Вр.а: умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ВР.А. Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят
  • ВР.Б. Реагирует на жесты и выполняет простые указания ВР.В. Умение выбирать из нескольких предметов и картинок то, что нужно.
  • ВР.Г. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.
  • ВР.Д. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния.
  • ВР.Е. Умение выполнять просьбы, содержащие предлоги и другие слова, которые определяют местоположение одного предмета относительно другого.
  • ВР.Ж. Умение реагировать на грамматические особенности.

6 мес. — 12 мес. А). Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят. Б). Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.
12 мес. — 18 мес. В). Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно.
18 мес. — 2 года Г). Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.
2 года — 3 года Ж). Умение реагировать на разные грамматические формы. Е). Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета. Д). Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов.

ВВЕДЕНИЕ

Программа занятий по развитию навыков восприятия речи включает в себя следующие разделы:

  • ВР.А. Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.
  • ВР.Б. Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.
  • ВР.В. Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно.
  • ВР.Г. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.
  • ВР.Д. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предмета.
  • ВР.Е. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета.
  • ВР.Ж. Умение реагировать на разные грамматические формы.

О чем нужно помнить, занимаясь с ребенком навыками восприятия речи? Эти занятия следует рассматривать как часть общей программы развития возможностей ребенка в сфере общения. Для того, чтобы эффективно пользоваться словами и жестами, малыш должен сначала научиться понимать значение каждого из них. Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, старайтесь помнить, что именно из этого ваш ребенок захочет использовать, что именно потребуется ему для общения сейчас или позже. Важнейшим условием развития всех навыков восприятия речи является способность малыша концентрировать внимание. Умению внимательно слушать посвящен раздел ВР.А, однако, и тогда, когда вы перейдете к другим разделам, каждый раз, обращаясь к ребенку, сначала убедитесь в том, что он на вас смотрит и слушает. Это относится и к специально запланированным занятиям, и к импровизированным — во время игр и домашних дел. Как только вы овладеете вниманием малыша, старайтесь говорить с ним ясно и максимально просто. Не следует перемежать ваши указания массой ненужных слов (поболтать можно и в другое время!). Конечно, вам захочется, чтобы со временем ребенок мог понимать то, что вы говорите, даже бегая по комнате, полной народа! Однако сначала ему необходимо научиться понимать вас в более благоприятых условиях, когда отвлекающие факторы минимальны, когда вы говорите ясно, и внимание малыша приковано только к вам.

Может ли понадобиться помощь специалиста? Если у вашего малыша обнаружены неполадки со слухом, зрением или моторным развитием, возможно, ему нужно будет помочь адаптироваться к тем занятиям, которые предусмотрены программой. Специалист поможет вам определить смысл тех или иных упражнений и подскажет, каким образом ваш ребенок мог бы решить эквивалентные задачи.

ГЛАВА 1

ВР.А: УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ТОМ, О ЧЕМ ГОВОРЯТ

Навыки, обсуждаемые в данном разделе, являются основой всего дальнейшего обучения. Когда ребенок сможет смотреть на говорящего и слушать его, он сможет у него учиться. Глухие и/или слепые дети должны учиться реагировать на то, с чем к ним обращаются, как-то иначе, но им тоже необходимо научиться быть внимательными прежде, чем учиться чему-то еще. Когда новорожденные дети и их семьи начинают работать по программе Маккуэри, отправной точкой их занятий становятся первые четыре навыка данного раздела. Эти навыки не требуют специальных приемов; родителям просто показывают, как их естественное поведение в процессе ухода за малышом позволяет этим навыкам формироваться. В самом деле, в отношении большинства навыков данной группы мы не делаем различия между специальными занятиями и практикой в игровых и бытовых ситуациях. Учить малыша внимательно слушать вы можете фактически во время всех ваших с ним контактов.

Вы обнаружите определенную перекличку между навыками данной группы и первыми навыками взаимодействия с окружающими из раздела СС.А книги Самообслуживание и социальные навыки. У новорожденных детей умение слушать и умение взаимодействовать с другими людьми особенно тесно связаны между собой. Когда малыш научится поддерживать зрительный контакт, мы советуем вам обратиться к главам 1 и 2 книги 3. Из них вы узнаете, как у детей развивается язык мимики и жестов, навыки разговорной речи, и это поможет вам наилучшим образом использовать время, которое вы проводите с ребенком.

Большинством навыков данной группы дети овладевают в первые 12 месяцев нормального развития. В каждой группе умений, формирование которых происходит на 2,3 и 4 годах жизни, вы найдете лишь по одному умению, относящемуся к способности ребенка слушать то, что ему рассказывают или читают, и реагировать на услышанное.

Ниже мы перечисляем все навыки данной группы.

От 0 до 3 месяцев

1. Реагирует на звук испугом или переменой в поведении.

2. Реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

3. На мгновение задерживает свой взгляд на лице говорящего.

4. Поддерживает зрительный контакт с говорящим (смотрит на его глаза и рот).

5. Разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой.

От 3 до 6 месяцев

6. Ищет глазами, откуда исходит звук.

7. Поворачивается на звук (находит глазами источник звука, повернув в его сторону голову).

8. Поворачивается на голос (находит глазами говорящего, повернув в его сторону голову).

От 6 до 9 месяцев

9. Сидя на стуле, внимательно слушает и смотрит на человека или на предмет.

10. Вместе со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки или предметы.

11. В ответ на тон говорящего (дружелюбный или сердитый) меняет выражение лица.

От 9 до 12 месяцев

15. В шумной обстановке слушает одного человека.

От 18 месяцев до 2 лет

37. Выслушивает короткий рассказ до конца.

От 2 до 3 лет

64. В течение 10 минут внимательно слушает рассказ, находясь с рассказчиком наедине.

От 3 до 4 лет

91. Слушая рассказ, отвечает словами или жестами на простые вопросы.

3 самых лёгких техники тренировки внимания. Концентрация внимания


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: