Занятие с элементами тренинга для подростков

По теме: «Барьеры общения»

Цели:

1. Дать учащимся представление о вербальных барьерах общения.

2. Продолжать изучение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций посредством активного стиля общения.

3. Способствовать расширению социального опыта общения, самовыражению в большой группе людей, снятию барьера стеснительности, психологической зажатости.

4. Способствовать дальнейшему сплочению группы.

ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ОДИНОКИ,

ЕСЛИ ВМЕСТО МОСТОВ, ОНИ СТРОЯТ СТЕНЫ.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Снежный ком».

Цель упражнения: сплочение группы, создание доброжелательной атмосферы в группе.

Участники группы стоят в кругу. Выбирается водящий, который называет свое имя. Сосед справа называет имя водящего и свое. Таким образом, каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него, и свое имя. По завершению круга игру можно повторить в обратном направлении.

Участники сидят по кругу. Ведущий передает мяч сидящему слева со словами:

— Я уверен, у тебя все получится!

Сидящий слева должен поблагодарить и сказать ту же фразу следующему игроку, глядя ему в глаза. Игра продолжается пока мяч не побывает у всех участников.

Разминка.

Упражнение «Раздели мою радость со мной!»

— Мы начинаем нашу работу с упражнения «Раздели мою радость со мной». Вам необходимо поприветствовать всех, начиная диалог словами: «Здравствуй, раздели мою радость со мной…» Вам нужно рассказать о своей радости. Постарайтесь вспомнить что-то из последних событий, которые были вам приятны и радостны. Например, «Здравствуй, Макс, я хочу тебе сказать, что мне удалось помириться со своим очень хорошим другом».

Рефлексия

— Как вы себя чувствуете?

(Упражнение поможет раскрепоститься, настроиться на внимательное отношение друг к другу).

Основная часть.

— Напомню правила работы группы:

o доверительный стиль общения;

o общение по принципу «здесь и теперь» (во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит в группе);

o искренность в общении (открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других и к самому себе);

o конфиденциальность (все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы);

o «Правило одного».

Игра «Разожми кулак».

— Разбейтесь на пары. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями.

Рефлексия

— Какие методы применялись? (уговоры, просьбы, хитрость).

Развлекалка.

( Развлекалки вносят разнообразие в работу группы, позволяют отдохнуть от интенсивной нагрузки занятий и доставляют удовольствие. Они вызывают смех, способствуют сплочению группы, что иногда трудно сделать с помощью обычного общения).

Упражнение «Пересадки».

Участники садятся по кругу, руководитель стоит в центре круга.

— Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Правило игры: ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру.

Рефлексия

— Как вы себя чувствуете?

— Как ваше настроение сейчас?

Работа по теме.

— Прочитайте эпиграф к нашему занятию, как вы его понимаете?

Обсуждая ответы участников, психолог подводит их к пониманию барьеров («стен») в общении.

Психолог напоминает участникам значение контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми.

Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.

— Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе». Выбираются два участника.

-Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения:

— с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»

— с угрозы;

— с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать),

— с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту),

— с обобщения (ты такой же бестолковый, как все новенькие);

не обращать внимания (он не достоин моего внимания).

Возможные способы решения конфликтной ситуации:

o Выслушать спокойно все претензии партнера

o Не реагировать на агрессивность: сдерживать свои эмоции и постараться переключить разговор на другую тему (сказать что-то доброе, неожиданное, веселое)

o Постараться заставить говорить партнера конкретно и без отрицательных эмоций

o Извиниться, если в чем-то действительно не прав

Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации

Рефлексия

— Можно ли было не доводить дело до конфликта?

— Какие правила были использованы?

Какова цель решения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Если такое решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС. Самый лучший выход — СОТРУДНИЧЕСТВО. Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.

— Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении?

Домашнее задание

— Попытайтесь до следующего занятия зафиксировать хотя бы одну ситуацию, когда вам удалось предотвратить конфликт. Старайтесь в таких ситуациях использовать известные вам приемы.

Релаксация.

Способствует общему расслаблению организма.

Ритуал прощания.

Участники стоят в кругу.

— Постарайтесь вспомнить все негативное, что произошло за последнее время, мысленно сложите все это на свою правую ладонь. Теперь сложите ладони друг на друга в центре круга, и по моему сигналу мы все «выбросим». (Участники одновременно взмахивают руками, имитируя бросок).

тренинг для подростков \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: