Занятие 17. работаем над уверенностью в себе

На этом занятии мы

— приобретаем опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения с близкими людьми.

Подготовить для занятия:

— карточки с ситуациями.

Все занятие посвящено анализу ситуаций. На доске или на листах ватмана обязательно зафиксируйте признаки уверенного поведения, советы по поддержке и схему «Я-высказывания». Если не успели что-то разобрать или сделать на предыдущем занятии, обязательно наверстайте упущенное, так как предыдущее занятие было подготовкой к работе с ситуациями.

План занятия

1. Разминка Передай другому 10 мин
2. Поведение в повседневных ситуациях Ролевое проигрывание ситуаций в тройках 20 мин
3. Представление ситуаций в кругу 40 мин
Перерыв 20 мин
4. Анализ поведения в ситуациях неуверенности Отработка навыков уверенного поведения 50 мин
5. Круг. Прощание 5 мин

ХОД РАБОТЫ

1. Передай другому

— Подойдите к какому-либо участнику группы и без слов передайте ему ощущение тепла, поддержки, внимания.

Подойдите к другому участнику и расскажите ему о ситуации, в которой вы были «не на высоте», расскажите о своих чувствах. Выслушайте его рассказ, окажите поддержку.

2. Ролевое проигрывание ситуаций в тройках

— Сейчас вы разобьетесь на тройки и получите карточки с ситуациями. Если в ситуации только две роли, третий человек будет наблюдателем. Он не вмешивается в разыгрывание, а лишь в конце дает обратную связь. Можно поменяться ролями.

Если работа в тройках идет очень быстро, можно дать еще одну карточку, поэтому хорошо иметь несколько экземпляров карточек с ситуациями.

Карточки с ситуациями

• В школьной столовой. Ты опаздываешь на факультатив, но очень хочешь есть. Очередь маленькая, но к мальчику (девочке) впереди тебя подходят и подходят одноклассники, и он(а) пропускает их вперед. Твои действия?

• Ты приходишь на свидание и видишь, что твой мальчик сидит с другой девочкой. Что ты будешь делать?

• Мама не отпускает в поход, а туда идет мальчик, который тебе нравится. Что ты скажешь маме?

• Мальчик с девочкой идут в гости. И вот у самого дома их обрызгал грузовик и запачкал мальчика. Девочка считает, что надо вернуться домой и переодеться, а мальчик полагает, что важнее вовремя прийти в гости.

• Твой друг взял у тебя на время учебник. Завтра зачет, и учебник необходим для подготовки. Ты звонишь другу и просишь срочно вернуть учебник. Друг отвечает, что сейчас быстренько подготовится и принесет. Проходит час — друга нет. Твои действия?

• Твой собеседник очень словоохотлив и никак не закончит разговор, не дает слова вставить, а ты спешишь. (Собеседнику дается инструкция тараторить без умолку.)

• Ты в незнакомой компании. Выбери человека, с чьей помощью ты мог бы сблизиться с остальными.

3. Представление ситуаций в общем кругу

После обсуждения в тройках ситуации разыгрываются и обсуждаются в общем кругу. Спросите ребят, конструктивен ли, по их мнению, найденный выход? Что они чувствовали, когда разыгрывали эту ситуацию? Если ситуация не разрешена, выход ищется совместно, в общем кругу; затем ситуация вновь разыгрывается, после чего группа дает обратную связь тройке.

Перерыв

4. Отработка навыков уверенного поведения

Ведущий предлагает ситуацию, она разыгрывается желающими и затем анализируется всей группой.

Если участники группы предлагают свою, актуальную для них, ситуацию, можно разобрать ее или предложить посвятить одно из занятий разбору реальных ситуаций.

1. Вы со своим мальчиком собрались на спектакль, который очень хотели посмотреть и ждали этого момента. И вот вы при полном параде встречаетесь с ним у входа в театр, и тут выясняется, что:

• он пришел даже раньше вас, но при входе обнаруживается, что забыл билеты;

• он не только опоздал, но еще и забыл билеты;

• вы опоздали, а тут выясняется, что он забыл билеты.

2. Проиграйте эти же ситуации с учетом следующих характеристик действующих лиц:

• девочка не очень уверена в себе, а молодой человек — любимец всех девчонок, немного эгоист;

• девочка — красавица, заводила и лидер в классе, а мальчик — робкий и стеснительный.

3. Мальчик назначил девочке свидание. Девочка опоздала на полчаса. Проиграйте ситуации с учетом следующих характеристик:

• мальчик очень пунктуален и не любит опаздывать;

• мальчик иногда сам опаздывает и именно поэтому не любит, когда кто-то поступает так же;

• мальчик сам регулярно опаздывает, но он вспыльчив и в разных ситуациях может реагировать по-разному на одни и те же слова.

4. Девочка уже сорок минут ждет мальчика. Он появляется очень расстроенный. Как вы поступите, если

• это его первое опоздание;

• он каждый раз опаздывает, потом извиняется, а в следующий раз опаздывает снова;

• изредка он опаздывает, но так надолго — в первый раз.

5.Вы со своим другом (подругой) в магазине. Вы на минуту отвлеклись и видите, что он(а) повздорил с какой-то женщиной. При этом:

• вы подозреваете, что он(а) — зачинщик(ца) ссоры;

• когда подходите поближе, то обнаруживаете, что эта женщина — ваша мама, а друг (подруга) и мама не знакомы между собой;

• по всей видимости, он(а) налетел(а) на эту женщину, и та упала.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию № 1 («опоздал и забыл билеты»).

Обсуждение зависит от того, как будет разыграна ситуация. Спросите у ребят, устраивает ли их предложенный выход; что, по их мнению, чувствуют сейчас герои? Например, в разыгранном варианте девочка обиделась и ушла домой. Что она чувствует, что может сделать, чтобы изменить свое состояние? Мог ли быть иной выход? Спросите, может ли кто-нибудь разыграть другой вариант? Или: девочка так разозлилась на мальчика, что он обиделся, идет и молчит. Спросите ребят, что чувствуют герои, что может сделать каждый из них? Важно обратить внимание подростков на то, что есть моменты, когда можно изменить ситуацию, которая вызывает негативные чувства.

Затем можно обсудить такой момент. Скажите следующее: «Сразу после того, как вы ознакомились с этой ситуацией, какие чувства и мысли возникли у вас по отношению к мальчику? Какие предположения: почему он опоздал и забыл билеты?» Обычно подростки говорят: «разгильдяй», «рассеянный», «не умеет распоряжаться временем», «зачитался». Из называемых причин получается, что действительно сразу можно и обидеться. Спросите, а могли ли быть не зависящие от мальчика причины, так что реального повода для обиды нет (застрял в пробке, в лифте, ему стало плохо, неожиданно возникло срочное дело и т.д.)? Порассуждайте с ребятами на тему о том, в каких случаях действительно есть поводы для обиды, всегда ли надо выяснять причину опоздания. Иногда разыгрывают «попустительский» вариант: «Забыл, опоздал, ну и ерунда! Пошли погуляем». Спросите, насколько искренними, по мнению ребят, были герои? Если они действительно были искренни, то будет ли мальчик, на их взгляд, опаздывать в следующий раз? В чем здесь проблема? В итоге разыграйте вариант, который устроит и группу, и вас. Таких вариантов может быть несколько, главное — чтобы участники увидели, что возможны разные выходы из любой ситуаций, и чтобы у них не создалось ощущения, что выход один или его нет вовсе.

5. Круг. Прощание

Как стать уверенным в себе?! Упражнения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: