Vii. врачебно-педагогические наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом

82. Врачебно-педагогические наблюдения (далее — ВПН) за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, заключаются в осуществлении совместного контроля врачом и тренером за ходом тренировочного процесса спортсмена или занятий физкультурника.

83. В процессе ВПН врач определяет функциональные особенности организма физкультурника или спортсмена, особенности реакций в различные периоды тренировки, перед, во время и после соревновании, в период восстановления.

84. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся:

в процессе тренировки спортсменов для определения уровня готовности и оценки эффективности принятой методики тренировки;

при организации занятий с детьми и подростками в целях определения правильной системы занятий;

при необходимости решения вопроса о возможности ранней спортивной специализации;

85. На основании данных ВПН врач должен оценить степень соответствия процесса занятий уровню состояния здоровья физкультурника или спортсмена, его физическому развитию и тренированности и дать рекомендации по режиму и методике тренировки.

86. Целью проведения ВПН является определение уровня адаптации спортсмена (физкультурника) к физическим нагрузкам в условиях спортивной тренировки и разработка индивидуализированных планов по восстановлению или повышению работоспособности на основе текущих наблюдений.

87. Задачи ВПН:

санитарно-гигиеническая оценка мест проведения занятий спортом и физкультурой в соответствии с требованиями: температура, влажность, освещенность, размеры помещения, оснащенность оборудованием и т.д.;

выявление соответствия занятия принятым гигиеническим и физиологическим нормам;

исследование влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на организм физкультурника или спортсмена;

оценка организации и методики проведения тренировок;

определение функционального состояния и тренированности спортсмена;

предупреждение спортивного травматизма;

разработка рекомендаций относительно текущего и перспективного планирования тренировок;

санитарно-просветительная работа (разъяснение правильного режима, рационального использования факторов закаливания, значения самоконтроля спортсмена, правильного питания и т.д.).

88. ВПН проводятся на занятиях физической культурой в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях не менее 2 раз в год, тренировках в детско-юношеских спортивных школах, на тренировочных сборах согласно плану, составленному спортивным врачом и тренером.

89. Врачебно-педагогические наблюдения осуществляют врачи, имеющие соответствующую подготовку и сертификаты по специальности «ЛФК и спортивная медицина», медицинские сестры, работающие в отделениях спортивной медицины ВФД (центров лечебной физкультуры и спортивной медицины) по плану, согласованному с врачом. Анализ результатов ВПН, проведенного средним медицинским персоналом, осуществляется врачами отделении спортивной медицины муниципальных и областных ВФД.

90. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся в несколько этапов:

1 этап. Определение условий в местах проведения занятий (температура, влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений), оценка правильности комплектования групп занимающихся (возраст, пол, здоровье, уровень подготовленности);

2 этап. Изучение плана проведения занятия, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, характера вводной и заключительной частей, проведение хронометража работы обследуемых;

3 этап. Изучение исходного состояния, реакции на нагрузку и течение процессов восстановления обследуемого физкультурника или спортсмена;

4 этап. Составление «физиологической» кривой тренировочного занятия, отражающей различную степень воздействия на организм, и схемы построения занятий;

5 этап. Обсуждение полученных данных врачебно-педагогических наблюдений с тренером (преподавателем) для внесения необходимых корректив в план тренировок (занятий). Определение сроков повторных и дополнительных обследований (при наличии отклонений в состоянии здоровья).

91. На основании проведенного исследования составляются врачебные рекомендации по режиму тренировки (занятия).

92. Врачебное заключение обсуждается с тренерами (преподавателями), а также с самим спортсменом (физкультурником). Врач своевременно информирует тренера (преподавателя) обо всех изменениях, произошедших в состоянии спортсмена (физкультурника).

93. На основании результатов тренер с врачом планирует тренировочный процесс, участвует в составлении перспективных и текущих планов тренировки (занятия), обращая внимание на обеспечение индивидуального подхода. По результатам текущих наблюдений вносятся соответствующие коррективы в планы тренировочного процесса.

VIII. Оказание медицинской помощи при проведении восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок в спорте, после перенесенных заболеваний и травм у спортсменов

94. Целью восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок является поддержание и повышение функционального состояния и спортивной формы спортсмена в любой заданный отрезок времени, тренирующегося в соответствии с циклом тренировочного процесса и выступающего на соревнованиях в соответствии с календарным планом проведения соревнований различного уровня.

95. В составлении программы восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок принимают участие тренер, врач команды, клинический фармаколог, биомеханик, физиотерапевт, массажист, диетолог, рефлексотерапевт, клинический психолог, клиницист (по показаниям) и другие специалисты.

96. Для проведения восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок используются возможности медицинского пункта спортивного сооружения, врачебно-физкультурного диспансера, центра лечебной физкультуры и спортивной медицины, отделения реабилитации медицинской организации.

97. Оказание медицинской помощи при проведении восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок в спорте, после перенесенных заболеваний и травм у спортсменов проводится с учетом определения объема и характера диагностических и восстановительных мероприятий и зависит от характера, объема повреждения, сроков заболевания и этапа спортивной подготовки.

98. Диагностика последствий повреждений и заболеваний у спортсменов включает, наряду с общепринятыми клиническими, инструментальными и лабораторными методами, оценку нарушения функции пораженного органа или системы, в т.ч. с привлечением инструментальных методов функциональной диагностики, биомеханического обследования в части изменения общей и специальной работоспособности, изменения функции спортсмена, пострадавшей в результате заболевания или травмы, актуальной для осуществления спортивной деятельности.

99. Необходимым условием восстановления спортсмена при заболеваниях и повреждениях является адекватный его функциональному статусу и учитывающий специфику вида спорта двигательный режим и иные виды физических нагрузок на всех этапах восстановления. Для реализации этого условия составляется индивидуальная программа реабилитации спортсмена, в которой учитывается клиническое течение заболевания или повреждения, функциональный статус и вид спорта.

100. Программа реабилитации спортсмена составляется совместно врачом-специалистом (учитывается характер патологии), врачом функциональной диагностики, врачом по спортивной медицине и лечебной физкультуре, физиотерапевтом (по показаниям), мануальным терапевтом (по показаниям), рефлексотерапевтом (по показаниям), психотерапевтом (по показаниям), специалистом по профессиональной патологии (по показаниям), врачом-протезистом (по показаниям), тренером спортсмена. Для оценки функционального статуса в процессе восстановления могут привлекаться специалисты по лабораторной диагностике, лучевой и ультразвуковой диагностике.

Приложение № 1

к Порядку оказания медицинской помощи при проведении спортивных мероприятий утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

от _________________ 2010 г. №_____

ОШО Наблюдение


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: