Возникновения и развитие психологии спорта

Тема: Психология спорта, как наука, и как учебная дисциплина

ПЛАН

1. Определение и сущность психологии спорта, её предмета, объекта, и принципы науки……………………………………………………………..2стр.

2. Проблемы и задания психологии спорта………………………………..3стр.

3. Возникновения и развитие психологии спорта……………………….…5 стр.

4. Характеристика специалистов в отрасли психологии спорта…….….…7стр.

5. Современное и будущее психологии спорта…………………………..…9стр.

Вывод…………………………………………………………………………10стр.

Список литературы……………………………………………………..…11стр.

Определение и сущность психологии спорта, её предмета, объекта, и принципы науки

Психология спорта — область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления различных психологических механизмов в спортивной деятельности.

Предметом и объектом спортивной психологии спорта — являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена. А также групповые взаимодействия в условиях соревновательной и тренировочной деятельности.

Итак, психология спорта изучает психологические причины, процесс и последствия психической регуляции спортивной деятельности одного человека или группы, которые выступают как субъекты данной деятельности.

Подчеркнем еще раз, что в спортивной деятельностью здесь понимаются все виды соревновательного спорта, физическое воспитание, двигательная рекреация, профилактические и реабилитационные мероприятия, включающие оздоровительные физические упражнения.

Субъектами же есть все люди, которые вовлечены в те или иные формы спортивной деятельности, под которыми понимаются как спортсмены, тренеры, учителя физкультуры, спортивные руководители, методисты лечебной физкультуры, родители спортсменов, зрители спортивных соревнований и т.п.

Проблемы и задания психологии спорта

А) Проблемы психологии спорта связаны с изучением психических состояний в спорте и особенно — состояния готовности к спортивной деятельности.

Суть проблемы выражается в следующих компонентах исследования:

— психогенетические факторы отбора талантов;

— психологическая реализация принципа индивидуального подхода к процессу спортивной подготовки;

— развитие потенциальных возможностей спортсменов в условиях, психологически моделирующих условия спортивной деятельности;

— психологический подход к реализации метода сопряженных воздействий в спорте;

— психологические механизмы овладения тактическими навыками в процессе спортивной подготовки;

— психологические механизмы адаптации к нагрузкам спортивной деятельности;

— психологические средства и методы сохранения физического и психического здоровья спортсмена.

Б) Говоря о задачах, которые решает спортивная психология, нельзя не сказать о центральной фигуре данного направления в психологии — спортивный психолог. Именно спортивный психолог работает со спортсменом, позволяя ему решить следующие основные задачи:

— Повышение общей эффективности тренировочного процесса за счет выработки нужного уровня мотивации, четкой ориентацией на конкретную цель, а также формирования нужных двигательных умений и навыков.

— Создание необходимых психологических условий для достижения лучшей психологической выносливости, высоких показателей силы, ловкости, а также для развития специализированных видов восприятия.

— Грамотная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

— Психическая регуляция

— Формирование личности спортсмена для лучшего взаимодействия с тренером, а также другими спортсменами в команде.

— Повышение у спортсмена силы воли в ситуациях, когда этот показатель находится либо на недостаточном для успешных спортивных выступлений уровне, либо этот показатель слишком высок и есть риск того, что спортсмен может «перегореть» еще до старта соревнований.

— Оперативная помощь спортсмену. Подразумевает работу со спортсменом в самые напряженные для него моменты — от снятия предстартовых волнений и работы со стрессом до помощи в случае неудачных выступлений и связанных с ними переживаний.

Кроме того, в отдельное направление современная спортивная психология выделяет исследования, рассматривающие проблемы грамотного формирования команд, межличностные отношения в коллективе, способы и приемы повышения ценностно-ориентационного единства, с болельщиками, а также проблемы межгрупповых взаимоотношений и сплоченности спортивного коллектива.

Возникновения и развитие психологии спорта

Психология спорта считается довольно молодой отраслью психологической науки. Упоминание о ней впервые появилось в статьях основателя Олимпийских игр Пьера де Кубертена в самом начале XX столетия. Годом же рождения этого направления в психологии можно считать 1913 год, когда по инициативе МОК был организован конгресс, посвященный именно вопросам психологии спорта. В 1965 году в Риме было организовано Международное общество психологии спорта (сокращенно — ИССП), что стало свидетельством международного признания спортивной психологии как отдельного направления психологии. ИСПП с 1970 года начинает издавать «Международный журнал психологии спорта». В 1967 году появилось Североамериканские общество психологии спорта, а в 1969 году — Европейская ассоциация психологии спорта. Затем в разные годы аналогичные организации были открыты в Японии, Англии, ФРГ, Франции, Австралии, Бразилии и многих других странах. По настоящему активно психология спорта, как отдельное направления психологии, стало развиваться с начала 1960-х годов XX века. При этом в самом начале упор был сделан на так называемую дифференциальную психологию, то есть изучение различий спортсменов по индивидуальным характеристикам. Кроме того, изучались возможности и способности спортсмена действовать в условиях стресса и способы увеличения эффективности тренировок. Чуть позже фронт изучаемых спортивной психологией вопросов заметно расширился. Стали разрабатываться программы, с учетом специфики не только индивидуальных способностей спортсменов, но и конкретного вида спорта. При этом использовались достижения общей, педагогической, социальной и возрастной психологии (индивидуальная работа со спортсменом, коллективные тренинги и т. д.). Шла разработка программ соответствующих тренировочных комплексов для повышения психической и физической тренированности спортсменов, их этической, эмоционально-волевой и коллективистской подготовленности. Особое внимание уделялось вопросам мотивации спортсменов, причем не только в период их участия на соревнованиях, но и по ходу тренировок. Довольно детально исследовались способы и пути формирования узкоспециализированных восприятий спортсменов — чувства дистанции, чувства времени, колебания скорости движущегося объекта, «чувство мяча», «чувство воды», предвосхищения развития событий (интуиция, антиципация). Также значительное внимание уделялось развитию способов воображения, улучшения наблюдательности, тактического и стратегического мышления, качественного взаимодействия в группах.

— В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа.

Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложивших основы становления спортивной психологии, четко прослеживается, стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиции достижений обшей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта: московская и санкт-петербургская (ленинградская), возлагаемые соответственно П.А. Рудиком и А.Ц. Пуни.

Физическая культура и спорт в дореволюционной армии


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: