Вопрос седьмой: проявление умеренности в проявлении своих чувств по отношению к пророку.

Аллаху было угодно сделать так, что люди часто проявляют либо неумеренность, либо нерадивость, и поэтому для большей части людей, относящихся к тому или иному народу, характерным является либо чрезмерное рвение, либо различные упущения. Именно по этой причине Пророк предостерегал тех, кто последовал за ним, от разного рода излишеств в проявлении своих чувств к нему и отношения к нему хоть в чём-нибудь так, как пристало относиться только к Всевышнему Аллаху, недопустимость чего становится ясной их нижеследующего:

А) Посланник Аллаха был всего лишь человеком.

Всевышний Аллах сказал:

Скажи: “Я ведь — человек, подобный вам; ниспослано мне откровение…”

Сура “Пещера”, аят 110

Таким образом, Аллах разъяснил, что от других людей Посланник Аллаха отличался лишь тем, что ему было ниспослано откровение.

Всевышний также сказал:

Скажи: “Хвала Господу моему! Разве ж я всего лишь не человек и Посланник?”

Сура “Перенос ночью”, аят 93

Этот аят был ниспослан потому, что язычники потребовали от него, чтобы он расколол землю, обрушил на них небо или сделал нечто подобное. В ответ же Посланник Аллаха объяснил, что такое в состоянии сделать один лишь Господь его, а сам он отличается от других людей лишь тем, что Аллах возложил на него обязанность донести до людей Божье послание. Всевышний Аллах поведал людям о том, как жившие в минувшие времена народы отвергали послания, с которыми приходили к ним посланники только потому, что эти посланники были людьми. Всевышний Аллах сообщил, что люди из народа Худа и Салиха говорили:

Это — всего лишь человек, подобный вам, он ест то, что вы едите, и пьёт то, что пьёте вы.

И если вы покоритесь человеку, подобному вам, то, поистине, окажетесь в убытке.

Сура “Верующие”, аяты 33-34

Что же касается тех, кто счёл лжецом Мухаммада, то Всевышний поведал, что они говорили:

Что с этим Посланником? Он ест пищу и ходит по рынкам.

Сура “Различение”, аят 7

— имея в виду то, что он тоже стремился к заработку и искал пропитание. И Всевышний Аллах ответил на это так:

Мы не посылали до тебя посланников, которые не ели бы пищи и не ходили бы по рынкам.

Сура “Различение”, аят 20

Это означает, что они не были ангелами, поскольку обычно люди не в состоянии видеть их, и если бы Аллах послал к людям ангела, то они не смогли бы увидеть его до тех пор, пока он не принял бы человеческое обличье, что привело бы только к неясности. Всевышний сказал:

Если бы Мы и ниспослали ангела, то ниспослали бы его в облике человека и затемнили бы для них то, что они сами затемняют.[51]

Сура “Скот”, аят 9

Сообщается, что однажды, когда Посланник Аллаха во время молитвы проявил невнимательность, а люди не остановили его, решив, что молитва стала короче, он сказал: “Поистине, я такой же человек, как и вы, и забываю подобно вам, и если я впредь забуду о чём-нибудь, то напомните мне об этом!”[52] Поскольку посланники Аллаха были такими же людьми, как и все остальные, это означает, что никому из них не следует приписывать обладание такими атрибутами, которыми обладает один лишь Всевышний Аллах, как и не следует считать, что они могли делать то, что в состоянии совершить только Аллах.

Б) Пророк не знал сокровенного.

Посланник Аллаха передавал людям лишь то, что сообщал ему Аллах, или же то, что Он открывал ему во время ниспослания откровений. Всевышний Аллах сказал:

Скажи: “Я не говорю вам, что у меня сокровищницы Аллаха, и не знаю я сокровенного. Я не говорю вам, что я — ангел. Я следую только тому, что дано мне в откровении”.

Сура “Скот”, аят 50

Всевышний также сказал:

Скажи: “Я ведь не первый из посланников, и не знаю я, что произойдёт со мной и с вами. Я следую только тому, что внушено мне в откровении”.

Сура “Ахкаф”, аят 9

Всевышний также повелел своему Посланнику сказать:

Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя всякое добро, а зло вовсе не коснулось бы меня. Но я — только увещеватель и вестник для тех, кто верует”.

Сура “Преграды”, аят 188

Сокровенное ведомо одному лишь Всевышнему Аллаху, который открывает часть его некоторым людям, что принимает вид совершения чуда или становится доказательством правдивости человека, как сказал об этом Всевышний:

Он — Ведающий о сокровенном. Он никому не откроет своего сокровенного [решения — Ред.],

Кроме тех, к кому Он проявил благоволение как к посланнику, и тогда Он ведет пред ним и позади него наблюдателя…

Сура “Джинны”, аяты 26-27

Это означает, что Он открывает сокровенное тем, к кому Он благоволит, иначе говоря — своим посланникам, и сообщает им о том, что произошло или произойдёт, и это не противоречит другим словам Всевышнего:

975 — Значение покоя / Тьма перед рассветом — Вальтер Вайс.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: