Воздаяние или дар благодати?

Древнее свидетельство о праведности по вере

1А что скажем мы о праотце нашем по плоти, об Аврааме? Чего Он достиг? 2Если праведным был бы признан он за дела свои, мог бы хвалиться, однако же не перед Богом. 3Что Писание говорит? «Поверил Авраам Богу, и было это зачтено*а ему в праведность»*б. 4Работнику платят по долгу, а не из милости. 5Но когда человек, не ставя себе в заслугу дела свои, доверяется*а Богу, оправдывающему грешника*б, сама вера его вменяется ему в праведность. 6Давид говорит то же самое: называет блаженным он того человека, которого Бог признает праведным не по делам его:

7«Блажен,

кому прощены его беззакония, чьи покрыты грехи;

8блажен человек, грех которого Господом не зачтется»*.

9Но это блаженство, оно для обрезанных только или для необрезанных тоже? Мы говорим: «Вера была зачтена Аврааму в праведность».10Когда же случилось это?* После того, как обрезан был Авраам, или еще до того? Не после, а до того, как был он обрезан.11А обрезание он получил позже как внешний знак и печать той праведности, какую имел он уже по вере до обрезания. Он отцом стал всех верующих, которым и без обрезания вера их может быть Господом в праведность зачтена; 12он отец и обрезанных, но тех лишь, что не только обрезаны были, а и встали на путь той же веры, какая была у отца нашего Авраама еще в необрезании.

Всё по вере

13И само обещание Аврааму, что ему и потомкам его будет отдан в наследство весь мир, не с соблюдением Закона было связано, а с праведностью, зависящей от веры*. 14А если наследство получат лишь те, кто Закону послушен, тщетна вера тогда, и не стоит ничего обещание*: 15ничего, кроме гнева, не сулит Закон*; преступления только там не бывает, где нет закона.

16Потому и связано обещание с верой, оно — дар благодати, чтобы оно силу имело для всех потомков Авраама, не только для тех, кто привержен Закону, но и для тех, кто следует Авраамовой вере. Ведь он отец всех нас, — 17как о том и написано: «Отцом многих народов Я поставил тебя»*,— таков он в глазах Бога, Которому он поверил, Бога, возвращающего к жизни мертвых и из небытия вызывающего к бытию то, что не существует. 18Когда не на что было уже надеяться, Авраам не терял все-таки надежды: он поверил и стал отцом*а многих народов,как было ему сказано: «Столь многочисленно будет потомство твое»*б.19Даже мысль, что тело его, по сути, [уже] мертво (ему ведь было уже почти сто лет) и что чрево Сарры давно омертвело, не ослабила веру его. 20Не усомнился он, не перестал верить*а обещанию Божию, но, черпая силу в вере*б, вознес Богу хвалу, 21ибо уверен был в том, что Бог в силах исполнить Свое обещание. 22Вот почему вера его [и] была зачтена ему в праведность.23«Была зачтена» — слова эти не об одном Аврааме написаны, 24но и о нас. Зачтется и нам наша вера в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего, 25Который смерти был предан за наши согрешения и воскрешен к оправданию нашему.

————————

*а 4:3 Или:вменилось, как и в последующих стихах этой главы.

*б 4:3 Быт15:6; то же в ст.9 и22.

*а 4:5 Букв.:не делающему же, но верующему.

*б 4:5 Или:нечестивого.

* 4:8 Пс31:1,2 (LXX).

* 4:10 Букв.:как же была зачтена?

* 4:13 Букв.:ибо не через Закон обещание Аврааму… но через праведность по вере.

* 4:14 Или:отменяется обещание.

* 4:15 Букв.:Закон производит гнев, в том смысле, что он открывает грех и даже стимулирует его (см. 7:7 —11).

* 4:17 Быт 17:5 (LXX).

*а 4:18 Друг. возм. пер.:поверил, что будет отцом.

*б 4:18 Быт 15:5 (LXX).

*а 4:20 Букв.:не поколебался неверием.

*б 4:20 Друг. возм. пер.:но был укреплен в вере.

Урок 5Вера Авраама 28 октября — 3 ноября 2017 г.

Памятный стих: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31).

Закон

1. Иов.9:2 (2-я часть) – как отвечает Библия на вопрос Иова, поднятый в прошлом уроке? Рим.3:28.

Вера спасает, а закон (включая нравственный закон) осуждает грех. Попытки спастись законом тщетны.

2. Рим.3:28,31 – если человек оправдывается верою, уничтожает ли вера Закон?

«Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру? Вовсе нет. Мы Закон укрепляем» (Рим.3:31, ИПБ).

а) Ветхий Завет учит праведности по вере. Любой вывод о том, что вера «отменяет» (греч. katargeo — делает бесполезным, аннулирует) закон, является ложным; принцип спасения по вере также является частью Ветхого Завета. Весь Ветхий Завет говорит о благодати. Служение во святилище было не чем иным, как демонстрацией того, что грешники спасаются не своими делами, но благодаря заместительной жертве, принесенной ради них!

б) Вера не отменяет закон Бога. Но даже те, кто соблюдал закон, весь ветхозаветный свод правил, никогда не спасались этим. Религия как Ветхого Завета, так и Нового всегда была религией Божьей благодати, дарованной грешникам по вере.

3. Павел цитирует Ветхий Завет с целью обоснования учения об оправдании. Что говорит Ветхий Завет об оправдании по вере? Какие аргументы приводит Павел в Рим.4:1–8 для подтверждения мысли о том, что даже в Ветхом Завете спасение происходило по вере, а не благодаря делам закона?

Учение Павла об оправдании не является чем-то новым. Оно основано на ключевых свидетельствах Ветхого Завета, включая Моисеев закон и псалмы Давида.

4. Рим.4:18-25 – что говорит Библия о вере Авраама? Как опыт Авраама может стать нашим опытом? Гал.3:7–9.

5. Рим.4:3 – почему Авраам назван праведным? Как история Авраама подтверждает слова Павла о том, что вера не отменяет Закон?

а) Авраам был праведным, потому что «поверил Богу». Таким образом, сам Ветхий Завет учит праведности по вере. Следовательно, любой вывод о том, что вера «отменяет» (греч. katargeo — делает бесполезным, аннулирует) закон, является ложным; принцип спасения по вере также является частью Ветхого Завета. Весь Ветхий Завет говорит о благодати. Служение во святилище было не чем иным, как демонстрацией того, что грешники спасаются не своими делами, но благодаря заместительной жертве, принесенной ради них!

б) Авраам был назван праведным перед Богом задолго до того, как стал евреем. Это произошло до того, как он был обрезан. Итак, Авраам становится главным свидетелем оправдания по вере (независимо от дел закона) и универсальности спасения — как для иудеев, так и для верующих язычников (Евр.2:9).

6. Рим.4:6-7 – как Давид обрел прощение и спасение? Что означает слово «вменяется»?

а) Искреннее покаяние — путь к прощению и примирению с Богом. Если бы Давид рассчитывал на спасение по закону, то вообще не был бы спасен. Павел говорит о возвращении Давиду Божественного расположения как о примере оправдания по вере. Прощение было актом Божьей благодати. Несмотря на склонность к законничеству в древнем Израиле, иудейская религия всегда была религией благодати. Законничество было ее искажением, а не фундаментом.

б) Слово “вменяется” выражает совершенно безвозмездное принятие Богом, а не заслуги человека, совершающего добрые дела.

7. Какую надежду можно извлечь для себя из истории грехопадения и восстановления Давида? Как мы в церкви должны относиться к тем, кто оступился?

8. Как тяжкий характер грехов Давида указывает на бесценный дар Божьего прощения — заместительную смерть Христа, удовлетворяющую требования Божьей справедливости?

9. Чему нас учат истории Авраама и Давида?

а) Павел показывает спасительную веру в Ветхом Завете на примере Авраама (в книге Бытие) и Давида (в книге Псалтирь). Таким образом, это учение подтверждается двумя выдающимися личностями Ветхого Завета. Для Авраама и Давида оправдание по вере было реальным духовным опытом. Оно может стать таковым для всех верующих.

Итак, Ветхий и Новый Заветы имеют единый подход в вопросе оправдания по вере.

б) Возможно кто-то считает, что должен заслужить признания и достичь определенного уровня святости, прежде чем получить оправдание и прощение. Но если дел Авраама, который является примером для подражания, и соблюдения им закона было недостаточно, чтобы оправдать его перед Богом, на что надеяться всем остальным?

10. Какими были бы последствия, если бы мы утверждали, что ветхозаветные святые спасались по закону и делам, а новозаветные верующие — по вере?

11. Какие преимущества, если таковые есть, имеют новозаветные верующие перед ветхозаветными?

Новозаветные верующие имеют более полное понимание истины оправдания по вере

12. Рим.3:31 – какова взаимосвязь между законом, благодатью и верой?

Закон не отменяется. Напротив, он утверждается указанием на то, что Ветхий Завет проповедует оправдание по вере, а не по делам закона, что является основой спасения человека от греха. В действительности, если обусловливать оправдание человеческим послушанием, это приведет нас либо к отчаянию, либо к самоправедности.

Воздаяние или дар благодати?

1. Рим.4:7–8 – что означает термин «оправдание по вере»? В чем его суть?

«Грешник должен прийти ко Христу с верой, воспринять Его заслуги, возложить свои грехи на Него и получить Его прощение. Именно ради этого Христос пришел в мир. Таким образом праведность Христа вменяется кающемуся, верующему грешнику. Он становится членом царской семьи» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 215).

2. Каковы три основных этапа в плане спасения?

В 4-й главе Послания к римлянам Павел раскрывает три основных этапа в плане спасения: (1) обещание Божественного благословения (обетование благодати), (2) отклик человека на это обещание (ответ веры) и (3) Божественное провозглашение праведности, данной тем, кто верит (оправдание). Так произошло с Авраамом, и так же происходит с нами. Спасение по благодати даруется нам, хотя мы этого совсем не заслуживаем. Если бы мы его заслужили, то оно причиталось бы нам и, соответственно, уже не было бы подарком. Но для таких испорченных и падших существ, как мы, спасение должно быть подарком.

3. Рим.4:9-12 – почему Авраам считается отцом всех верующих в необрезании и отцом обрезанных, ходящих по следам веры Авраама? Почему спасение универсально?

Спасение по вере предусмотрено не только для евреев, но и для язычников. Формально Авраам не был евреем, поскольку его предки были язычниками (Нав.24:2). Как такового разделения на язычников и евреев не существовало в его время. Когда Авраам был оправдан (Быт.15:6), он даже не был обрезан. Таким образом, Авраам стал отцом и необрезанных, и обрезанных, а также идеальным персонажем для Павла, который на его примере объясняет универсальность спасения. Христос умер за всех людей независимо от их расы или национальности (Евр.2:9).

Авраам обрел спасение по благодати, и этот же опыт переживают все остальные — как евреи, так и язычники.

4. Учитывая универсальность Креста, принимая во внимание то, что Крест говорит нам о ценности каждого человеческого существа, почему расовые, этнические или национальные предубеждения так ужасны? О чем нас заставляет задуматься тот факт, что спасение доступно всем людям, которые были куплены безграничной ценой?

Христианин не может поощрять в себе и других расовые (этнические), классовые и национальные предрассудки. Смерть Христа за всех людей сокрушает любую форму дискриминации.

5. Для самоанализа. Какие предрассудки могут таиться в моем сердце? Как мы можем научиться распознавать подобные предупреждения в себе и по благодати Божьей избавляться от них?

6. Почему так важно понимать, что как церемониальные, так и моральные достижения не оправдывают грешников, и что спасение дается исключительно по вере, независимо от дел закона? От каких ошибок это знание может нас защитить? Какие опасности ждут тех, кто упускает из виду эту важнейшую библейскую доктрину?

Обетование

1. Рим.4:13–17 – кто становится «наследником мира» — утверждающиеся на Законе или принимающие Божье обетование верою? В чем заключается принципиальное различие между «обетованием» и «законом»?

2. Рим.4:14 – в чем заключалась ошибка еврейских верующих?

а) Еврейские верующие соблюдали ветхозаветный закон, и многие из них пришли к выводу, что их спасение зависит от того, насколько хорошо они соблюдают этот закон, несмотря на то, что Ветхий Завет учит обратному. Пытаясь исправить это заблуждение, Павел утверждает, что Авраам еще до получения закона на Синае получил обетование — не по делам закона (что было невозможно, поскольку ни Торы, ни церемониальной системы еще не было), но по вере. Стремление получить Божьи обетования через соблюдение закона, по словам апостола, делает веру ненужной и бесполезной.

б) Вера спасает, а закон осуждает. Бесполезно искать спасения через то, что ведет к осуждению. Мы все, евреи и язычники, нарушили закон, поэтому все мы нуждаемся в том же, что и Авраам: спасительной праведности Иисуса, вменяемой нам по вере.

Закон и вера

1. Как Павел объясняет взаимосвязь между законом и верой в Послании к галатам? Гал.3:21–23.

«3начит ли это, что Закон противоречит обещаниям [Божьим]? Ни в коем случае! Ведь если бы дан был Закон, который мог наделить жизнью, то праведность действительно достигалась бы посредством такого Закона. Но Писание заявляет, что все люди — узники греха, чтобы обещание всем верующим могло быть дано на основании их веры в Иисуса Христа. А прежде чем пришла вера, мы пребывали под стражей Закона до времени, когда вера должна была открыться» (Гал.3:21–23, ИПБ).

Основным вопросом Реформации был вопрос «как мы спасаемся?» Послание к галатам раскрывает тему искупления точно так же, как и Послание к римлянам. Ни один закон не может даровать жизнь, даже закон Бога, потому что все нарушили этот закон, и, таким образом, все им осуждены. Закон становится бременем, когда он оторван от веры и благодати, потому что без веры, благодати и праведности по вере находиться под законом означает быть под бременем и осуждением греха.

Спасение приходит через обетование благодати, а не через закон. Поэтому евреи, желавшие спастись, должны были перестать полагаться на свои дела и принять обетование Авраама, исполнившееся ныне с приходом Мессии. На самом деле это необходимо сделать каждому еврею и язычнику.

2. «Убеждение, что человек может спастись собственными делами, лежит в основе любой языческой религии… Люди, придерживающиеся этого убеждения, беззащитны перед грехом» (Э. Уайт. Желание веков, с.35,36). Что значат эти слова? Почему идея, что можно спастись собственными делами, делает нас столь уязвимыми для греха?

Грех остается непокрытым.

2. Насколько важна праведность по вере в ваших отношениях с Богом? Как вы можете убедиться, что эта доктрина не затмевается другими аспектами истины и вы не теряете из виду это важнейшее учение?

3. Какие доводы вы можете привести, чтобы показать непреложность закона Божьего, даже понимая, что закон и его соблюдение нас не спасают?

Закон и грех

1. 1 Ин.2:3–6; 3:4 и Рим.3:20 — какова взаимосвязь между законом и грехом? Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что закон Божий остается в силе?

а) Многие заявляют, что благодать упраздняет закон. Но, отрицая закон, мы фактически отрицаем грех. В таком случае в благодати нет никакой нужды.

б) Если закон Божий был отменен, то почему ложь, убийство и воровство до сих пор преступны и неправильны? Если закон Божий был изменен, то определение греха должно быть пересмотрено. Если с законом Божьим было покончено, то и с грехом, но так ли это? (1 Ин.1:7–10; Иак.1:14,15).

в) Мы часто слышим, что крест аннулировал закон. На самом деле крест показывает, что закон не может быть отменен или изменен. Если Бог не аннулировал и даже не изменил закон до смерти Христа на кресте, зачем это делать после? Смерть Иисуса показывает: если бы закон мог быть изменен или аннулирован, это должно было произойти до Голгофского креста, а не после. Таким образом, ничто так хорошо не показывает неизменный характер закона, как смерть Иисуса, смерть, которая произошла именно потому, что закон не мог быть изменен. Если бы можно было изменить закон, чтобы принять нас в нашем падшем состоянии, разве это не было бы лучшим решением проблемы греха, чем смерть Иисуса?

2. Каковы функции закона в опыте спасения по вере? Почему отрицание закона наносит вред истинному Евангелию благодати?

В Новом Завете есть место и закону, и Евангелию. Закон показывает, что является грехом; Евангелие указывает на средство избавления от греха — смерть и воскресение Иисуса. Если нет закона, то нет и греха, — и от чего тогда мы спасены? Только при наличии действующего закона Евангелие имеет смысл.

3. Как мы можем различить законничество и истинное послушание, основанное на благодати?

Каков мой мотив соблюдения Закона – чтобы спастись или чтобы выразить любовь к Богу (Ин.14:15)?

Уроки, выводы

1. Сталкивались ли вы с христианами, которые на основании Нового Завета заявляют, что находятся не под законом, но под благодатью. Какой ответ им можно дать на основании урока этой недели?

2. Как оправданные грешники мы становимся получателями благодати и незаслуженной милости от Бога, против Которого грешили. Как этот факт должен повлиять на наше отношение к другим людям? В какой степени мы изливаем благодать и милость на тех, кто обидел нас и кто не заслуживает нашей благодати и милости?

Вывод. Важно осознавать, что учение об оправдании основывается на свидетельстве всей Библии.

Светлана, svettor@yandex.ru

Дары благодати. Богоматерь — язва бесов — Преподобный Серафим Саровский


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: