Цель: подведение итогов занятия.
Время:10 мин.
Участники становятся в круг, делятся впечатлениями от занятия и прощаются друг с другом, используя выразительные жесты.
Заполнение анкет обратной связи.
Занятие 6.
1.Упражнение «Здравствуй, уважаемый!»
Цель:
- настрой на работу, физическое раскрепощение
- повышение концентрации внимания,
- стимулирование спонтанности
Время: 15 мин.
Участники встают в круг.
Ведущий: Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие обращено к вашему соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здравствуй, уважаемый! (называете имя)» и сопроводите это каким-либо жестом (прыжок, поклон, наклон и тд.) Следующий участник также здоровается с соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторяться не должны.
Упражнение «Рисование под музыку»
Цель:
- активизация воображения,
- осознание участниками группы своих психологических особенностей,
- исследование сходств и различий индивидуальных проявлений участников
- интеграция эмоциональных, поведенческих, познавательных компонентов личности,
- снижение уровня тревожности у учащихся в состоянии подготовки к предстоящим экзаменам
- актуализация внутренних ресурсов
Время:1 час 15 мин.
Материалы: различные изобразительные средства, музыкальный центр, музыкальные произведения, передающие различные эмоциональные состояния (Бах, Бетховен. Шнитке, Копланд)
Ведущий включает музыку и предлагает участникам группы создать один или несколько двухмерных или объемных визуальных образов, отражающих связанные с музыкой чувства и ассоциации. В некоторых случаях участники могут сначала прослушать все произведение до конца, а затем переходят к изобразительной работе.
После окончания работы происходит размещение работ в пространстве кабинета и их обсуждение.
Обучение приемам релаксации и снятия напряжения
Цель:
- обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления;
- формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием,
- осознание учащимися своих личностных особенностей
Мы продолжаем на этом занятии знакомиться с приемами и правилами, которые помогут вам с наименьшими усилиями подготовиться к экзаменам и успешно их сдать. Мы продолжаем учиться расслабляться.
Упражнение «Мысленная картина»
Цель: обучение визуализации для достижения нервно-мышечного расслабления.
Время: 10 минут.
Ведущий:
— Сядьте поудобнее, не напрягая мышц. Не скрещивайте руки, ноги или кисти рук. Отдыхайте, дайте вашему телу расслабиться.
— Глубоко вдохните, втягивая воздух постепенно через нос, пока легкие не наполнятся.
— Выдохните плавно, тоже через нос, пока полностью не освободите легкие. Попробуйте делать это ритмично. Не сжимайте и не выдыхайте все разом.
— Начните новый цикл, прислушайтесь к своему дыханию, к тому, как ваши легкие раздуваются, и затем плавно выпускайте воздух. Ваше дыхание похоже на движение волн, мягко набегающих на берег (выдох) и снова откатывающихся назад (вдох). Зримо воображайте в уме волны, их плеск и вкус морской воды, легкое дуновение бриза.
Упражнение «Ресурсные образы»
Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного расслабления.
Время:10 минут.
Ведущий. Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть цветущий луг, берег моря, поляна в лесу, освещенная теплым летним солнцем. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.
Вначале упражнение будет даваться с трудом, поэтому его можно осваивать дома, в тишине, перед сном или перед подъемом, если есть время.
Чтобы не бояться опоздать, выделите себе 20–30 минут (этого времени более чем достаточно) и поставьте будильник, чтобы не думать о времени. По мере освоения техники, усиления образов вы сможете использовать ее в стрессовых ситуациях.
Заключительное упражнение «Прощание в круге»
Цель: подведение итогов занятия.
Время:10 мин.
Участники становятся в круг, делятся впечатлениями от занятия и прощаются друг с другом, используя выразительные жесты.
Заполнение анкет обратной связи.
Занятие 7.