Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером в школе.

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы:
— удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди),
— воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19- 210С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
— освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),
— контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),
— чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),
— эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)
— грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).

2. Систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения

.
3. Тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.

4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).

5. Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Очень интересными, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность, где не обойтись без использования ИКТ.)

Инструкция по охране труда
при работе на персональном компьютере и видеодисплейных терминалах

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция разработана для работников, занятых эксплуатацией ПЭВМ и ВДТ, работа которых связана с приемом и вводом информации, наблюдением и корректировкой решаемых задач по готовым программам; программистов, занятых на ПЭВМ и ВДТ разработкой, проверкой, отладкой программ; работников, выполняющих профилактические и ремонтные работы, устанавливающих причины сбоев, работающих со схемами и другой техдокументацией; пользователей ПЭВМ и ВДТ, совмещающих работу на ПЭВМ и ВДТ с основной работой и занятыми работой с ПЭВМ менее половины своего рабочего времени.
1.2. Работа на персональном компьютере относится к категории работ, связанных с опасными и вредными условиями труда. В процессе труда на ПЭВМ на работника возможно действие следующих опасных и вредных производственных факторов:
физические:
-повышенные уровни электромагнитного излучения;
-повышенные уровни ультрафиолетового излучения;
-повышенный уровень статического электричества;
-повышенное содержание положительных аэроионов в воздухе рабочей зоны;
-пониженное содержание отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны;
-повышенный уровень прямой блесткости;
-повышенный уровень отраженной блесткости;
-повышенный уровень ослепленности;
-неравномерность распределения яркости в поле зрения;
-повышенная яркость светового изображения;
-повышенный уровень пульсации светового потока;
-повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
психофизиологические:
-напряжение зрения;
-напряжение внимания;
-интеллектуальные нагрузки;
-эмоциональные нагрузки;
-монотонность труда.
1.3. К работам на персональном компьютере допускаются:
-лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательный при приеме на работу и ежегодные медицинские освидетельствования на предмет пригодности для работы на ЭВМ, ПЭВМ и прошедшие:
-вводный инструктаж по охране труда;
-проверку знаний, в том числе по электробезопасности с присвоением 1-й квалификационной группы по электробезопасности;
-инструктаж по охране труда на конкретном рабочем месте по данной инструкции.
1.4. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы на персональном компьютере работник обязан:
-осмотреть и привести в порядок рабочее место;
-отрегулировать освещенность на рабочем месте, убедиться в достаточности освещенности, отсутствии отражений на экране, отсутствии встречного светового потока;
-проверить правильность подключения оборудования в электросеть;
-убедиться в отсутствии дискет в дисководах персонального компьютера;
проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, положения оборудования, угла наклона экрана, положение клавиатуры и, при необходимости, произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.
2.2. При включении компьютера необходимо соблюдать следующую последовательность включения оборудования:
-включить блок бесперебойного питания;
-включить периферийные устройства (принтер, монитор, сканер и др.);
-включить системный блок.
2.3. Работнику запрещается приступать к работе при обнаружении неисправности оборудования;

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При работе необходимо:
-в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место;
-держать открытыми все вентиляционные отверстия устройств;
-при необходимости прекращения работы на некоторое время корректно закрыть все активные задачи;
-отключать питание только в том случае, если во время перерыва в работе на компьютере необходимо находиться в непосредственной близости от видеотерминала (менее 2 метров), в противном случае питание разрешается не отключать;
-выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха;
-соблюдать правила эксплуатации вычислительной техники в соответствии с инструкциями по эксплуатации;
-соблюдать установленные режимом рабочего времени регламентированные перерывы в работе и выполнять в физкультпаузах и физкультминутках рекомендованные упражнения для глаз, шеи, рук, туловища, ног;
-соблюдать расстояние от глаз до экрана в пределах 60 — 80 см.
3.2. Во время работы запрещается:
-касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры;
-прикасаться к задней панели системного блока при включенном питании;
-переключение разъемов интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
-загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;
-допускать захламленность рабочего места бумагой в целях недопущения накапливания органической пыли;
-производить отключение питания во время выполнения активной задачи;
-производить частые переключения питания;
-допускать попадание влаги на поверхность системного блока , монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и др. устройств;
-включать сильноохлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование;
-производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Работник обязан:
-немедленно сообщить руководителю подразделения о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был;
-оказать пострадавшему при несчастном случае первую доврачебную помощь , помочь доставить его в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение или, при необходимости, вызвать медицинских работников на место происшествия.
-во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю и представителю отдела ИТ;
-при обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно освободить его от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскую помощь;
-при любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно вызвать представителя отдела ИТ ;
-в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости — невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю и обратиться к врачу;
-при возгорании оборудования, отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, вызвать пожарную команду и сообщить о происшествии руководителю и представителю отдела ИТ.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работ необходимо соблюдать следующую последовательность выключения вычислительной техники:
-произвести закрытие всех активных задач;
-убедиться, что в дисководах нет дискет;
-выключить питание системного блока (процессора);
-выключить питание всех периферийных устройств;
-отключить блок бесперебойного питания питания.
5.2. По окончании работ необходимо осмотреть и привести в порядок рабочее место.
5.3. Обо всех недостатках возникших во время выполнения работ сообщить системному администратору.

Правила работы за компьютером


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: