Лекция по курсу
«Технологии научных исследований»
тема «Подготовка к исследованию»
1. Общий план выполнения исследовательской работы
2. Выбор темы. Формулировка проблемы и названия работы
3. Определение цели, задач и методов исследования
4. Организация условий
1. Общий план выполнения исследовательской работы
Любая научная работа в области физической культуры и спорта является научно-педагогическим исследованием, имеющем свою логику и структуру деятельности. Эта структура выражается в виде определенной программы (плана) исследовательской работы, состоящей из нескольких этапов. Каждый этап имеет свои самостоятельные задачи, которые часто последовательно, а иногда одновременно, решаются в ходе исследования. Мы предлагаем следующий примерный план выполнения подобного рода работы:
1. Выбор темы исследовательской работы, формулировка проблемы и названия pаботы.
2. Постановка цели и задач.
3. Обоснование темы работы, ее актуальности, теоретической и практической значимости. Hаписание первого варианта введения.
4. Определение сроков работы, примерной продолжительности отдельных этапов, времени ее завершения.
5. Изучение и анализ литературы по теме исследования. Написание литературного обзора.
6. Выбор методов исследования.
7. Определение места и времени проведения исследования, конкретизация контингента. Предварительная договоренность об организации исследования.
8. Подготовка к сбору научного материала (разработка плана беседы, содержания анкеты; составление плана педагогического наблюдения; разработка графика изучения документальных материалов; составление плана организации и проведения эксперимента и т.д.). Апробация выбранных методов исследования.
9. Сбор научного материала.
10. Обработка полученного материала с использованием (при необходимости) методов математического анализа.
11. Анализ и обсуждение результатов проведенного исследования.
Hаписание pаздела «Результаты и их обсуждение».
12. Написание заключения и выводов, редакция ведения.
13. Составление и оформление библиографического аппарата работы.
14. Офоpмление титульного листа, иллюстративного материала и
приложений.
15. Подготовка доклада и демонстрационных материалов к защите.
16. Защита магистерской диссертации.
На основании общего плана составляются планы отдельных этапов: изучение литературы, обобщение опыта, проведение наблюдения, эксперимента и т.д. Первые варианты как общего плана, так и планов отдельных этапов по мере выполнения работы могут быть дополнены или несколько видоизменены.
Следует отметить, что план исследования — это не только формальное административное требование. План является необходимой составной частью научной pаботы, он стимулирует четкое определение целей и задач исследования. План предполагает обоснованный выбор методов исследования, пpедопpеделяет единую логику всей pаботы.
Выбор темы. Формулировка проблемы и названия работы
Педагогические процессы, в том числе в области физического воспитания, по своей природе очень сложны, многообразны и изменчивы. Во всей своей полноте они доступны изучению только науке в целом, поэтому когда слушатель приступает к конкретному методическому или научно-методическому исследованию, он должен четко ограничить свою исследуемую область, выделив ее из какого-либо научного направления определенные явления, отношения и определить их точные границы.
Осуществить это возможно только при условии правильного выбора темы исследования и формулировки его главной проблемы. Два этих момента научного познания тесно связаны между собой, и от точности их определения зависит конечный результат исследования.
При выборе темы диссертационной работы необходимо придерживаться несколько положений.
Во-первых, тему работы не следует искать где-то на стороне, вне своей практической деятельности. Известно, что глубокий интерес к исследованию какого-либо вопроса зарождается, как правило, в процессе практической работы слушателя в качестве организатора учебной или учебно-тренировочной деятельности, при организации учебно-спортивно-воспитательной работе. Естественно, все эти виды деятельности осуществляются при одновременном изучении специальной литературы по интересующему вопросу.
Поэтому тема диссертационной работы должна быть близка и понятна слушателю курсов повышения квалификации.
Во-вторых, избранная тема должна быть актуальной и практически значимой. Актуальность той или иной темы заключается том, что на не должна выпадать из общего контекста современных научных исследований по данной проблеме, и в то же время в ней должна заключаться относительно новая проблема, которую необходимо решать в ходе исследования.
Например, в настоящее время в теории и практике физического воспитания ведется активный поиск средств и методов активизации физкультурной деятельности учащихся общеобразовательных школ. В рамках данного направления существует достаточно много частных проблем, требующих своего разрешения, например, проблема отношения школьников к урокам физической культуры и внеурочным формам физического воспитания в школе.
Часто бывает целесообразно выразить проблему в форме вопросов. В данном случае их можно сформулировать следующим образом: «Почему у большинства школьников, особенно старших классов, наблюдается пассивное отношение к физической культуре?», «Какие основные причины их низкой физкультурно-спортивной активности?», «Что способствовать формированию у учащихся положительно-активного отношения к занятиям физической культурой и спортом?».
Необходимо отметить, что для правильно избранной проблемы характерно не количество поставленных вопросов, а тщательность, глубина их постановки и дальнейшей разработки. Чрезмерно обширная иета не позволит изучить явление во всех его связях, приведет к такому обилию материала, что всесторонне проработать его одному человеку становится просто невозможно.
В-третьих, при выборе темы исследования следует учитывать не только свои личные интересы и склонности, но и индивидуальный уровень теоретической подготовки. Иногда выбор темы и формулировка проблемы представляет длительный процесс ее изучения, поисков, наблюдений, постепенно проясняющих представления об ее истоках, ведущих к расчленению на более частные проблемные вопросы, которые в процессе исследования постепенно получают объяснение. Проблемы научно-методических исследований рождаются из накопленных знаний о незнании, поэтому необходимо выбирать такую по сложности тему, которую под силу будет решить самому слушателю, не снижая, конечно, роли научного руководителя.
Тематика диссертационных работ разрабатывается и ежегодно уточняется кафедрой. По желанию слушателя (и по согласованию с преподавателем) работа может выполняться и на тему, не предусмотренную предложенным списком.
Первоначально выбранная тема в процессе изучения может несколько видоизменяться и уточняться. Важнейшие критерии при выборе темы работы – ее актуальность и хорошая обеспеченность литературными источниками.
Темы доводятся до сведения слушателей в начале обучения. Слушателю предоставляется возможность выбрать тему с учетом своих научно-педагогических интересов и запросов учреждения — места работы. Выбор темы фиксируется, назначается научный руководитель.
Определив тему и проблему исследования, формулируют первый вариант названия работы. В начале исследования дать точную и краткую формулировку названия довольно трудно, поскольку в ходе последующего разностороннего изучения литературы, имеющихся фактов и предположения знания магистранта об интересующей проблеме расширяются и могут возникнуть новые, более удачные названия.
Название – «это визитная карточка работы». Оно должно быть лаконичным и четко отражать смысл исследования. Несоответствие названия содержания работы говорит об отсутствии у автора четкого представления об основной идее, смысле исследования и может в значительной степени затруднить ему последующую работу.
Знание перечисленных положений позволит исследователю правильно определить дальнейший ход исследования, сформулировать его цель и задачи.