Возвращение из преисподней.

5 мая. Выезд автобуса в Тихвин в 17-50 с Обводного канала. Добираясь туда, попали в час-пик. Люди в транспорте просят не пихаться, но Таймень-2 в двух упаковках плюс рюкзаки не позволяют выполнить их просьбы. Дорога до Шугозера более-менее-менее-более. Из Тихвина позвонил маме, которая удивилась, что такая короткая дорога стоит 15 рублей. В Шугозеро прибыли в полпервого-ночи. Вышли из автобуса и озябли. Первый вопрос – где ночевать? Ни станции, ни вокзала. Решили ставить палатку. Но где? Вот вроде бы хорошее место между стадионом, исполкомом и винно-водочным магазином имени Чичикова. Поставили палатку под музыку из приемника (и не только). Доели сухари, попили чайку перед ночлегом. Вспомнили вдруг плакат в турклубе «Ты п….л перед походом?». Поржали. Только легли, вдруг странный звук… Впрочем, не очень-то уж странный. Через час пошел дождь. Плохо натянутая палатка тотчас потекла. Спальники и матрасы начали намокать. Я в панике, Леху не добудиться. Вылез из палатки, пошел натягивать полиэтиленовые накидки на палатку. Вернулся в палатку со стучащими зубами, грелки в первую ночевку не наливали. Течь прекратилась, но внезапно поднявшийся ветер сорвал накидку, и пришлось мне опять идти поправлять. Проявив и закрепив смекалку, растянул накидку с помощью резинок, взятых для крепления груза в лодке. Наконец-то уснул в полувлажном спальнике.

6 мая. Утром нас разбудили трое парней и с крайне удивленными физиономиями начали спрашивать, какие требования мы выдвигаем, поставив палатку в таком месте. Забастовка? Объяснив им, что мы простые туристы, приехали ночью, было темно, куда идти — не знаем, мы спросили об автобусе на Харагеничи. Тогда они с доброжелательным видом начали объяснять нам, что мы охренели (слово изменено). Мы согласились, и они сказали, что автобус в 12-40. И еще просили передать привет Вихрову, если будем в Нюрговичах, мол, все его знают. Водитель попался злой на наш взгляд, заставил заплатить за весь багаж. От Шугозера до Харагеничей 1,5 часа езды. Местами был асфальт, местами автобус буксовал. Для Жигулей дорога проходима с одним помощником. В Харагеничах были в 14-10. При выходе из автобуса познакомились с мужиком – ленинградцем, у которого дача в Нюрговичах, напротив дачи Глеба Горышина. Спросили дорогу в Корбеничи. Он тоже шел туда, чтобы потом на лодке попасть в Нюрговичи. Но нам с нашим грузом, конечно же, не успеть за ним. Спустились с крутой Харагинской горы и очутились в красивом месте. Это надо видеть! Перешли по старому мосту речку Сарку (впадает в Капшу), рядом строится новый мост. Передохнули, выпили лимонаду, закусили булкой. Шли часто отдыхая, пихая попеременно телегу друг другу. Дорога хорошая, но местами пружинит как болото. Через 3 км знак «Усть-Капша 2,2 км». Мы в недоумении. Мы знаем только одну Усть-Капшу при впадении Капши в Пашу, но это же в 70-80 км отсюда! Ничего не поняли, пошли дальше. Через 1 км видим знаки «пешеходный переход», «выезд на набережную» и автобусную остановку. Прямо как в городе. Но автобус-то сюда пройти не может. Еще раз удивились. Прошли странные знаки и увидели полоску воды шириной метров 100 с паромом у того берега. Но Капшозеро должно быть шириной 900 м, как указано в книге Плечко. Не очень понятно. Но по парому решили, что это оно и есть. Сфотографировались и принялись собирать байдарку. Хотя весь день светит солнце, от ветра все-таки холодновато. Вскоре увидели лодку, проплывающую в сторону Нюрговичей, пригляделись и увидели своих попутчиков. Криком спросили сколько до реки Капши. Ответ был: «800 метров». Долгий перерыв в сборке байдарки особенно сказался на Лехе, долго не мог поставить правильно стрингер и шпангоут, да и с веслом поссорился. Я над ним по-дружески подтруниваю, а он злится. Винит во всем меня, мол, я ему подсунул. Ну, вот мы и на воде. Попутного нам ветра, и вправду – попутный. Через 800 м слева деревня, старый ржавый катер-буксир, а впереди наплавной мост. Вышли из лодки в деревню, увидели реку, вытекающую из озера. Сомнений нет – это Капша. Течение солидное, но только где плотина? Виден только мост. Спросили у местного мальчика, он подтвердил название деревни и реки. Все-таки почему Усть-Капша, здесь же исток. Может она иногда течет вспять? Решили сегодня по реке не идти, (и правильно решили), а заночевать метрах в двухстах от деревни. Развели костер, примус, поели консервированного мяса птицы. Примус повадились жечь в палатке. Нагрели и воду для грелок и термоса. Заснули. Тепла грелок хватает часа на 3-4, а потом становится зябко. Заливаем кипяток из термоса и спим до утра.

7 мая. А утром тепло и без грелок, так как светит солнышко. В палатке даже жарко. Да, совсем забыл, вечером приходил лесник и сделал замечание по поводу костра. Так как лесник был под газом, мы быстро договорились. Пообещал проверить на следующий день. Спустили лодку на воду, подплыли к истоку и начали готовиться к встрече с порогами, укреплять вещи, фартук, надевать гидраки, жилеты, шлемафоны. Сказали одной бабушке, что пойдем до конца. Она предупредила, что на порогах люди тонут. Спасибо, бабуля. Идем в правый пролет моста. Вот плес. Вот порожки первой категории. А вот вторая началась. Течение очень быстрое, река извилистая, работаем веслами, уворачиваясь от прижимов. Через 2 км появились пороги по высоте валов похожие на третью категорию. Я сижу сзади и вижу как гнёт лодку на валах. Плохой фартук так и норовит слезть под напором воды. Я постоянно кричу Лехе, чтобы поправил фартук позади себя, чего он сделать не может, а мне не достать. Пока выручают юбки. Но вот что-то подозрительно стала оседать лодка. Тут Леха кричит, что прорвало водой фартук! Тонем!!! Байдарка опускается все ниже и ниже. Я прыгаю за борт и кричу Лехе: «Прыгай!» В первое мгновение он не слышит или слышит, но не решается. Но вот уровень воды в лодке сравнивается с уровнем реки, и Леха скорее не прыгает, а выплывает из байды. Теперь мы по обеим сторонам лодки, держась за нее одной рукой и держа весло в другой, сплавляемся по самым сложным порогам Капши. Все наши попытки притормозить, схватиться за кусты — тщетны. Лодка с водой весит около тонны. Аккуратненько плывем по центру реки, считая коленками камни. Вот поплыли вещи из лодки – Лехин спальник, рюкзак, сидушки. Периодически я хватаю уплывший на метр спальник и запихиваю в лодку. Рюкзак из лодки решил не выплывать. Плюнул на сидушки, еще достану. На одной из стоячих волн меня притопило, я хлебнул воды, вспомнил всех своих родных… и выплыл. Тут лодку развернуло лагом, а затем и кормой вперед. Проплыли табличку с именем погибшей женщины. Силы в ледяной воде постепенно начали убывать. Подумалось — хорошо бы не увеличивать количество табличек. Остается надеяться… я даже не знаю на что. На бога? Я атеист. На конец быстрого течения? Это несколько десятков километров. Пока плывем. Впереди река огибает крохотный островочек двумя протоками, одна из которых поменьше и перегорожена завалом. Неимоверными усилиями пытаемся направить лодку на островок и по-моему это нам удается. Байдарка застревает под бревном, которое находится перед островом. Под ногами ощутили землю. Весла в моей руке не оказалось, когда его выпустил — не знаю. Зато оно оказалось у Лехи, поймал его где-то. Не мало потребовалось усилий, чтобы вытащить лодку с водой из под бревна. Но мы это сделали. Сколько мы проплыли таким образом? Точно не могу сказать. В экстремальной ситуации время и расстояние не контролируется. Вся работа мозга направлена на спасение. Приблизительно около километра. Убытки небольшие: мои резиновые тапочки и мягкие сидения. Порвана гермоупаковка Лехиного спальника, соответственно он весь мокрый. Большие повреждения байдарки: дырка 5 см, погнуты несколько стрингеров, сломались заклепки. На острове Леха порвал гидрак, а также нашел останки деревянной байдарки, возможно «Нептун», (у нас до Тайменя такая была). Перебрались по бревну на берег и увидели оболочку от этой байдарки, а также сгнившую надувную лодку,

(у меня через 25 лет такая будетJ). Наверное, здесь часто терпят аварии. На устранение поломок ушло часа три – зашивали, клеили, ремонтировали. В качестве заклепок использовали шурупы от найденной деревянной байдарки. Спасибо хозяевам. Руль сняли, веревки отрезали и ими дополнительно закрепили фартук, протянув их под лодку. Решили плыть дальше поменявшись местами. Хотя промелькнула мысль вернуться назад. Пороги стали поменьше, но сильное течение на поворотах сильно увлекает под кусты и ветки. И вот через 1 км мы зазевались, поздно начали отгребаться, нас затянуло под ветку, и мы совершили классический оверкиль. Выпали из лодки когда она находилась в боковом положении. Леха схватился за ветку, а я с перевернутой лодкой поплыл дальше, приготовившись сплавляться еще не один километр. На моё счастье лодка застряла под наклонным деревом, а я впереди лодки стоял ногами по грудь в воде держась рукой за обвязку, которую мы сделали для фартука. От меня до Лехи метров 50. Я ору ему, чтоб плыл сюда. Один я ничего не мог сделать, течение сносит, да и руки стали коченеть в ледяной воде. Вдруг вижу — Леха плывет брассом прямо ко мне. Вдвоем кое-как вытащили лодку, в один момент она чуть не ушла. Но где Лехино весло? «Упустил» — говорит. Я посетовал, но жизнь дороже. Может это и к лучшему, с одним веслом теперь никуда, запасного нет, дальше пороги еще сильнее. Зато какие мы молодцы, что тщательно укрепили вещи, всё было на месте. Посовещались и приняли решение – надо возвращаться. Водная часть похода для нас закончилась. Теперь будет пешая. Мы находимся опять на острове. Напротив нас на правом берегу какой-то дом-сарай, возможно он есть на карте. От него наверняка идет тропа к деревне, но нам с одним веслом на тот берег не перебраться, течение не позволит, берега крутые, не зачалиться. Этот остров продолговатый, пройдя немного назад, увидели завал, бревна которого соединяют наш остров и соседний ближе к левому берегу. От соседнего острова также бревна ведут к еще одному острову, а от того – к берегу. Наша задача перебраться с вещами на берег. Но сначала перешли налегке. Прошли метров 500 вперед по реке, там опять начинались пороги. Присмотрели местечко для стоянки с кострищем и дровами. Спасибо кому-то. Потом пошли перетаскивать вещи через протоки по бревнам. Перетаскивали долго, помогая друг другу. Бревна были скользкие, и Леха один раз поскользнулся, полетел в воду, но успел схватиться за торчащую ветку. Хорошо, что шел без вещей. Уже смеркалось. Лодку решили оставить на острове, прикрепив к ней записку, чтобы не трогали. А то могли подумать, что люди утонули, а байдарку выбросило, и забрать её. Развели костер, поужинали. Весь вечер сушили вещи: одежду, коврики, спальник. Леха уснул у костра. К глубокой ночи почти всё высушили, кинули картошку в угли. Вещи, которые не успели полностью высохнуть, превратились в каменные. Мороз минус 5. Палатка внутри и снаружи покрылась инеем. Зажгли внутри свечку, стало потеплее, но изо рта всё равно идет пар. Засыпая, думаем, не околеть бы нам ночью. Часам к четырем мороз наверняка усилится. Но горячие грелки делают свое дело – дают нам спать не дрожа. Всё-таки неплохая моя идея – брать грелки в поход. Странно, что нигде об этом не написано. Может написать в «Турист»?

8 мая. Утром погода хорошая, солнце. Часы Лехины, вымокшие вчера, сдурели и бегут вперед как ошалелые. Нам, конечно, их не догнать. Короче, время не знаем. Примерно ориентируемся по солнцу. Да и ловим иногда по приемнику наугад точное время. Севшая батарейка работает всего несколько минут. Примус весь поход барахлит, на него уходит много времени. Поели, пошли проведать байдарку, всё на месте. Разобрали, с трудом перетащили по бревнам на берег. Время обедать, но мы пьем только чай. Прикинув, что до Ребовичей 15 км, а до Усть-Капши около 5 км, решаем идти в последнюю. Но как идти по вепсскому лесу с таким грузом вдоль реки по крутому берегу, сплошь усеянному поваленными деревьями. Выход один – челнок, т. е. сначала переносим часть груза на некоторое расстояние, потом возвращаемся и несем остальное. Перенесли 1 км, неимоверно устав, и уперлись то ли в протоку Капши, то ли в ее приток. Пошли на разведку, оказалось это старая знакомая Сарка. Как назло ни завалов, ни брода. Принято решение — переплавляемся на лодке. Где мой шлем? Черт, забыл на дереве! Сходил за ним. Собрали наспех байдарку без фальшбортов. На Сарке течение тоже сильное, поэтому решили, что я сначала перевезу груз, потом самого Леху. Связали из нескольких веревок одну длинную для страховки. Первый рейс прошел благополучно, правда снесло вниз метров на 10. Выбросил багаж, поднял лодку выше по течению и рванул обратно к Лехе. Леха сел, придвинулся поближе, я разогнался, вылетел на струю, но так как Леха намного тяжелее багажа, нас сразу же снесло далеко, и мне пришлось приложить немало усилий, чтобы подгрести к берегу и схватиться за дерево. Тут же вода чуть не захлестнула в лодку. «Леха, быстро вылезай, байда же без фальшбортов!» Леха пулей выскочил на берег. Да, мы чуть не поплатились еще одним потоплением. Вытащили лодку, разобрали. Взглянули на солнце – где оно? Уже вечер. Быстро же день пролетел. Прошли немного вперед и увидели тот остров, на котором ремонтировались после первой аварии, только с другого берега. Решили ночевать здесь же. Мокрые кеды высушить не удалось. Спали под шум порогов. Ночью снился сон, как будто выходит к нам из леса медведь, заглядывает в палатку и говорит: «Я Михаил Потапыч, а вы кто?» «А мы Лёхи». «Ну ладно».

9 мая. Утром собрались вставать, пошел дождь. Собирались под дождем. Когда запели песню: «Этот день победы-ы-ы порохом пропа-а-а-х!», пошел снег. Когда закончили петь, пошел град. Понемногу начали давать дуба. Опять пошли челноком. По пути сфотографировались на фоне порогов. До деревни 4 км, а с учетом челнока – 12 км. А по такому бурелому, по склону, крутизна которого достигает отвесного значения, по глине, по каше, в которую проваливаешься по колено, по снегу идти-то нелегко даже без всего. А теперь представим рюкзак за спиной килограммов этак 35, переваливающийся и норовящий потянуть за собой вниз, неудобный пенал с телегой, цепляющийся за все ветки и сучья. Метко, однако, Леха сравнил нас с солдатами в фильмах о войне, ползущими из последних сил, хлюпающими по болоту. Сколько же матюгов было произнесено за этот переход! Свидетели – птички, весело поющие на деревьях и не дающие спокойно подумать о смысле жизни. Чем дальше идем, тем больше чувствуется приближение деревни. Вот едва различимая тропинка, вот кострище с какими-то тряпками. Сверху утёсов открывается живописнейшие виды долины Капши. Поднявшись на очередную горку, ору: «Леха, пришли!» Он тоже увидел. Кажется, виден мост и озеро. Идем дальше уже по еле различимой колее от бульдозера. Вышли на полянку, и здесь я допустил ошибку, решив идти по той же дороге, а надо было разведать. В результате намотали лишний километр. У меня открылось второе дыхание, тащу всё без остановки. Леха наоборот, устал, постоянно просится передохнуть. Я его понимаю и не ругаю. Выносливости пока не хватает. Оставляю его отдыхать, а сам таскаю вещи. Проведав дорогу, теперь знаем куда идти. Перебрались через канавку рыборазводительного хозяйства по узкой доске. Прошли мимо первого дома и увидели четыре машины, одна из которых была «Запорожец». Как он сюда проехал? Отнесли вещи к старой стоянке, той, где нас застукал лесник. Потом пошли к машинам спросить, когда кто-нибудь едет в Харагеничи. Водителей не было, и мы решили зайти в ближайший дом. Постучали, залаяла собака, дверь открыла бабушка, предложила войти. Мы спросили про машины. Она позвонила куда-то и сказала, что только послезавтра. Мы извинились, сказали, что пойдем сушиться у костра, но тут вышла тетя Люся и никуда нас не отпустила, вернее только за вещами. Придя, поздравили всех с днем Победы. Дед сказал: «Спасибо». Накормили нас картошкой с окунем. Познакомились с дочкой тети Люси Надей. Хорошенькая такая, всё загадывали друг другу загадки, играли в шахматы, карты, морской бой. Были там и кошка Мурка, и собака Кузя. Сходили за остальными вещами, помыли кеды. Выяснили, что все умеют играть в козла. Играли допоздна. Мы с Лехой получили по козлу. Будет на чем в Харагеничи ехать. Постелили нам на диване, дали подушки, одеяло. Предупредил Леху, чтобы ночью не хулиганил, но он все-таки под утро два раза схулиганил. Как спать-то тепло!

10 мая. Проснулись в 8 часов, долго спать неудобно. Выяснилось, что часов в 12 должна приехать почтовая машина, на которой можно уехать. Поели калиток с картошкой, которую чистили вчера вечером. Ох, и вкусные эти калитки! Запивали молоком – кайф! Играли с Надькой втроем в морской бой, я проиграл. Потом запаковали вещи, сходили на плотину, благо она метрах в 10 от дома. Дед оказывается был когда-то начальником этой плотины. А сейчас щиты сняли, так как сплав дерева прекратили. Поэтому-то мы и подумали тогда, что это только мост. На улице солнце и холодный ветер, вернулись в дом. Тут нас заставили съесть миску творога. Чай попить не успели, пришла машина. Предлагали остаться еще на денек. Остались бы, но мы не можем — учеба. Обменялись адресами. Тетя Люся живет в Тихвине. Пригласили друг друга в гости. Отдали им всю оставшуюся тушенку, попрощались, забрались в фургон и поехали. Стекол в фургоне не было, ехали в потемках, сильно трясло. Через час были в Шугозере на автостанции. Водитель даже не взял 3 рубля, которые мы предлагали. В автобусе глядели в окно, видели населенный пункт на табличке «Жоповодческое товарищество». Шутники! В Тихвине позвонил бабушке, она была очень рада. В Ленинград приехали в 21-45. Вышли у метро «Ломоносовская». Дома никого не было, пришлось лезть через окно соседей. Трюк удался нормально. Наконец-то мы дома. Хорошо всё, что хорошо кончается. Все-таки экскурсия на дно Капши в наши планы не входила.

Randy Orton Pays The Penalty For Taunting The Undertaker


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: