Вр.а.5 разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой.

Самым интересным предметом для разглядывания первое время будете оставаться вы. Но когда малыш немного подрастет, вы заметите, что он уже больше внимания уделяет окружающим предметам. Его младенческий, кажущийся несфокусированным, взгляд периодами будет приобретать целенаправленность, и вы увидите, что он явно переводит его с одного предмета на другой, может быть, с окна на игрушки, подвешенные над кроваткой.

Ребенок не будет делать это все время, поэтому, когда вы сочтете нужным оценить это умение, выберите момент, когда он более всего оживлен и бодр.

Как оценить.

Способ: Устройте малыша в полусидячем положении или понаблюдайте за ним, когда он сидит в своем креслице.

Результат положительный, если ребенок переводит взгляд с предмета на предмет, например, с яркой картинки на свет или с подвешенных над кроваткой игрушек на ваше лицо.

Как учить.

Позаботьтесь о том, чтобы в комнате было много разноцветных предметов, на которые малыш мог бы смотреть, и поэкспериментируйте, располагая их на разных расстояниях от глаз ребенка. Начните с примерно с 30 сантиметров.

Хорошо, если в комнате находятся предметы, издающие приятные звуки, например, звенящие на ветру колокольчики; неплохо, если что-то будет двигаться: подвешенные игрушки или раздуваемые ветром занавески.

Для того, чтобы интерес малыша не угасал, нужно время от времени менять картинки или игрушки над кроваткой. Это можно делать, не затрачивая больших средств, например, вешать вырезанные из журналов картинки или плакаты, взятые в игротеке, подвешивать игрушки, сделанные из воздушных шариков, цветных лент или вырезанные из картона фигурки. Если у вас есть старший ребенок, он с удовольствием поможет вам украсить комнату малыша.

ВР.А.6 ИЩЕТ ГЛАЗАМИ, ОТКУДА ИСХОДИТ ЗВУК

Как отмечено в параграфе ВР.А.1, самая первая реакция ребенка на внезапный или громкий шум — испуг. Когда малыш достигает примерно трехмесячного уровня развития, он уже начинает оглядываться вокруг в поисках источника звука. Со временем он научится быстро и точно находить источник звука, но пока нас интересует лишь его попытка найти, неважно, будет она успешной или нет.

Как оценить.

Материалы: Маленький колокольчик или погремушка.

Способ: Когда малыш лежит на спинке, сбоку от него потрясите погремушку или колокольчик, но так, чтобы ребенок не мог их видеть.

Результат положительный, если малыш водит глазами (а может поводить и головой), когда слышит звук колокольчика или погремушки. Он не должен непременно найти источник звука.

Как учить.

Хотя выше мы говорили о погремушке или колокольчике, не менее важен звук голоса. Старайтесь чаще говорить с малышом, а прежде чем попасть в поле его зрения (например, когда вы подходите к кроватке, чтобы взять его на руки) — называть его по имени. Проверяйте, ищет ли ребенок вас глазами.

Кроме того, упражняйтесь с колокольчиком или погремушкой так, как мы описывали выше. Если малыш не пытается искать источник звука, поместите его в поле зрения ребенка, побуждая его смотреть на гремящую игрушку, а затем уберите игрушку в сторону снова.

Сделайте так, чтобы поиски малыша всегда заканчивались успешно. Пусть он убедится, что нашел предмет, издающий звук, или того, кто с ним говорит.

Развитие этого навыка можно объединить с развитием двух следующих навыков, так что теперь поговорим о них.

ВР.А.7 ПОВОРАЧИВАЕТСЯ НА ЗВУК (НАХОДИТ ГЛАЗАМИ ИСТОЧНИК ЗВУКА, ПОВЕРНУВ В ЕГО СТОРОНУ ГОЛОВУ)

ВР.А.8 ПОВОРАЧИВАЕТСЯ НА ГОЛОС (НАХОДИТ ГЛАЗАМИ ГОВОРЯЩЕГО, ПОВЕРНУВ В ЕГО СТОРОНУ ГОЛОВУ)

Эти навыки — непосредственное развитие навыка ВР.А.6 (малыш ищет источник звука, но не обязательно его находит).

Теперь уже действия ребенка — поиск источника звука или голоса — становятся более целенаправленными и точными. Если голова малыша надежно поддерживается, он сможет повернуться в сторону источника звука, даже если тот не находится в поле его зрения.

В этот период большинство детей проявляют больший интерес к голосам, чем к другим звукам. Они могут научиться поворачиваться на голос раньше, чем на звук, скажем, колокольчика или погремушки. Порядок, в котором ребенок овладевает этими навыками, не имеет значения, и над обоими вы можете работать одновременно.

Как оценить.

Способ точно такой, как в параграфе ВР.А.6. С чем раньше упражняться — с голосом или звуками колокольчика и погремушки — безразлично.

В параграфе ВР.А.7 результат считается положительным, если ребенок водит глазами, поворачивает голову и находит колокольчик или погремушку.

В параграфе ВР.А.8 результат считается положительным, если ребенок водит глазами, поворачивает голову и находит говорящего.

Как учить.

Если малыш не поворачивается к вам, ласково поверните его головку к вам лицом своей рукой, обращаясь к нему по имени. Когда ребенку удастся найти вас, поздравьте его и наградите радостными улыбками.

В следующий раз, когда вы будете помогать ему найти вас, попробуйте прикоснуться к нему немного легче. Со временем вы почувствуете, что малыш сам старается повернуть голову. Помогайте ему ровно столько, сколько требуется, но не более того.

Многим детям в одну сторону повернуть голову легче, чем в другую, поэтому для того, чтобы научиться поворачивать ее туда, куда труднее, им требуется дополнительная тренировка.

Продолжайте упражняться с погремушкой и колокольчиком.

Помимо этого, экспериментируйте с другими звуками. Можно шуршать целлофаном, извлекать звук из игрушки-пищалки, бренчать ключами, — в общем, используйте все, что попадается под руку.

20 Фактов о Глазах, Которые Вас Поразят


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: