Жетонная система вознаграждения

Мы понимаем, что вам может быть трудно разложить по полочкам все сведения и методы, изложенные в предыдущих главах, и решить, каким образом приложить их к работе над выбранным вами конкретным навыком. В таких случаях часто помогает рассмотрение реальной учебной ситуации. Поэтому сейчас мы познакомимся с семьей Харрисонов, чтобы посмотреть, как они учат своего сына определять времяи как они пользуются жетонной системой вознаграждения.

Умение определять по часам время Наконец, настал этот день. В течение двух недель Брайан копил жетоны на покупку модели самолета класса «люкс» в магазине Neville’s Hobby Shop. Мистер Харрисон вспомнил время, когда они с Брайаном решили внести его в список возможных вознаграждений. Кажется, он совсем недавно впервые решился испробовать у себя дома жетонную систему… Несколько недель назад Обед закончен, посуда вымыта. Это сигнал к началу вечернего урока. Сейчас Брайан учится определять время. Мистер Харрисон взял свои обычные учебные пособия — игрушечные часы, две контрольные карточки с восемью строчками для отметок и карандаш. Но сегодня к ним добавятся новые материалы — две красные фишки от игры в покер, которые Брайан может заработать после заполнения карточек. Заработав эти жетончики, он сумеет обменять их либо на вторую порцию десерта, либо на стакан сока. Начинайте урок с вопросов, ответы на которые ребенок знает очень хорошо, и для начала предоставляйте ему простой выбор наград. — Ну, Брайан, похоже, ты готов начать. Посмотрим, сможешь ли ты заполнить карточку. Ты готов? — Да. — Хорошо, который час показывают часы? — Восемь часов. — Есть, сын! Вот твоя первая галочка. Поначалу обменивайте галочки на жетоны и жетоны на награды немедленно. Мистер Харрисон поставил в первую строчку карточку-галочку и продолжил проверку знаний Брайана, спрашивая его о том, что он должен был знать. Через 10 минут первая контрольная карточка была заполнена. — Очень хорошо, Брайан. Ты потрудился на славу и заполнил всю первую карточку. Если ты дашь мне карточку, я тебе дам жетон. Видя, что Брайан колеблется, папа подсказывает ему, что нужно обменять контрольную карточку на жетон. Объясняйте смысл жетонной системы просто. Мистер Харрисон объяснил: —Это твой жетончик. Он как монетка, и ты можешь купить на него какое-нибудь угощение. Ты хочешь купить стакан сока или вторую порцию десерта? — А можно и то и другое? — Пока нет. Смотри, каждое угощение стоит один жетон. Поэтому сейчас ты можешь купить только одно. Позже, если мы продолжим нашу работу, ты сможешь заработать еще один жетончик и купитьсебе что-нибудь еще. — Хорошо, тогда сок. — Договорились, Брайан. Дай мне твой жетончик, а я дам тебе стакан сока. Таким образом, они совершили еще один обмен. Брайан выпил сок с удовольствием, и мистер Харрисон почувствовал облегчение — его первая попытка использовать жетончики увенчалась успехом. Придерживайтесь установленных вами правил. После сока мистер Харрисон напомнил Брайану о второй порции десерта и спросил, хочет ли тот поработать за второй жетон. Они решили, что продолжат занятия, и через несколько минут, после более трудных вопросов, Брайан заработал второй жетон, который он обменял на шоколадный пудинг. Продолжайте хвалить ребенка за хорошо выполненную работу и за заработанные жетончики. Папа похвалил Брайана за прилежную работу и за то, что он заработал еще один жетончик. На этом их урок закончился, и оба — папа и сын — были удовлетворены, что закончился он маленькой победой.

Воодушевленный тем, что у Брайана быстро проснулось желание зарабатывать жетоны, мистер Харрисон решил, что он сможет пользоваться ими в течение дня как средством мотивации к освоению многих других навыков. Вместе с миссис Харрисон и Брайаном он составил список повседневных обязанностей Брайана. Эти обязанности Брайан заведомо был в состоянии выполнить, но все же тут существовала одна загвоздка. Брайану нужно постоянно напоминать о необходимости сделать ту или иную работу. Поэтому, постановив, сколько жетонов будет выдаваться за каждое из перечисленных в списке дел, они добавили еще одну колонку. В этой колонке они обозначили размер премии, которую Брайан получит, если выполнит соответствующую работу без напоминаний.

_______КОЛИЧЕСТВО ЖЕТОНОВ____________________

______РАБОТА С напоминанием Без напоминания________

Застелить утром постель 2 3

Положить в раковину 1 2

тарелки после завтрака

Собрать материалы на 1 2

весь день

Накрыть на стол перед 2 3

обедом

Вечерний урок 2 2

_____ИТОГО__________________________________8_______________________12_____________

Мистер и миссис Харрисон внимательно просмотрели получившуюся таблицу вместе с Брайаном. Они знали наверняка, что необходимыми навыками он овладел. Совсем недавно им удалось научить Брайана стелить постель и накрывать на стол без посторонней помощи. Родители удостоверились, что ему понятно, как определяется стоимость всех видов работ в жетонах, и ясно, как заработать премиальные («Ты должен это сделать сам»). Таблицу повесили Брайану на стену так, чтобы она была на виду.

Теперь им предстояло сделать следующий шаг — составить список призов. Как и раньше, для того чтобы выяснить, что, по мнению Брайана, «было бы здорово» получить или сделать, собрались всей семьей. Немного поторговавшись относительно призов, впрочем, вполне дружески, немного разочаровавшись (поход на большую арену стадиона просто немного откладывается), Брайан получил еще одну настенную таблицу, которая представляла собой следующее:

НАГРАДА ЦЕНА

0,5 часа перед ТВ 4

Лишняя порция десерта 5

Игра в мяч с папой 8

Боулинг — одна партия 25

Поездка в закусочную за гамбургерами 30

Поход в кино 50

Модель самолета класса «люкс» 70

Обратите внимание на то, как заранее была определена жетонная система: какие виды работы были включены и сколько жетончиков можно заработать за выполнение каждого из них. Затем были оговорены «цены» призов. Харрисоны не возвращались больше к спорам о них. Некоторые призы можно заработать в течение дня, а на другие придется копить жетончики не один день (или неделю).

Работоспособная жетонная система четко определяет все правила, так что решение, зарабатывать или не зарабатывать жетоны, остается за ребенком. Конечно, успех вашей жетонной системы будет зависеть и от того, насколько выбранные призы для него желанны. Поэтому старайтесь, чтобы ребенок всегда принимал участие во всех обсуждениях, как это было у Харрисонов.

Введение жетонной системы в вашей семье потребует некоторого времени, и, по всей вероятности, дело не пойдет так гладко, как у Харрисонов, по крайней мере с самого начала. Но если вы будете настойчиво проводить в жизнь программу использования жетонов, в результате, польза от этого будет огромной.

Вопросы и ответы, касающиеся жетонной системы вознаграждения

Система Вознаграждения NL. Основные моменты, которые надо понять. Евгений Белозеров


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: