Заключительный период лагерной смены.

Цели вожатого:
-предоставить возможность каждому ребёнку узнать себя через коллектив;
-помочь осмыслить и укрепить навыки, приобретённые в лагере, т. е. увлечь детей перспективой самовоспитания;
-проанализировать достигнутый уровень развития коллектива;
-подготовить детей к отъезду.

Итоговый период- период консолидации (объединения) отношений.
Цель: превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов, корректировка его социального опыта, творческой деятельности.
Задачи:
— организовать деятельность, в которой каждому предоставляется возможность себя через коллектив, свои возможности;
— подготовить детей к отъезду;
— усилить контроль за жизнью и здоровьем детей;
— проанализировать достигнутый уровень коллектива.
В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы и уважения («алый парус», «горящий факел»).
В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне, возрастает самостоятельность детского актива.
Доминирующая цель деятельности: для группы, для отряда, для себя.
В этот период возможна еще одна зона конфликта – «пик усталости».Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома, без родителей. Из этого можно выйти, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагогах и о себе в течение смены.
Показатели сложившегося детского коллектива («горящий факел»):
— успех коллектива в любой деятельности;
— наличие гуманистических отношений между детьми;
— хорошо работающие органы самоуправления;
— активность всех членов коллектива;
— стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;
— общественное мнение действует постоянно.
Основные методы работы педагога:
— убеждение (словом, примером);
— требование (прямое, косвенное);
— поручение (временного характера, постоянные);
— соревнование (в конкурсах, играх);
— игра;
— поощрение;
— коллективная общественно-полезная деятельность;
— убеждение;
— требование

Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребёнок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем, он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены требуется обеспечить позитивную эмоциональную окрашенность заключительных дней смены. Необходимо обратить внимание на профилактику экспрессивных эмоциональных состояний (истерику, слёзы) у детей младшего школьного возраста и подростков с высокой эмоциональной возбудимостью.
В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость чётко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива отбирать содержание, соответствующее потребностям и стремлениям детей, использовать оригинальные, интересные формы работы.
В заключительный период смены можно сделать опору на работу с детским активом как в объединении, так и в лагере. Предоставление участникам свободы для творчества и самовыражения через организацию самоуправления в лагере позволяет возложить ответственность за их действия на самих участников. В содержательно-смысловом плане требуется обеспечить подведение итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов. Для этого ребёнку необходима помощь со стороны педагога в анализе и рефлексии смены. Такая работа организуется во временных детских объединениях в форме огоньков и других диалоговых форм.

Вожатому в этот период необходимо:

1. Усилить внимание и ответственность.

2. Быть внутренне мобилизованным и собранным, внешне — спокойным и уверенным.

3. Иметь четкий план действий, чтобы решить все организационные и воспитательные задачи периода.

В заключительный период может быть проведен ряд массовых и отрядных мероприятий, подвести итоги.

Подведение итогов — это конкретные дела: демонстрация результатов работы кружков, творческие отчеты групп, откровенный разговор по душам о прожитой смене, друг о друге. Кроме того — это специальные дела — прощание с лесом, с речкой, с лагерем, последнее купание, последняя зарядка, последний матч.

Заключительный период включает в себя проведение итоговых сборов отряда, лагеря; проверку того, чему научился, узнал каждый ребенок. Организуются выставки поделок, фотогазет, газет-молний. Проводятся концерты, на которых показываются инсценировки из жизни лагеря. Итоговые линейки посвящаются награждению детей, отличившихся в чем-либо на протяжении всей смены.

В конце смены нередко проводятся творческие дела, направленные на подъем настроения, снятие усталости и напряжения.

Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если вожатые ослабляют требовательность, то ребята пытаются завершить все, что не успели в «свободной» жизни. Поэтому вожатому необходимо помнить следующее:

o работать по намеченному ранее плану;

o стремиться не нарушать режим дня;

o ограничить неорганизованное свободное время детей и подростков;

o стараться организовать коллективные дела, с привлечением каждого ребенка;

o не давать возможности скучать;

o не выпускать из поля зрения ни одного ребенка;

o продумать программу прощального вечера;

o четко планировать каждый рабочий момент.

В «карнавальную» ночь, так называют последнюю ночь в лагере, ни на минуту не оставляйте своих детей, контролируйте ситуацию соберитесь у костра (если это в вашем лагере возможно), вспомните о былом, помечтайте о будущем.

Смена начинается с линейки открытия, а заканчивается линейкой закрытия. На линейке закрытия опускается флаг лагеря, в последний раз исполняется гимн. Здесь происходит вручение наград и грамот наиболее отличившимся в чем-либо воспитанникам. Однако, такое награждение может проходить и в форме торжественного собрания-концерта.

Заключительный период можно считать успешным, если в ходе него и по окончании смены участник:
-испытывает положительные эмоции, удовлетворен своим участием в смене;

-имеет план собственных действий на заключительный период смены и реализует его;

-имеет полученный опыт деятельности и взаимодействия в оформленном виде;

-представляет способы использования полученного опыта в жизни.

Вопросы и задания:

1. Раскройте особенности и воспитательные задачи основного периода лагерной смены.

2. Охарактеризуйте условия организации деятельности в основной период смены

3. Опишите способы реализация программы воспитательной деятельности вожатого в этот период.

4.Перечислите и раскройте эффективные формы работы в основной период.

5.В чем особенности заключительного периода лагерной смены?

6. Проанализируйте работу вожатого по предупреждению и преодолению конфликтов в основной и заключительный периоды.

Песни и музыка из Шаг вперед 5 | Скачать музыку Шаг вперед 5


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: