Вр.а.15. в шумной обстановке слушает одного человека.

Пока ваш малыш еще только учится слушать, в шумной и неспокойной обстановке ему будет очень трудно сосредоточиться. Однако по мере развития этого умения он постепенно научится выделять из окружающего шума наиболее интересные для себя звуки, сосредотачивать внимание на них, отключаясь от всего остального.

Большинство детей не нужно учить этому специально, если они могут упражняться в этом исподволь, в обычных бытовых ситуациях. Конечно, в суете большого магазина или во время приема гостей вы можете забыть лишний раз поговорить с ребенком. И все же старайтесь помнить о той пользе, которую может извлечь ваш малыш, если будет слушать вас и в такой обстановке.

Как оценить.

Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он в шумной обстановке слушает одного взрослого человека.

Результат положительный, если, несмотря на окружающий шум, малыш продолжает слушать говорящего.

ВР.А.37. ВЫСЛУШИВАЕТ КОРОТКИЙ РАССКАЗ ДО КОНЦА.

Последние три параграфа этого раздела связаны с умением ребенка внимательно слушать рассказ.

Когда ребенок достигает уровня развития, соответствующего примерно 18 месяцам — двум годам, мы вправе ожидать, что он уже сможет выслушать короткий рассказ до конца. В типичной детской книжке обычно бывает около дюжины картинок (считая, картинку на обложке), и каждую из этих картинок сопровождает текст в одно или два предложения. Таковы, например, книжки из серии Дик Брюна (выпускаемые издательством Мэтьюн). В магазинах, торгующих детской литературой, можно найти и другие книжки. Заметим, что здесь мы говорим именно о книгах рассказов, а не о тех книжках, где представлены просто мало связанные между собой картинки.

Умение слушать рассказы имеет непосредственное отношение к умению обращаться с книгой, которое рассматривается в разделе ТМ.Ж.

Как оценить.

Способ: Прочитайте малышу коротенький рассказ.

Результат положительный, если ребенок выслушивает рассказ до конца, глядя на картинки и на ваше лицо.

Как учить.

Для того чтобы научить ребенка внимательно слушать рассказ, нужно читать ему каждый день, сделав это занятие одним из самых важных. Пусть во время чтения малыш видит, с каким удовольствием вы это делаете.

У большинства детей есть любимые истории, которые они готовы слушать снова и снова. Не следует охлаждать их — ведь они радуются и, благодаря этим повторам — учатся. Да и вы могли бы изобразить восторг, читая в седьмой раз Трех поросят!

Если ваш малыш с удовольствием рассматривает картинки, но когда ему читают рассказ, теряет интерес, попробуйте сначала, показывая ему картинки, на тему каждой из них придумать короткий рассказик. Вместо того, чтобы просто сказать: Это ложка и перевернуть страничку, можно, например, сказать следующее: Эта ложка помогла Кате на завтрак съесть кашу, на обед — печеные бобы, а на ужин — картошку с горошком и желе. Найдите книжку, в которой рассказывается о различных событиях дня какого-нибудь ребенка и опишите ее картинки так, чтобы они отражали собственный опыт вашего малыша. Первые книжки нужно выбирать особенно внимательно. Убедитесь, что в них есть картинки, связанные с самыми разными событиями, что сами эти события и слова, используемые для их описания, знакомы малышу. А с помощью семейных фотографий можно сочинить рассказ и про вашего собственного ребенка.

ВР.А.64. В ТЕЧЕНИЕ 10 МИНУТ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕТ РАССКАЗ, НАХОДЯСЬ С РАССКАЗЧИКОМ НАЕДИНЕ.

В книге Самообслуживание и социальные навыки есть параграф СС.А.55, который посвящен умению ребенка 10 минут слушать рассказ в компании других детей из игровой группы или из детского сада. Здесь же мы рассматриваем умение малыша слушать рассказ в течение 10 минут, когда вас только двое — вы и он.

Как оценить.

Материалы: Детская книжка, на каждой странице которой есть текст, состоящий из 20-30 слов. Рассказ должен быть рассчитан примерно на 10 минут.

Способ: Прочитайте ребенку рассказ.

Результат положительный, если малыш слушает рассказ внимательно, не отвлекаясь на окружающие звуки и не прерывая чтение разговорами о посторонних вещах.

Как учить.

К этому умению нужно подходить постепенно, начиная с коротких рассказиков (см. параграф ВР.А.37).

Перед тем, как перейти к более длинным рассказам, сначала пытайтесь читать ребенку по несколько коротких рассказов подряд.

Если во время чтения вы замечаете, что внимание малыша ослабевает, попробуйте вернуть его интерес, изменив темп чтения, голос, задав простые вопросы, типа: Ты видишь…?, добавив свои соображения по поводу того, что происходит.

ВР.А.91. СЛУШАЯ РАССКАЗ, ОТВЕЧАЕТ СЛОВАМИ ИЛИ ЖЕСТАМИ НА ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ.

Здесь уже от малыша требуется не только внимательно слушать рассказ, но и запоминать его главные моменты, чтобы уметь отвечать на простые вопросы.

Как оценить.

Материалы: Рассказ, подобный описанному в параграфе ВР.А.64.

Способ: Читайте рассказ, время от времени останавливаясь, чтобы задать вопрос, типа: Что сделал большой злой волк? или Что хотела съесть гусеница?. Такого рода вопросы заставляют ребенка думать о прочитанном. Можно, конечно задавать и такие вопросы, как Где…? или Ты видишь…?, но они не будут засчитываться при оценке.

Результат положительный, если ребенок в состоянии ответить хотя бы на один вопрос из тех, о которых мы говорили. Если ваш малыш еще не умеет говорить, он может в ответ на вопрос, показать на соответствующую картинку, изобразить жестами или действием то, о чем его спрашивают.

Как учить.

Задавать вопросы ребенку по ходу рассказа — хороший способ помочь ему сосредоточиться на важнейших событиях. Старайтесь, чтобы ваш разговор не был односторонним — ваш вопрос, его ответ. Ребенок не должен чувствовать, что его контролируют.

Если вы читаете знакомый рассказ, вы можете спрашивать малыша не только о прошедших событиях, но и о событиях, которые еще впереди.

Dr Phil ANNIHILATES spoiled Teen!! Dr Phil #9


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: