Вопрос 5. особенности криминальной субкультуры

Культура – это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).

Субкультура правонарушителей занимает самостоятельное место в культуре общества. Она имеет антиобщественную сущность, так как ее возникновение и существование непосредственно связанное с противоправной деятельностью.

Субкультура правонарушителей выражается в следующем:

– является накопителем и проводником криминального опыта предшествующих поколения правонарушителей;

– выступает в качестве средства активной переработки, отбора именно той информации, которая необходима криминальной среде для формирования личности правонарушителя;

– позволяет преступности сохранить такие качества как антиобщественность, аморализм, паразитизм, без которых она существовать не может.

Необходимо отметить то, что:

– в первичной преступности субкультура выполняет функцию вовлечения нового поколения в преступную деятельность;

– в рецидивной закрепляет антиобщественные установки своих приверженцев, формируют микросреду, в которой не только реализуются их потребности в общении с подобными лицами, но и вынуждает их следовать определенному антиобщественному образу жизни.

Метод пропаганды криминальной субкультуры включает в себя несколько компонентов:

во-первых, это формирование привлекательного образа преступного мира;

во-вторых, информационное и морально-психологическое обеспечение отдельных видов и направлений преступной деятельности;

в-третьих, создание положительного образа представителей преступных структур и коррумпированных представителей власти;

в-четвёртых, распространение преступной идеологии. Эта форма имеет определённую специфику, так как, в основном, интерес к ней проявляют молодёжь и подростки.

Через пропаганду преступной субкультуры происходит усиление самой криминальной среды за счет:

а) культивирования криминальных обычаев;

б) привлечения новых членов;

в) оправдания совершения преступлений;

г) создания иллюзии безнаказанности за совершение преступления

Жаргон, клички и татуировки является обязательным атрибутом криминальной субкультуры.

Язык преступников как социальной группы принято называть уголовным жаргоном. Уголовный жаргон является особой словесной системой, базирующейся на фонетике и грамматике общенационального языка и имеющей существенные диалектные и социально-групповые различия.

Можно выделить три разновидности: жаргон профессиональных преступников, представителей организованной преступности, наркоманов. Особой интегративной формой уголовного жаргона выступает тюремный жаргон, образованный слиянием субкультур в специфических условиях социальной изоляции.

В местах лишения свободы под кличкой следует понимать прозвище, заменяющее имя, присвоенное за физические либо психологические особенности личности, совершенные поступки или являющееся производным от имени, фамилии или отчества, отражающее в ряде случаев неформальный статус личности в субкультуре.

В кличках отражены:

– характерологические особенности и особенности поведения;

– физические или психические особенности;

– трансформированные фамилии и имена;

– статус в социуме (преступной группе, банде);

– специфика преступной деятельности и места совершения преступлений;

– социально-региональное происхождение, национальность;

– прежняя допреступная деятельность.

В зависимости от статуса лица клички делятся на: а) элитные клички;
б) престижные клички; в) нейтральные клички; г) клички-оскорбления; д) позорные клички.

Татуировки – наколотые на теле различного рода рисунки, тексты, символические элементы, памятные даты и узоры.

Современная татуировка в местах лишения свободы характеризуется следующими признаками:

– пенитенциарные учреждения продолжают оставаться самой благоприятной средой для уголовной татуировки;

– осужденные терпимо относятся к любой татуировке;

– субкультурная группа и типологизация по виду преступности не выступают условиями наличия или отсутствия татуировок;

– уголовная татуировка не отражает внутригрупповой иерархии;

– к осужденным за татуировки, не соответствующие их статусу в тюремной субкультуре, не применяется насилие;

– татуировки насильно не наносятся и обладание ими не выступает в качестве категорического императива;

– анатомическая локализация уголовной татуировки отличается разнообразием, но существуют популярные и непопулярные анатомические области, используемые в качестве места для татуировки.

Меры воздействия на криминальную субкультуру:

– накопление навыков самостоятельного оперирования правовыми понятиями и категориями;

– определение социально-общественной позиции;

– передача достижений и ценностей правовой культуры от одного поколения другому;

– развитие юридического мировоззрения;

– выработка способности адекватно определять основные задачи и ценности права;

– определение правомерного действия сторон в конкретных условиях, проектировании и принятии возможных оптимальных вариантов развития событий в юридически значимых ситуациях.

Заключение

В заключение следует отметить, что, используя указанную структуру личности преступника, возможно не только достаточно всесторонне изучить его личность, но и исследовать конкретную группу признаков, выступающую в качестве причины или условия или фактора индивидуального преступного поведения.

Лекция 5. Вопрос 4. Куртуазная и народно-смеховая субкультуры средневековья. Венецианский карнавал.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: