Здоровье и болезнь. факторы риска в дошкольном возрасте. группы здоровья детей. оздоровление часто болеющих детей в семье и доу.

Здоровье- естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов. Вообще понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Болезнь, процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека — снижением на время болезни его трудоспособности.

Существуют следующие группы здоровья детей – группы риска:

Группа здоровья I – угрожаемые по частым острым респираторным заболеваниям на 1 году жизни.

Факторы риска:

— Отягощенность генеалогического анамнеза аллергическими, бронхолегочными, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

-Отягощенность биологического анамнеза — токсикозы беременности, угроза выкидыша, нефропатия, заболевания матери в период беременности, многоплодная беременность, переношенность, недоношенность, крупный плод, внутриутробная гипоксия, внутриутробная гипотрофия, заболевания в период новорожденности: тяжелые ОРЗ, пневмония, инфекционно-воспалительные заболевания, сепсис, тяжелые желудочно-кишечные заболевания

Группа здоровья II. Дети в возрасте старше 1 года, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, без функциональных отклонений !организма

Факторы риска: Te же, что для детей I группы, а также:

— частые острые респираторные и другие заболевания на 1 году жизни;

— ранний (до 3 мес.) перевод на искусственное вскармливание;

— нарушения в уходе и воспитании, в режиме дня, питании, несистематическое физическое воспитание и закаливание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, несоблюдение основных санитарно-гигиенических правил;

— рахит, перенесенный на 1 году жизни;

— наличие среди взрослых и старших детей, окружающих ребенка дома, хронических очаговых рецидивирующих заболеваний.

Группа здоровья III. Дети старше 1 года, часто болеющие ОРЗ, с функциональными отклонениями организма, в том числе:

а) аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам, экссудативно-катаральному диатезу.

Факторы риска: Te же, что и для детей II группы, а также:

— нарушение {рационального вскармливания;

— нарушение сроков профилактических {прививок, атипичные реакции на профилактические {прививки;

— воздействие аллергенов (лекарственных, пищевых и других).

б) гипертрофия миндалин I-II, II степени, аденоиды I ст., искривление носовой перегородки без нарушения носового дыхания

Факторы риска: Те же, что и для детей II группы, а также:

— анатомо-физиологические особенности ЛОР-органов и органов дыхания;

— нарушения прикуса

в) отклонения в физическом |и нервно-психическом развитии

Факторы риска: Те же, что и для детей II группы, а также:

— внутриутробная гипотрофия;

— низкая или высокая масса тела при рождении;

— нерациональное вскармливание и питание;

— нарушение обмена веществ

г) перинатальная энцефалопатия на 1 году жизни с синдромами:

— повышение нервно-рефлекторной возбудимости;

— гипертенэионно-гидроцефальный синдром;

— синдром недостаточной двигательной активности;

— невротические реакции

Факторы риска: Те же, что и для детей II группы, а также:

— родовая травма;

— нарушения режима дня;

— неправильный воспитательный подход;

— наличие вредных привычек

Основной контингент детей раннего и дошкольного возраста составляют дети второй группы здоровья — группы риска, не имеющие хронических заболеваний, но с функциональными отклонениями, часто болеющие (от 4-х и более раз в течение года), а также дети в период реконвалесценции после некоторых острых заболеваний.

Этот контингент детей в дошкольных учреждениях обусловливает высокий уровень заболеваний, в структуре которых основное место занимают острые респираторные инфекции.

Дети второй группы здоровья заслуживают пристального внимания врача-педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, обладают наибольшей эффективностью по предупреждению формированиях у них хронической патологии.

Лечебно-оздоровительная работа с детьми второй группы здоровья проводится в детской поликлинике, непосредственно в организованных коллективах, в условиях семьи.

Рекомендации — профилактические, специальные оздоровительные, лечебные с назначением медикаментозных препаратов — даются участковым педиатром, врачами-специалистами и вносятся в первичную выписку, передаваемую в дошкольное учреждение, а также в справку после острого заболевания ребенка.

Врач дошкольного учреждения после проведения углубленного осмотра составляет план оздоровления детей групп риска на текущий год с учетом рекомендаций участкового педиатра и врачей-специалистов. В план оздоровления входят: определение сроков наблюдения ребенка педиатром и врачами-специалистами, сроков лабораторных исследований и комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Ряд назначений должен быть рекомендован родителям и выполняться в домашних условиях: индивидуальное питание — фрукты, овощи, натуральные соки; общие ванны; специальное закаливание; общий массаж, дыхательная гимнастика; физические упражнения (коньки, лыжи, санки, туризм, плавание и др.); прием лекарственных препаратов; смазывание зева, ингаляции.

По окончании года наблюдения в истории развития пишется этапный эпикриз о результатах проведенного оздоровления или лечения и оценивается эффективность оздоровления.

В основе оздоровительной работы с детьми групп риска лежат щадящий режим в дошкольном учреждении и дома и лечебные мероприятия, проводимые в детской поликлинике, дошкольном учреждении и в домашних условиях.

КАК СТАТЬ ЗДОРОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: