Визуализации технической информации

Применение метода интеллект-карт для

Шилов С.В., к-ф.м.н.

Автором интеллект-карт (т.н. mind maps, майнд мэппинг) считается Тони Бьюзен – известный британский психолог, автор методик запоминания, творчества и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг. В 1974 г. вышла его книга «Работай головой» [9], в которой изложены принципы построения интеллект-карт. После этого данная методика стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных задач. Позднее книга переводилась на 27 языков и издавалась во многих странах мира общим тиражом более миллиона экземпляров.

Идея интеллект-карт заключается в использовании так называемого радиантного мышления [9,1,2,8]. От центральной, основной идеи отходят ветви, на которых размещается связанная с основным понятием разнообразная информация. Большую информативность данному методу придает использование различных графических объектов – от простейших рисунков до фотографий

Визуализации технической информации

Рис. 1. Пример классической интеллект-карты

на тему глобального потепления.

Интеллект-карты (ментальные карты) могут быть нарисованы от руки. В этом есть свои плюсы и минусы. Психологи отмечают, что при таком рисовании с использованием цветов автор наиболее полно «погружается» в проблему, способен увидеть больше аспектов [9]. Причина этого в более эффективной работе крупных отделов мозга, стимулируемых работой руки (как известно, они сильно взаимосвязаны). Использование цвета и принципа ассоциации приводит к задействованию правого полушария мозга (левое отвечает за числа, логику, анализ и т.д.) [9]. В целом, все мышление человека построено по принципу ассоциаций: одно понятие как по цепочке связано с другими. Данный факт и используется в интеллект-картах.

В настоящей статье мы не будем описывать все принципы построения карт (толщина линий, размеры шрифтов, расположение рисунков и т.п.). Данный вопрос хорошо освещен в соответствующей литературе [9,1,2,8].

Что касается бумажных карт, то их недостаток в том, что зачастую большое количество информации не умещается на листе, а также проблемы возникают с добавлением фотографий, чертежей и других сложных графических объектов.

Если стоит задача создания карты для дальнейшего ее совершенствования, дополнения новой информацией, коллективная работа несколькими людьми, создание заметок к узлам, гиперссылок (на интернет-документы и локальные файлы), добавление фото и видео ресурсов, то преимущества компьютерных карт очевидны. Однако, как показывает практика, на их создание уходит значительное количество времени. Большая его часть идет не на написание текста, а на поиск, редактирование и, при необходимости, на рисование графической информации, наличие которой делает карту более понятной и наглядной.

Приведем некоторые области применения интеллект-карт:

o обучение;

o конспектирование лекций;

o конспектирование книг;

o подготовка материала по определенной теме;

o решение творческих задач;

o проведение мозгового штурма;

o презентации;

o планирование и разработка проектов разной сложности;

o составление списков задач;

o развитие интеллектуальных способностей;

o обобщение и структуризация знания.

С распространением персональных компьютеров стали появляться первые программы для построения ментальных карт в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для решения технических и обучающих задач. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения организационных и исследовательских задач для работников интеллектуального труда. Известно, что многие крупные компании («Consolidated Edison», «Boeing», «Hewlett Packard», «IBM» и др. [3]) давно и эффективно используют их в своей деятельности.

Число программ для построения интеллект-карт на сегодняшний день составляет ~200. Приведем перечень лишь наиболее известных: «FreeMind», «Freeplane», «Xebece», «CmapTools», «Mindjet», «MindManager», «TheBrain», «Microsoft Visio», «Aibase», «3D Topicscape», «AXON Idea Processor», «Edraw Mind Map», «XMind», «iMindMap» и др. Программы можно разделить на платные и бесплатные, а также на созданные для стационарных компьютеров (ноутбуков) и для мобильных устройства. Часть программ имеет варианты как для стационарных, так и для мобильных устройств. Многие платные программы имеют либо пробную, либо ограниченную в функционале бесплатную версию.

Ввиду большой эффективности интеллект-карт представляет интерес их использование в обучении студентов-бакалавров по техническим специальностям.

Минусы традиционного обучения связаны прежде всего с его линейным (не радиантным) представлением информации, малой визуализацией, недостаточно наглядным структурированием и недостаточным охватом всей информации в целом. Все эти недостатки могут быть решены при компьютерном (программном) применении интеллект-карт.

Кратко остановимся на основных программах, имеющихся для майнд мэппинга. Их условно можно разделить, как говорилось выше, на бесплатные и платные. Очевидно, что возможности бесплатных существенно ограничены.

Визуализации технической информации Визуализации технической информации Из бесплатных программ можно упомянуть нижеследующие. Программа «FreeMind» [6]. Она имеет русифицированный строгий интерфейс. Отличительная особенность — программа позволяет зашифровать отдельные узлы паролем и присвоить им атрибуты. Для вставки картинок из сети интернет требуется их сохранение сначала на компьютере.

Визуализации технической информации Следующая программа – «XMind» [4]. Бесплатна в базовой версии, но с ограниченным функционалом. Имеет более «продвинутый» дизайн и, в целом, более широкие возможности. Путем копирования можно вставить изображения прямо в узлы.

Визуализации технической информации

Из всех пожалуй, самая функциональная бесплатная программа для интеллект-карт — это «Edraw Mind Map» (версия 7.9) [10].

Визуализации технической информации

Из ее достоинств отметим большую встроенную библиотеку символов, рисунков, возможность разного способа создания карт и качественный экспорт в pdf формат. В данной программе возможно создание целых электронных плакатов в pdf формате по заданной теме. Из недостатков отметим неудобную навигацию (перемещение) карты и более высокую требовательность к ресурсам компьютера. Мобильной версии программы не имеется. Лицензия программы допускает ее применение в образовательных целях.

Визуализации технической информации Визуализации технической информации Упомянем, имеющиеся в сети интернет, онлайн-приложения для создания карт. Одно из них – «WiseMapping» [11]. Приложение работает на открытом коде HTML5. Программой можно пользоваться прямо на сайте разработчиков, а можно скачать открытый код программы и установить ее на собственный веб-сервер. Приложение имеет весь набор функций для работы с технологией интеллект — карт. Но в программе имеются проблемы со вставкой картинок.

Близкой по функционалу к вышеуказанному является онлайн-приложение для карт «Coggle» [5].

Визуализации технической информации

Одно из простых, но достаточно богатых по возможностям, приложение — это программа «Freeplane» [12]. Данная программа удобнее и функциональнее ее известного аналога — «FreeMind».

Основные недостатки программы – это невозможность прямой вставки картинок из буфера обмена, пропадания картинок при масштабировании, ограниченная библиотека символов. В остальном программа достаточно удобна, имеет хорошую навигацию.

Из всех перечисленных программ для использования в образовательном процессе мы рекомендуем бесплатные программы «Freeplane», «Edraw Mind Map» и «ХMind». Если стоит задача создания карты в формате pdf и дальнейшего его просмотра на других устройствах или для презентации, то для этого следует использовать «Edraw Mind Map», т.к. «Freeplane» делает карты менее наглядными, а экспорт в pdf из «ХMind» возможен только в платной версии.

Каким образом можно использовать технологию интеллект-карт при проведении занятий со студентами технических специальностей? Как показала практика работы со студентами-бакалаврами 4-го курса СГУ по направлению «техносферная безопасность», наиболее эффективно этот метод может быть реализован при проектной деятельности в рамках преподаваемых дисциплин.

Данный метод был апробирован при преподавании следующих дисциплин: «управление техносферной безопасностью», «устойчивость объектов экономики», «опасные технологии и производства», «спасательная и пожарная техника». Группе предлагался ряд тем и давалась соответствующая литература. Студенты разбивались по 1-3 человека на тему (в зависимости от ее сложности) и работали над проектом. По окончании делался доклад-презентация по сделанной интеллект-карте. Занятия проводились в компьютерных классах, а также с использованием ноутбуков студентов.

Практика показала, что студенты быстро осваивают программное обеспечение, но в начале испытывают трудности с выделением основных понятий в тексте. Из всех тем наибольшую трудность вызывала работа над нормативной документацией в силу ее специфического изложения.

Следует отметить, что студенты, как правило, пытаются весь материал уместить на одной карте. При этом она получается достаточно большой и трудной для восприятия. Более рациональным видится подход, когда на одной карте размещается центральное понятие и не более 7 связанных с ним. Число связанных с этими 7-и понятиями подразделов должно быть не более 3-4. Таким образом, весь материал может быть подан такими не большими по размерам картами.

Опыт работы со студентами показал, что можно выделить два способа представления интеллект-карт. Первый – это способ краткого изложения основных понятий (в 1-3 слова). При этом во время чтения карты для ее понимания придется обращаться к первоисточнику (исходному тексту).

При втором способе необходимость в первоисточнике отпадает. Материал на карте дается более подробно. Можно сказать, что карта уже самодостаточна и содержит все необходимое для понимания темы. При этом часть материала размещается, например, в дополнительных комментариях, расположенных в узлах карты.

После проведения занятий со студентами проводился устный опрос об эффективности, на их взгляд, метода интеллект-карт. Многие студенты высказались, что после составления таких карт по выбранной теме материал становится гораздо понятнее и тему они понимают лучше.

По нашим наблюдениям отдельные «слабые» и мало мотивированные в учебе студенты после работы над картами в проектах проявляют интерес, начинают говорить более аргументированно и грамотно по выбранной теме.

Таким образом, метод интеллект-карт показал свою эффективность в учебном процессе. Реализован он может быть, например, в проектной деятельности студентов.

Визуализации технической информации Визуализации технической информации Интеллект карты с успехом можно применять и в лекциях. Весь лекционный материал может быть представлен в виде интеллект-карт. По сравнению с линейной (традиционной) подачей он способен существенно повысить понимание и запоминание материала.

Преподавателю также полезно составить по дисциплине перечень взаимосвязанных дидактических единиц в виде карты и по мере прохождения материала показывать их студентам. В качестве контроля можно проводить опрос по этой карте как в устной, так и письменной форме.

Визуализации технической информации
Весьма перспективным (особенно для дистанционного образования) является сочетание электронных плакатов, созданных по принципу интеллект-карт и записанных по ним видеороликов.

Электронные плакаты лучше сохранять в формате pdf. Видеоролики представляют собой лекцию (со звуком), созданную в программе видеозахвата. При выполнении видеозахвата важна хорошая видимость курсора (т.е. он должен подсвечиваться программой). На сегодняшний день есть большое количество программ для записи с экрана. Мы не будем в данной статье описывать их достоинства и недостатки. В качестве одной из лучших можем рекомендовать бесплатную программу «BB FlashBack» [13]. Она позволяет делать подсветку курсора при записи и сохранять, что не мало важно, конечный ролик в компактном по объему виде с высоким качеством изображения.

В некоторых случаях можно применять дополнительное сжатие видео с помощью специализированных программ. Для этого порекомендуем богатую по функционалу бесплатную программу «XMedia Recode» [7].

В технических областях для лучшего раскрытия темы интеллект-карты лучше представлять не в традиционном виде (ветки идут от центрального понятия), а со стрелками (как на рис. 8). Такое представление информации на сегодняшний день не применяется, и мы назвали его «объектные ментальные карты» или «объектные интеллект-карты»(© Шилов С.В., 2015) Суть в том, что стрелки связаны с каким-либо элементом центрального понятия (это может быть фотография, чертеж, рисунок и т.д.). Остальная информация дается структурированной в виде ментальной карты. При этом центральный объект Визуализации технической информации
описывается, раскрывается более точно. Именно по таким образом организованному электронному плакату целесообразно проводить запись Визуализации технической информации
обучающего видеоролика (см. рис. 9).

Таким образом, можно сделать вывод, что метод интеллект-карт имеет большой потенциал в образовательном процессе, в частности при преподавании технических дисциплин. Перспективно также сочетание карт с программами видеозахвата с целью создания обучающих видеороликов, актуальных, в частности, для дистанционного образования.

Список литературы

1. Бабич А.В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов. М.:Бином. Лаборатория знаний, 2011. 223 с.

2. Дж. Наст. Эффект визуализации. М.: Эксмо, 2008. 256 с.

3. Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления. URL: http://www.mind-map.ru (дата обращения 2.03.2016).

4. Официальный сайт разработчика программы «ХMind». URL: http://www.xmind.net (дата обращения 2.03.2016).

5. Официальный сайт Coggle. URL: https://coggle.it (дата обращения 8.03.2016).

6. Официальная страница программы «Freemind». URL: http://freemind.sourceforge.net/wiki/index.php/Main_Page (дата обращения 2.03.2016).

7. Официальный сайт разработчика программы XMedia Recode. URL: http://www.xmedia-recode.de/download.html (дата обращения 8.03.2016).

8. Х. Мюллер. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М. Изд-во «Омега Л», 2007. 126 с.

9. Tony Buzan. Use your Head. BBC, 1974.

10. Free Mind Map Software. URL: https://www.edrawsoft.com/freemind.php (дата обращения 8.03.2016).

11. Free online mind mapping editor for individuals and business. URL: http://wisemapping.com (дата обращения 2.03.2016).

12. Free mind mapping and knowledge management software. URL: http://www.freeplane.org (дата обращения 8.03.2016).

13. BB FlashBack. Официальный сайт программы. URL: http://www.bbflashback.ru (дата обращения 8.03.2016).

Вадим Зеланд — Усиление эффекта визуализации.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: