Занятие №3. народная музыкальная культура америки.

Коренные американцы были самыми ранними жителями земли, которая сегодня известна как Соединенные Штаты. Первая документация индейской музыки появилась с прибытием европейских исследователей. Музыкальные инструменты и пиктограммы, изображающие музыку и танец, были датированы VII веком.

Начав в 17-м веке, иммигранты из Соединенного Королевства, Ирландии, Испании, Германии и Франции начали прибывать в больших количествах, принося новые музыкальные стили и инструменты. Поэтому, например, многие американские народные песни идентичны британским песням, но в них совсем новая лирика, часто они звучат как пародии на оригинальный материал.

Кроме того, на музыкальную культуру Америки большое влияние оказали Африканские традиции. Предки афроамериканского населения были привезены в Соединенные Штаты в качестве рабов, для работы на плантациях юга страны. Они происходили из сотен различных племен Западной Африки и привезли с собой определенные черты западноафриканской музыки, в том числе вокальную манеру «вопрос — ответ» и комплексно ритмичную музыку, а также синкопированный бит и смещённые акценты. Первые рабы в Соединенных Штатах пели рабочие песни, полевые холлеры, а после христианизации, — гимны. Когда чернокожие начали петь адаптированные версии этих гимнов, их стали называть спиричуэлс.

В итоге, музыкальная культура Америки исторически сложилась на базе трех культурных источников: американского (индейского), европейского (в первую очередь испанского и португальского) и африканского. Из этих трех слагаемых только индейская музыка является автохтонной культурой. Креольская и афроамериканская музыка — сравнительно молодые новообразования, современный облик которых сложился лишь к концу прошлого столетия.

Индейская музыка – наследие коренных народов Америки и Канады. Индейская музыка играет жизненно важную роль в жизни коренного населения. Часто она исполняется в церемониальных целях. Индейская церемониальная музыка происходит от божеств и духов, или от особенно уважаемых людей. Существует вера в то, что люди, имеющие музыкальные таланты, обладают особой силой. Все ритуалы формировались под её влиянием. Каждая песня и танец сообщает о божествах, символах, которые очень важны для племени, деревни, клана, семьи или человека. Причём, Мужчины и женщины играют определенные для пола роли во многих музыкальных действиях. Например, в некоторых обществах даже есть своеобразная таможня, где определенные церемониальные барабаны доверяются только мужчинам. У многих племенных музыкальных культур есть относительный недостаток традиционных женских песен и танцев, особенно в Северо-восточных и Юго-восточных регионах. А племена Западного побережья Северной Америки, наоборот, склоняются к большему выдающемуся положению в женской музыке, со специальными женскими песнями о любви. Женщины также играют жизненную церемониальную роль в Танце солнца и поют во время социальных танцев.

Танец Солнца исполняется и поныне, несмотря на то, что его форма довольно сильно изменилась. По сути, ритуал превратился в церемонию благодарения богов и духов предков, а также церемонию излечения. После того как дерево для основного шеста было срублено (с соблюдением всех церемоний), начинали строить площадку для самого танца. Стоит отметить, что развилка наверху шеста символизировала орлиное гнездо. Орел играет большую роль в Танце солнца, т.к. эта птица является одним из самых священных животных равнинных индейцев. Орел летает высоко, будучи гораздо более близким к небесам существом, нежели человек, поэтому обеспечивает связь между человеком и духами. В дополнение к этому, орел рассматривается как смелое, быстрое, сильное и гордое существо. Он очень далеко видит и знает все. Во время церемонии танцоров зачастую посещают видения орла и его спутника ворона. При этом орел в видениях дарует возможность исцеления страждущих, придавая своим способность лечить болезни. Во время Танца Солнца знахарь может использовать орлиное перо для исцеления, дотрагиваясь по очереди пером до шеста и до пациента, передавая, таким образом, энергию от шеста к больным людям. Главным же в Танце Солнца является буйвол. Согласно преданиям именно дух буйвола научил индейцев, как правильно проводить танец и зачем нужно это делать. Песни, танцы и празднования, посвященные буйволу, обычно сопровождают Танец Солнца. В целом, это животное символизировало жизнь, ведь буйволы нужны были равнинным индейцам для пропитания, одежды, жилья, и даже для большинства предметов быта — от посуды до детских игрушек.

Стили и цели музыки варьируются в каждом индейском племени, но общей для всех остаётся связь музыки с духовным началом.

Музыкальный язык.

Американские эскимосы верили, что песни рождаются и живут, как люди; и они не возникают случайно. Люди похожи на льдины, плывущие здесь и там по течению. Мысли их приводятся в движение общим потоком, когда они чувствуют радость, страх, горе. И мысли сами становятся потоком, который захватывает дыхание, заставляя учащенно биться сердце. И тогда, осознав всю свою малость, мы боимся пользоваться словами. Но тут вдруг случается, что нужные нам слова приходят сами. Когда это происходит, рождается новая песня».

Каждый регион Америки имеет свои особенности, но некоторые общие черты являются наиболее универсальными для индейской традиционной музыки. Особенно это касается отсутствия гармонии и полифонии, хотя много людей поют одновременно.

Пение и удар — самые важные аспекты традиционной индейской музыки. Вокализация принимает много форм, в пределах от соло и хоровой песни к responsorial, унисону и многослойному пению. Но чаще всего американские народные песни исполнялись в унисон, при этом число поющих доходило до 100. Сильная экзальтация при пении приводит к характерному вибрато, к несколько «фальшивому» стилю пения. Подобные звуки у аборигенов выполняли сигнальную, коммуникативную роль, помогали в общении с животными. Вокабулы (или лексически бессмысленные слоги) часто отмечают начало и конец фраз, секций или самих песен.

Удар, особенно барабаны и скрежеты, является общим сопровождением, чтобы сохранять устойчивый ритм для певцов. Традиционная музыка обычно начинается с медленных и устойчивых ударов, которые становятся постепенно быстрее и более решительными, в то время как различные расцветы как барабан и тремоло скрежета, крики и акцентированные образцы добавляют разнообразие и изменения сигнала в работе для певцов и танцоров.

В музыке индейских народов используются 2 пентатонных лада с интервалами (в тонах):
1—1—1-2—1 и 1—1-1-2—1—1 У некоторых народностей встречается также 7-ступенная диатоника, часто с нисходящими мелодическими фигурами.

Очень разнообразен ритм с синкопированными ударами и меняющимися акцентами. Порой он даже не поддается тактированию и нотной записи.

Жанры

Музыкальная культура древних жителей Америки являлась своего рода отражением среды обитания аборигенов и была теснейшим образом связана с условиями существования индейцев. Музыка соответствовала их жизненному циклу — от колыбельной до отпевания, сопровождала религиозные ритуалы и производственную деятельность.

1. Аборигены Америки, как и всякие народы, занимавшиеся скотоводством и земледелием, находились в чрезвычайной зависимости от сил природы: ливни и грозы, продолжительные засухи или наводнения сводили на нет хозяйственные усилия индейца. Отсюда и его чувство бессилия перед стихией, и поиски возможности обращений к высшим силам путем заклинаний.

Общим для всех племен Америки, была выработка обрядов, свято выполнявшихся во имя сил природы. Наиболее характерными были обращения к солнцу, луне, обряды вызывания дождя. Подобные магические действия были почти повсеместно связаны с музыкой. Песнями и танцами сопровождались общественные моления, обращенные к силам природы.

Несколько вариантов таких гимнических песен, посвященных Солнцу, сохранилось до наших дней, но наибольшую известность имеет записанный в начале века перуанским композитором и собирателем фольклора Даниелем Роблесом «Гимн Солнцу», ставший своего рода классическим:

О, сияющий свет!

На всех твоих детей, собравшихся вместе,

Распространи свое сияние.

Ах, чудодейственный свет!

Над всеми твоими детьми царствуй.

Песни-заклинания индейцев хибаро, обращенные к Матери-Земле Нунгуи, по свидетельству финского исследователя Р. Карстена, исполнялись женщинами: «О, Нунгуи, владычица поля! Я взрыхляю землю, я взрыхляю землю. О, Нунгуи, мне помоги, мне помоги! Ты сама, ты сама — не мать ли и мне? Так сделай, чтобы мое поле принесло обильные плоды!»

И по сей день, например, аче-гуаяки Парагвая верят, что женщины их племени своими песнями могут вызвать дождь, который, орошая могилы предков, в свою очередь ускорит их возвращение к жизни.

2. Множество песен аборигенов связано с любимым занятием мужчин большинства племен — охотой. Поэтизация процесса охоты характерна была, например, для аче-гуаяков, сохраняющих до сих пор легенды и песни предков. Согласно исследованиям, проведенным среди аче-гуаяков провинции Каагуасу доктором антропологии Марком Мюнцелем, аче верят, что бессмертие (сначала под землей превращение в муравьеда, который сквозь стволы деревьев поднимется на землю и здесь снова воплотится в животное) может быть обеспечено лишь в том случае, если женщина, ожидающая ребенка, будет есть мясо, добытое на охоте. Таким образом, по понятиям аче, охота — это сакральное действо, которое может обеспечить будущему ребенку возможность обрести вечное существование. Именно поэтому даже сегодня, когда охота на территории современного расселения практически запрещена, аче сохраняют память о своем любимом занятии, складывая песни:

Во времена, когда аче я был,

Настигал больших зверей

Стрелою своей.

Зверей-одиночек бил,

Когда аче я был.

3. Женщины же складывают песни — «плачи», называемые xenga, в отличие от мужских охотничьих — рге, которым свойственны перечисления умерших предков, подробные рассказы об их прошлой и нынешней жизни. Белые люди, заставив аче уйти из лесов, запретив охоту и оторвав членов племени от деревьев и животных, в которых превратились их предки, прерывали тем самым естественный цикл человек — природа — человек, и сегодняшние аче «ноют»:

Мы, что были аче,

Не появляемся уже никогда

Среди деревьев сельвы…

Теперь

Среди деревьев сельвы

Не добудем мы жизни уже никогда.

Теперь

Те, что отцами нам были,

Чудесными муравьедами стали,

Далеко впопыхах оставлены были.

4. Мелодии-кличи, как и у других народов мира, не имеют словесного текста, а распеваются на слоги. Эти традиции сложились в первую очередь в тех племенах, где население занималось скотоводством. Несмотря на регистрово-динамическое сходство голосовых сигналов, музыкальная интонация их существенно отличает мелодии-кличи от всех прочих возгласов.

Цели мелодий-кличей можно определить как коммуникативные (в случае пребывания в лесу, в горах), пастушеские (при выгоне стада и при его возвращении), охранные (для отпугивания диких зверей) и др. По свидетельству сегодняшних жителей парагвайской сельвы, мелодии-кличи древних используются и поныне в крестьянском быту, в среде лесорубов и охотников.

Такие функции выполняло и звучание какого-либо предмета — куска дерева, по которому аборигены ударяли другим куском, удара камня о камень, тростниковых пастушеских флейт и т. д. Так, выходя на охоту, углубляясь в лес, многие индейцы сопровождали свое передвижение грохотом барабанов, гонгов, звуками духовых инструментов.

5. Коренной житель Америки не отделял себя от природы, а тем более не противопоставлял себя ей. Песни — «разговоры» с деревьями, животными, песни, в текстах которых проводятся параллели между чертами любимых и красотами окружающего мира, имели практически повсеместное распространение среди аборигенных племен. Часто возлюбленные, просто молодые люди сравнивались в песнях с животными, красивыми и смелыми по их представлениям, например с тапирами (девушки), дикими кабанами (мужчины). Белых же пришельцев всегда сравнивали с хищными животными, бесполезными и злобными (например, в сохранившихся до сегодняшнего дня песнях гуарани, уже в значительной степени приобщенных к западной цивилизации, белые выступают всегда в образе ягуаров — вечных врагов их народа).

Прекрасная луна

Поднялась над лесом

И движется, блистая,

Посреди неба.

Там она остается,

Озаряя лучами

И равнину, и лес.

Нежный веет ветерок,

И все кругом благоухает.

6. Музыка коренных народов Америки охватывает и светскую, и священную традиции. Священная связана с мировоззренческими понятиями, такими как жизнь духа, происхождение элементов на Земле.

Верования индейцев были пронизаны анимистическими представлениями. У более развитых племён существовала богатая мифология; из сонма духов природы были выделены верховные духи, которым приписывалось управление миром и судьбами людей. В культовой практике господствовал шаманизм.

Бродвей. История в лицах и танцах. 3 серия. Золотой век Голливуда и Великая депрессия


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: