В условиях российских школ

В практике зарубежных школ физической культуре и спорту всегда придавалось важное значение. В данных системах можно наблюдать общие подходы, но можно отметить и некоторые особенности. Особое значение в системе физического воспитания и образования ведущих зарубежных стран придается не только занятиям физической культурой (т.е. выполнению определенного комплекса физических упражнений), но прежде всего спорту. Так, в принятой ЮНЕСКО Международной хартии физического воспитания и спорта говорится, что в школьные программы должны быть включены те виды спорта, «воспитательная ценность которых очевидна» (статья 9.1).

Спорт, по мнению педагогов, имеет большие возможности для личностного самоопределения и самоутверждения, учит школьников навыкам взаимодействия в команде, при этом важно какую роль при этом занимает ученик – или он капитан команды, или нападающий, или защитник…

Мы предлагаем Вам познакомиться с некоторыми положениями, которые определяют систему физического воспитания и образования в зарубежных странах. По мере необходимости Вы можете более подробно познакомиться с зарубежным опытом в дополнительной литературе (9;16;53;66;77;109;118 и др.). Оцените возможности использования этого опыта в условиях нашей школы.

ФРАНЦИЯ

Задача французскойшколы – не только прививать ученикам знания, но и основополагающие принципы и правила поведения как важнейшие средства гармоничного развития личности. Ж. БОРОТРА (сер. ХХ в.), один из основателей спортивной педагогики, рассматривал спорт как инструмент воспитания. Однако он считал необходимым видеть различия подходов в использовании спортивной деятельности в школе — «Воспитание спортом» и «Воспитание для спорта».

Воспитание спортом предполагает включение в программу школы спортивной деятельности как одного из общеобразовательных предметов, который «адресуется ко всей личности», направлен на обеспечение «гармоничного развития человека». Воспитание спортом требует от педагогов поиска сбалансированного и гармоничного развития личности, которое находит выражение в термине, предложенном ПЬЕРОМ ДЕ КУБЕРТЕНОМ, «эвритмия», в котором наряду с другими предметами включаются (Цит. по 16):

Общее физическое воспитание, которое является базовой подготовкой, необходимой для укрепления здоровья детей и подростков. Оно скорее направлено на развитие основных функций (дыхания, кровообращения и т.п.), чем мускулов.

Введение в спорт, котороепредставляет собой разумную подготовку к спорту на основе его теоретического и практического изучения, а также тренировки выдержки и упорства.

Спорт продолжает и дополняет названные дисциплины. Целенаправленные занятия спортом способствуют развитию всех физических и моральных качеств, необходимых деятельному человеку: силы, выносливости, ловкости, упорства, мужества, честности, самообладания, решительности, чувства дисциплины и авторитета, товарищества и готовности к самопожертвованию как одного из элементов социальной сознательности.

Игры дают возможность радостного выражения всех способностей ребенка и подростка.

Подготовка к жизни на природе – туристические походы и альпинизм укрепляют тело и развивают чувство реальности и дух сотрудничества, возвращают любовь к природе, утраченную вследствие материального прогресса цивилизации.

Ручной труд прививает вкус к хорошо сделанной работе и социальное чувство цены и тяжести труда; воспитывает у интеллектуала заслуженное уважение к человеку ручного труда.

Умение оказывать первую помощь – необходимое дополнение к спорту, жизни на открытом воздухе; вырабатывает самоконтроль, хладнокровие и дух взаимопомощи.

Воспитание ритмикой включает в себя ритмические упражнения, развивающие координацию движений и владение своим телом

В традициях физического воспитания во французской педагогике два вида считаются «базовыми видами спорта» — легкая атлетика и плавание. Однако считается, что для молодежи полезен и так называемый «жесткий спорт», который «учит смело противостоять ударам, идти на риск, это бокс, регби, альпинизм, парусный спорт и т.д.». Кроме того, школам рекомендуется не ограничиваться индивидуальными видами спорта и включать в школьную программу один из командных видов спорта, «вырабатывающий навыки взаимодействия в коллективе». Таким образом, ребенок имеет возможность развиваться физически, тренировать волевые и моральные качества, а также учиться взаимодействию.

Особое значение в школьной практике придается честной игре, которая понимается как ведущий принцип физического воспитания. В этом, по мнению педагогов, проявляется воспитательное значение спорта. Девиз: «Спорт – это современное рыцарство» (Пьер де Кубертен) выступает как средство нравственного воспитания, так как его реализация предполагает проявление достоинства, чести и моральных принципов, формирование которых важно для подрастающего поколения. Ж. Боротра писал: «Честная игра – это своего рода «стиль поведения», основанный на самоуважении; она предполагает порядочность, честность, а также твердую и достойную позицию в отношении тех, кто не желает играть по правилам… Честная игра – это скромность в победе, спокойствие в поражении и великодушие, которое создает теплые и прочные человеческие взаимоотношения» (Цит. по 16). Таким образом, воспитание спортом, по мнению французских педагогов, позволяет решать задачи не только физического, но и морального, волевого, эстетического развития личности.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Современная школа Великобритании во многом сложилась два века назад. Те новшества, которые ввел в нач. ХIХ века Т. АРНОЛЬД, отражали новые потребности страны, они были обусловлены бурным экономическим развитием. Как военная, так и гражданская служба в самой стране и в ее обширных колониях нуждалась в людях, которые, кроме традиционного, классического образования, были бы наделены определенными чертами характера.

Основные задачи, которые были сформулированы перед школой: во-первых, формирование моральных принципов, во-вторых, формирование джентльменского поведения, в-третьих, развитие умственных способностей. Следует отметить, что эти цели ставились прежде всего перед публичной школой, где традиционно готовилась будущая элита страны. Именно в этих школах в качестве основного метода воспитания рассматривался спорт.

Со времени реформ Т. Арнольда спортивные игры на свежем воздухе стали важной частью учебных программ. Причем спорт в современной Великобритании культивируется не только ради физической закалки, но прежде всего как средство воспитания определенных черт характера. Вместо индивидуальных видов спорта – таких, как гимнастика или легкая атлетика, — в публичных школах доминируют спортивные игры, т.е. состязания соперничающих команд.

Создатели публичных школ считают такое соперничество эффективным средством воспитания «командного духа», а через него – кастовой замкнутости и в конечном счете – классовой верности, а также умения повиноваться дисциплине. Хороший игрок, по мнению англичан, в составе школьной команды обретает задатки руководителя и общественного деятеля, которые пригодятся ему на любом поприще (Цит. по 83, с. 28).

Что Вы знаете об опыте организации физического воспитания и образования в других странах? Каким образом социальная ситуация в стране отражается на создании системы физического воспитания и образования? Насколько, на Ваш взгляд, школа способна изменить ситуацию в социуме?

Существует ли, на Ваш взгляд, разница в организации физического воспитания и образования в нашей стране и за рубежом? Можете ли Вы назвать эти принципиальные отличия?

Что Вам понравилось в опыте зарубежных школ? Что бы Вы хотели увидеть в практике современной Российской школы?

Далее Вам предлагается познакомиться с концепцией физического развития, воспитания и образования, разработанной на кафедре анатомии и физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского госуниверситета (д.б.н., профессор Э. М. КАЗИН) и на факультете физического воспитания Кузбасской государственной педагогической академии (д.п.н. С. И. ПЕТУХОВ).

ტიპი


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: