Второй этап – «салимзянов – режиссер».

Творческий путь

«Многие справедливо считают, что самый талантливый драматург на земле — это жизнь. Сюжеты, закрученные ею, настолько невероятны, что соперничать с ней нет смысла. А вот учиться мастерству у этой гранд-дамы может каждый. Более того, все самые лучшие произведения с начала времен были подсмотрены, списаны, скопированы именно у нее. Однако Жизнь на это не обижается. Она лишь с удовольствием подкидывает новые идеи и сюжеты современным драматургам и режиссерам. А как они распоряжаются этим даром, зависит от их воображения, профессионализма и степени одаренности» (Кристина Романова, газета «Известия Удмуртской республики», 10 апреля 2014 год).

Как мы уже знаем из биографии, Дамир Халимович в театральном деле очень разнообразен. Его творческий путь можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – «Салимзянов – актер».

Свои первые роли на сцене Дамир Салимзянов играет еще в школьные годы. Небольшая роль Жорки Ландыса в спектакле «Завтра была война» до сих пор вспоминается глазовскими зрителями старшего поколения. Затем – Людвиг XIV в постановке «Никто не поверит», Дон Гуан в «Маленьких трагедиях», Граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» и множество других ролей, которые становятся заметным событием в театральной жизни Глазова и Удмуртии. Дамир Салимзянов подходит к роли ответственно, он не спит ночами, определяя сверхзадачу своего персонажа.

За годы учебы он исполняет порядка 15 ролей. Это и эпизодические роли, и массовка, роли второго и третьего планов.

В 2005 году Дамиру Салимзянову присуждают звание Заслуженного артиста Удмуртской Республики.

Второй этап – «Салимзянов – режиссер».

Но все же Салимзянова больше привлекает режиссура. По окончании училища Салимзянову присваивают квалификацию «Режиссер драматического театра» по специальности «Режиссура драмы». Салимзянов вспоминает: «Я был самым молодым слушателем на курсе в театральном училище. Но мне хотелось реализовать свои идеи, построить на сцене свой собственный мир. А теперь в процессе работы этот мир начинает расширяться. Режиссеру важно замечать какие-то детали, образы, которые существуют в реальной жизни. Например, музыканты из уличного оркестра из своих нот сворачивают стаканчики и распивают водку. Потом они снова разворачивают ноты и играют музыку. Этот образ сразу же остался в моей памяти. Главное, чтобы было желание этим заниматься. Искусство не приемлет насилия, это внутренняя потребность каждого человека, решившего связать свою судьбу с театром». Им поставлено более 10 работ, которые преподаватели оценили на «отлично». Дамир Салимзянов говорит: «Я всегда стараюсь быть в диалоге с артистом». Также Салимзянов Д.Х. участвует в спектаклях как актер. Актерская деятельность помогает Салимзянову в своих режиссерских постановках. Благодаря такой двойной работе драматург изнутри чувствует работу актера.

После выпуска из училища Салимзянов работает в Московском областном драматическом театре имени А.Н. Островского до 2003 года. Там драматургом было поставлено немало произведений русской и зарубежной классики.

Из воспоминаний Салимзянова: «Режиссер – это энергия, фантазия и организаторский талант. Это профессия XX века, до того театр существовал, а режиссеров в нем не было. В прошлом веке появились люди, которые сводят все элементы спектакля воедино для достижения некой сверхзадачи. Зритель должен уходить из театра с ощущением праздника, эмоционального подъема, вдохновения к жизни. Кроме того, у режиссера нет рабочего дня. Репетиционный процесс идет в голове круглые сутки, даже во сне. Думаю, то же самое происходит с любым человеком, который к своей работе подходит творчески. Когда у меня случается отпуск, то даже на отдыхе придумываю следующий спектакль или новую пьесу. Поэтому я не люблю отдыхать. И я пока еще не устал от театра». И действительно, случаи круглосуточных репетиций имеют место быть: работа сначала возникает как идея, а потом нещадно захватывает и репетиции идут даже в течение отпуска.

Как режиссер Дамир Халимович ставит около 70 спектаклей в разных российских городах: это Глазов, Москва, Волгоград, Калуга. И все-таки что является самым главным в работе на театральных подмостках для Дамира Салимзянова?

Драматург говорит: «За время бытия на сцене набирается опыт и знания. В театре очень важно взаимопонимание, взаимочувствование между актерами, между актером и режиссером. Актер, выходя на сцену, может не видеть партнера, но действовать синхронно с ним. А это умение достигается после многих лет совместной работы. Актером или режиссером можно быть в любом театре, в любом городе, но чтобы был результат – в процессе работы должна появиться совместная история. В этом смысле мне проще на сцене глазовского театра «Парафраз», поскольку здесь совместная история началась очень давно. А вот в московском театре имени Островского такая совместная история появилась где-то на третий год работы. В Москве было сложно работать психологически: из коллектива, в котором все понимали друг друга с полуслова, я попал в уже сформированную труппу столичных артистов, разговаривающих на другом языке». Из 70-ти спектаклей Салимзянов ставит более 40 в театре «Парафраз», и вот не многие из всех: «Дура, это любовь!», «Панночка», «Околесица», «Собачье счастье», «Торг уместен», «Забавный случай», «Парочка»,«Где-то и около»,«Калека с острова», «Чудовище»,«Допустим, что…», «Короли и капуста», «Дуры мы дуры», «Снежные войны», «Врун из Тридевятого царства», «Сказка о спящем богатыре», «Царевна-Лягушка», «Зеркало для принцессы», «Сон в зимнюю ночь» (По У. Шекспиру)и многие другие.

Сализянов так же является главным режиссером одного из самых смелых и оригинальных театров последних лет – пермской «Сцены-молот». На вопрос «Какое поколение должно возглавлять театр?» Дамир Халимович отвечает: «Молодые, азартные, энергичные. Мне кажется, люди, которых будоражит это направление в искусстве и должны его подхватить. Естественно, если в «Сцену-Молот» придет человек, который захочет ставить Островского с бородами… Не могу себе представить такую ситуацию, но если допустить гипотетически… Ну зачем это? Он поведет в другую сторону. К тому театру, в котором лично ему комфортнее. Нет, конечно, это должны быть молодые наглые ребята, которым интересно провоцировать зрителей: «Посмотрите! Происходит то, чего не должно быть, а мы уже так к этому привыкли, что просто не замечаем!».

Секрета успеха театра Салимзянов Д.Х. не знает, но утверждает, что надо играть лишь то, что вам нравится и не оглядываться на мнения, ведь в любом случае вас будут ругать. Нужно не стоять на месте и просто идти дальше.

Работа главного режиссера Дамиру Салимзянову напоминает работу садовника: «Иной раз смотришь — этот актер много раз сыграл похожие роли, ему для развития нужно зигзаг какой-то дать. И под это подбираешь пьесы. Летом я очень много читаю, высматриваю, где еще кто может проявить себя, засверкать. А так работаем с каждым актером индивидуально».

Салимзянов не думает останавливаться и решает проявить себя в качестве драматурга.

\


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: