Возрастные особенности дошкольного периода. игра как основной метод музыкального развития дошкольников.

Детство – определённый этап в развитии человека, на протяжении которого ребёнок проходит путь от рождения до поступления в школу. Из беспомощного существа ребёнок превращается в мыслящего человека.

Развитие ребёнка в дошкольный период не проходит гладко. Есть времена перемен, кризисов.

Кризис развития возникает у детей в одни и те же возрастные периоды. На протяжении 6-ти лет жизни психологи выделяют 3 кризисные точки: 1-й год, 3 года, 5 лет. Соответственно период жизни делится на 3 этапа:

— младенчество (от рождения до года);

— ранее детство (1-3 года);

— дошкольный (3-6 лет).

Кризис первого года жизни человека заключается в том, что годовалый ребёнок хочет действовать самостоятельно, его уже не устраивает прежнее положение, когда за него всё делал взрослый. Вместе с тем без взрослого он действовать не может.

Кризис 3-х лет заключается в том, что ребёнок начинает осознавать себя как отдельного человека.

Кризис 6-ти лет – ребёнок осознаёт, что знание его о окружающем мире малы, от сюда появляется желание учиться, стать школьником. Выход из кризиса, поступление в школу.

На протяжении детства ребёнок проходит 3 кризиса. Они неизбежны. Не было бы кризисов – не было бы развития.

Самым главным приобретением в период детства является развитие речи. Уже к концу первого года ребёнок начинает произносить первые осмысленные слова. Развитие речи способствует общению со сверстниками и взрослыми.

На 4-м году жизни речевая активность усиливается. Возраст «Почемучек» связан с изменением типа мышления, у ребёнка растёт интерес к окружающему, он уже стремится понять смысл предметов, явлений окружающих его. Ему важно знать не только название предмета, но и знать, для чего он предназначен.

Познавательные процессы дошкольника имеют непроизвольный характер. Детство очень важный период в развитии восприятия. Главная задача восприятия – накопление представлений об окружающем мире, формирование собственного видения и понимания мира.

Если память детей до 3-х лет фрагментарная, дети запоминают отдельные эпизоды из жизни, то память детей 6-ти лет уже достаточно развита: они могут рассказать наизусть стихотворение, вспоминать последовательность событий. Но в целом память остаётся непроизвольной, дети запоминают то, что вызвало у них сильные эмоции.

Внимание не продолжительное, оно произвольно направлено не более 5ти минут, зато переключение внимания очень быстрое. При обучении важно часто менять формы работы.

Эмоциональный мир дошкольников чрезвычайно неустойчив. Связано это с физиологией головного мозга (возбуждения преобладает перед торможением).

Характеристика игры как вида деятельности. На протяжении всего жизни различают три вида деятельности: игру, учение и труд. У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. Стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют различные научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели.

Значение игры в жизни ребенка. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он – активное существо и ему присуща любознательность. Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самого себя. В ней происходит развитие способностей, она подготавливает детей к жизни, к труду. Наконец, игра заполняет досуг и доставляет ребенку наслаждение.

В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. Учиться подчинять свои желания правилам игры. Хочу начинает подчинятся нельзя или надо. Формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Игра дает порядок. Система правил в игре обязательна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Игра помогает дружить. В игре необходимо слушать и слышать партнеров, уважать друг друга, действовать совместно, и это содружество сохраняется после окончания игры, укрепляет дружбу и взаимопонимание.

Виды игр:

Первым видом игр детей является режиссерская игра, когда дети начинают управлять своими игрушками, которые выполняют функции людей или предметов. Кубик может заменить машинку, если при перемещении его по поверхности издавать звуки, характерные для работающего автомобиля. Другими словами, ребенок в режиссерской игре начинает переносить функции с одного предмета на другой.

Почти одновременно с режиссерской игрой появляется еще один вид самостоятельной детской игры — образной, или образно-ролевой. Отличительной чертой этой игры является то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильнее будет назвать игровым персонажем — образом. Игра состоит в том, что ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно.

В сюжетно-ролевой игре главными становятся человеческие роли и отношения. Сюжетно-ролевая игра по форме и содержанию коллективная. В сюжетно-ролевую игру можно играть при наличии партнера по игре.

К концу дошкольного периода развитие сюжетно-ролевой игры приводит к закономерному появлению игр с правилами. В играх по правилам ребенок учится сознательно подчиняться правилам, следить за своими действиями и действиями партнеров. Развитие этого вида игры имеет решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности.

Музыкально дидактические игры на уроках музыки:

1.”Сложи песенку”.

Цель. Развивать у учащихся умение различать форму музыкального произведения (запев и припев), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Описание . Три – четыре кружка (красный, синий, зеленый, желтый) и такое количество прямоугольников (белого или темно – коричневого цвета ).

Методика применения. Учитель исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев и припев, сколько куплетов, сколько раз повторялся припев. После этого предлагается одному из учеников «сложить песенку» с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначить кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ученик выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни – чередованию запева и припева. Остальные учащиеся проверяют, правильно ли выложены формы.

2.”Море”.

Цель. Развивать у учащихся представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.

Описание. Три карточки с изображением линий. Они условно передают различное состояние моря. На первой – линия, изогнутая на серо – голубом фоне – «море взволнованное», на второй – линия сильно изогнутая, фиолетовый фон – «море бушующее», на третьей – линия слабо волнистая, голубой фон – «море успокаивающееся, буря затихает».

Методика применения. Учащиеся слушают в записи вступление к опере «Садко», «Море» Н. А. Римского-Корсакого. После исполнения учащиеся делятся своими впечатлениями о характере музыки. Учитель вместе с учащимися обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые яркие его состояния; оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем учитель объясняет ребятам условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Учитель предлагает еще раз послушать произведение и проследить, как изменяется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из учащихся с помощью карточек показывает эти изменения, т. е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.

3. ”Узнай и сложи попевку”.

Цель. Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.

Описание. Для этого используют прямоугольники разной длины, но одинаковой ширины. Длинные прямоугольники – красные – соответствуют долгим звукам, короткие – зеленые – коротким. И тех и других по 10 штук. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок знакомой мелодии, исполняемой учителем.

Методика применения. Разучивая вместе с учителем попевку, учащиеся с помощью карточек выкладывают ее ритмический рисунок, используя разные прямоугольники. Научившись выполнять это задание, ребята могут перейти к более сложному – узнать по выложенному учителем ритмическому рисунку знакомую попевку.

4.”Лесенка – чудесенка”.

Цель. Развивать у учащихся умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Описание. Карточка с изображением лесенки из семи ступенек. Каждая ступенька закрашена определенным цветом. Семь круглых фишек, соответствующих цвету ступенек лесенки.

Методика применения. Учитель исполняет на металлофоне знакомую детям попевку, затем предлагает поочередно «музыкальные загадки» : исполняет без слов первую фразу попевки, но не доигрывает последний звук, затем исполняет вторую фразу попевки, не доигрывая нижнего звука. Дети должны определить, какой из звуков попевки не был исполнен при движении мелодии вверх и при движении вниз. Определив его, они на соответствующую ступеньку кладут фишку того цвета, каким закрашена ступенька.

5.”Выбери инструмент”.

Цель. Развивать у учащихся представление об изобразительных возможностях музыки.

Описание. Набор маленьких карточек с изображением разных музыкальных инструментов. (инструменты симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов).

Методика применения. Учитель беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Учащимся исполняют пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания учащиеся должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.

► АУТИЗМ. Как научить ребенка-аутиста говорить? Врачи Израиля о невербальном общении. МАЦПЕН


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: