеобщее Просветление, и наступление «Эры богочеловечества».

Это в свою очередь приведет к концу стихийного, неуправляемого исторического процесса, в том виде, как он был на протяжении всей истории существования человечества, т.е. к концу истории, и началу новой эпохи – психо-истории, управляемой реальности, когда человек как демиург, Бог-творец силой сознания будет сам создавать свое пространство, время и свою среду для обитания в любой точке вселенной.

(по материалам лекции Свами Вишнудевананада гири)

продолжение следует.

Star Wars: The Last Forcebender


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: