Задачи сравнительной культурологии

Вопросы к экзамену.

  1. Задачи и цель сравнительной культурологи

Задачи сравнительной культурологии

Культурология как научная дисциплина является актуальной в современном мире. Культурология в современном социогуманитарном знании находится на пересечении многих наук: культурной и социальной антропологии, социологии, этнологии и семиотики, психологии, истории, философии. Она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой. «Культурный процесс необъясним с точки зрения рас, физических типов, или индивидуального склада ума. Он постижим только с точки зрения самой культуры. Короче говоря, культурный процесс следует трактовать скорее культурологически, чем биологически или психологически»[1] — подчеркивал основатель новой науки — культурологии Л.Уайт. Именно он впервые предложил рассматривать культуру как особый класс явлений, обладающую своей структурой. Бурное развитие культурологического знания на протяжении ХХ века, позволило рассматривать культуру как сложноорганизованное динамичное единство, в основе изменений которого лежат диалектика и трансформация внешних и внутренних факторов.

Аккумуляция в европейской культуре различных традиций, каждая из которых предлагает собственную систему ценностно-нормативных установок, делает необходимым анализ сосуществования противоречивых жизненных позиций, мировоззрений и стереотипов поведения.

Компаративистский анализ культур осуществляется в рамках сравнительной культурологии. Сравнительная культурология — область культурологических исследований, которая занимается:
— историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе их взаимодействия и взаимовлияния;

— установлением закономерностей, обусловливающих их своеобразие и сходство.

Данная отрасль культурологии получила свое развитие в процессе развития кросс-культурных исследований. В сравнительной культурологии осуществляется моделирование конфигураций различных эпох, народов, концессий. Она формирует целостное представление о мировой культуре. Принцип компаративистского анализа, являясь основным для сравнительной культурологии, позволяет выявлять многообразие связей и отношений как внутри изучаемого объекта, так и в его взаимодействии с другими феноменами. Проведение аналогий, выявление сходства и различий культур позволяет сделать вывод о разнообразии и уникальности каждой из культур.

В предметную область сравнительной культурологии включается диахронное и синхронное изучение культур двух или нескольких этносов, наций или цивилизаций, а также установление закономерностей, обусловивших их своеобразие и сходство. Сравнительная культурология раздвигает привычные бинарные структуры исследования древних и современных цивилизаций и предлагает гораздо более сложные «полифонические» структуры и схемы, способствуя преодолению предвзятых стереотипов и пренебрежительных оценок иных культур. В круг изучаемых источников включаются нормы, привычки, ритуалы и обычаи повседневной жизни, художественные, мифологические, политические образы и ценности, другие устойчивые формы культуры, позволяющие воссоздавать менталитет, национальный характер народа. Сравнительная культурология отвечает потребностям динамически развивающегося общества. Социокультурные трансформации ХХ века привели к возникновению ценностной системы, в которой открытость, т.е. готовность общества принимать новое в его непредсказуемом многообразии, стало центральным понятием. Процесс активного развития новых мировоззренческих идей, убеждений и стилей поведения в Западном обществе, оказал серьезное влияние и на другие страны мира. Новый взгляд на мир предполагает идею взаимосвязи и гармонического отношения между людьми различных рас и национальностей, человеком и природой, составляющими целостное единое образование. Возникновение неогуманизма, как нового гуманизма, расширяющего рамки антропоцентрического гуманизма, ставящего в центр мироздания не человека, а биосистему, стало следствием изменений, охвативших мир во второй половине ХХ века. Неогуманистическая этика рассматривает человека как органическую часть мироздания и признает его ответственность перед природой. Неогуманизм призывает человека отказаться от эгоистического индивидуализма потребителя и заменить его заботой о сохраниении и развитии местного сообщества, частью которого он является. Неогуманизм, в отличие от европейского гуманизма, поликультурен и несет в себе опыт всех культур мира. В культуре информационного общества можно выделить черты, которые вызывают необратимые трансформации: смешение стилей; толерантное отношение к неопределенности; акцент на многообразие; принятие инноваций и изменений; вызов традициям; принятие условности реальности. В таких условиях сравнительная культурология позволяет человеку по новому посмотреть на окружающую его реальность.

Основной задачей сравнительной культурологии является выявление базовых универсалий существующих культур, их сравнение и формирование представлений о существующих культурных моделях мира. Культура, в рамках сравнительной культурологии, рассматривается как динамический хаос, сложная упорядочность, имеющая свои принципы развития. Сравнительная культурология содействует преодолению изоляционизма, обособленности, создает условия для дискуссий и партнерских отношений между странами и народами, расширяет диапазон коммуникаций и общения.

  1. Основные подходы и основания типологии культур

Типология культур

Культура затрагивает различные сферы жизнедеятельности и творчества людей. Для более полного и всестороннего анализа данного феномена осуществляется типологическое сравнение.

Типология культур – метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем их группировка с помощью идеальной модели.

Типология культур может производиться по разным принципам:

  • региональная принадлежность. Самое первое разделение культур, которое можно отметить уже в Древней Греции. В процессе развития научного знания данный принцип оставался основным в процессе сравнения (Восток – Запад; цивилизация – варварство; культура – дикость и т.д.);
  • принадлежность к историческому типу общества (традиционная, индустриальная, постиндустриальная, глобальная);
  • хозяйственный уклад (культура охотников, земледельцев, индустриальная);
  • связь с территорией (деревенская, городская; столичная, провинциальная);
  • исторические периоды (культуры Древнего мира, античная, средневековая и т.д.);
  • религиозно-конфессиональные особенности (христианская, буддистская, исламская и т.д.);
  • вид деятельности (политическая, экономическая, художественная);
  • уровень мастерства (элитарная, народная, массовая);
  • специализация (обыденная, ритуальная).

Кроме данной типологии, культуры разделяют на основании ценностно-нормативных систем. В рамках кросс-культурных исследований именно ценности используются для сравнения различных культур. Известный западный культуролог Г. Хофстеде выделял три уровня программ культуры:

  • присущие всему человечеству – общие ценности;
  • характерные для групп локальных культур – национальные ценности;
  • характерные только для отдельной культуры – абсолютно специфические этнические ценности.

К. Клакхон выделил иные три уровня ценностей, которые можно использовать для сравнения:

  • человек и природа, которые определяют фундаментальный взгляд человека на окружающий мир
  • человек – человек. В этой группе К. Клакхон объединил такие признаки как, приоритет группы или индивида; эгоизм или альтруизм; активность – пассивность; независимость – зависимость;
  • о человеке и о природе, содержат общие культурные позиции, такие как уникальное и общее, партикуляризм – универсализм.

Культура с позиций кросс-культурного подхода понимается как универсальный, общечеловеческий целостный феномен, имеющий общие черты: культурные формы, модели, образцы. Системный подход позволил выделить в культуре «культурный центр» — область наибольшей концентрации культурных черт, а также «культурные границы» — места пересечения конкретной культуры с другими, где постепенно нарастают заимствования из соседних культурных ареалов. Культура мыслится как единичное образование, состоящее из элементов, моделей, существующих в определенных контекстах.

Культура как предмет исследования — Виталий Куренной


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: