Зло, происходящее от бид’а

Абу Ахмад

Несколько слов о нововведениях

(бидаа)

Были использованы фатвы и работы ученых Ислама, таких как Мухаммад Насиру-д-Дин Аль-Албани, Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин, Мухаммад Салих Аль-Мунаджид, Али Хасан Ат-Тимими и других

Предисловие

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, у Которого мы ищем помощи и убежища от зла в наших душах и в наших делах! Тот, кого наставит Аллах — не будет сбит в заблуждение, того, кого собьет Аллах — никто не наставит! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, нет Ему сотоварища! И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник, да благословит Аллах его и его семейство, и его сподвижников, и тех, кто последовал в праведности вплоть до Судного Дня, и ниспошлет мир!

Аллах Всевышний сказал в Своей Книге: Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией. (Коран, 5: 3)

Казалось бы одного этого аята достаточно, чтобы остановить всякого человека, который измышляет нововведения и вносит их в религию. Однако, мы видим сегодня множество людей, которые измышляют нововведения сами или следуют новшествам других. Мы далеки от мысли, чтобы считать всех этих людей лицемерами и лжецами, которые хотят исказить чистую религию Аллаха своим новаторством. Поэтому мы считаем необходимым, изложить все известные нам доводы по вопросу нововведений, чтобы у ознакомившегося с ними мусульманина не оставалось сомнений в их великом вреде и зле. Нет сомнения, что религия нашего Господа, Владыки миров — велика, познания о ней — обширны, и утверждать, что мы рассмотрели все соответствующие доводы, было бы нелепым. Однако мы убеждены, что приведенных доказательств — достаточно для всякого искреннего мусульманина, что касается иных, то Аллах ведь не ведет прямо людей неправедных! (Коран, 2: 258)

И мы просим Аллаха, Всевышнего, принять нашу работу как стремление угодить Ему, и принести ею пользу искренним рабам Его!

И далее:

Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) неоднократно повторял в своих хутбах (проповедях): …лучшая речь — Книга Аллаха, и лучшее руководство (худа) — руководство Мухаммада. Самые дурные из вещей — нововведения (бид’а), и всякое нововведение — заблуждение, и всякое заблуждение — в Огонь. (Передал Ан-Ниса’и в Ас-Сунан, Салят Аль-‘Идайн, Баб кейфа Аль-Хутба, 1560. Сообщения с тем же самым смыслом были переданы через Джабира — Ахмадом, через Аль-‘Ирбада ибн Сарийа — Абу Даудом и через Ибн Мас’уда — Ибн Маджа).

Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: Кто бы не внес нововведения в это наше дело (Ислам), это будет отвергнуто. (Передал Муслим, 3242).

И в другом хадисе: Кто бы не внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое — не часть его, это будет отвергнуто. (Передали Аль-Бухари, 2550, см. также Фатху-ль-Бари, 2697; Муслим, 1718).

И согласно другому сообщению: Кто бы ни делал что-либо, что не является частью этого нашего дела, это будет отвергнуто. (Передал Муслим, 3243).

Ибн Раджаб Аль-Ханбали (да помилует его Аллах) сказал:
Этот хадис представляет один из наиболее важных принципов в Исламе. Он подобен мерилу, по которому оценивается внешняя сторона действий. Также как хадис: …дела — по намерениям — является мерилом, по которому оценивается внутреннее содержание действий. Также как всякое дело, совершаемое не ради Аллаха, не приносит никакой награды для совершающего его, так и всякое дело, не соответствующее пути Аллаха и Его посланника — будет отвергнуто и отброшено тому, кто совершает его. Кто бы не вносил нововведения в религии и совершал вещи, на которые Аллах и Его посланник не дали дозволения, оно — вообще не из религии. (Джами’ Аль-‘Улюм уа-ль-Хукам, 1/180).

Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал:
Этот хадис — один из важнейших, основных принципов Ислама, одно из наиболее кратких и многозначных высказываний Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Он (т.е. хадис: Кто бы не внес нововведение…) ясно устанавливает, что все новшества и нововведения будут отвергнуты. Второе сообщение (т.е. Кто бы ни делал что-либо…) добавляет другую идею, состоящую в том, что некоторые из последовавших нововведениям других, могут заупрямиться, когда им представят в доказательство первое сообщение, гласящее: Кто бы не внес нововведения…. Они могут сказать: Я не вношу нововведения. В этом случае, в качестве довода может быть предоставлено второе сообщение: Кто бы ни делал…. Оно ясно указывает, что все нововведения будут отвергнуты, (вне зависимости от того) вносит ли их сам человек, или последовал за тем, кто привносит их… Этот хадис — из тех, которые должны быть заучены сердцем и использоваться для осуждения злых деяний, и распространяться, как доказательство так, чтобы все люди могли извлечь пользу из него. (Шарх Муслим, 12/16).

Таким образом, поклонение раба будет принято его Господом, если выполнены два условия:
1. деяние совершается искренне, только ради Лика Аллаха, Великого и Щедрого.
2. деяние является правильным по форме, и оно не будет правильным, если не соответствует Сунне.
(см. Худжжа Ан-Набт, с. 100, Мухаммад Насиру-д-Дин Аль-Албани).

И всякое деяние поклонения, не отвечающее этим условиям — будет отвергнуто. Только Владыка миров вправе указывать Своим рабам как они должны поклоняться Ему. И у Аллаха мы ищем убежища от зла в нас самих и наших делах!

В рамках этой статьи мы ограничимся анализом второго условия принятия дел, и факторов его нарушающих.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что нам считать нововведением? Большинство ученых Ислама, опираясь на источники религии, выводят определение, которое можно изложить следующим образом:

Новоизобретенный путь в религии, в вероубеждениях, речах и делах, в подражание шари’ату, посредством которого ищут приближения к Аллаху, не подтвержденный каким-либо достоверным доказательством и не известный во времена Пророка и его сподвижников, ни по своей сути, ни по описанию, ни по форме, в которой его практикуют. (см. Аль-И’тисам, 1/231, Аш-Шатиби).

Совершенно очевидно, что это определение не относится к мирским изобретениям, таким как автомобили, стиральные машины, холодильники и т.п. Потому что эти изобретения не являются средствами приближения к Аллаху и подражанием шари’ату, т.е. не относятся к сфере поклонения (ибадат).

Шейх Аль-Албани сказал: Поистине, бид’а, которое шари’ат объявил заблуждением, это все, что не соответствует Сунне, из действий, высказываний или убеждений, даже если это проистекает из иджтихада. (Ахкам Аль-Джана’из, с. 242)

Нововведения по объекту, который они затрагивают, разделяются на два типа:

1. В вопросах веры, ведущие к заблуждению и убытку.
Сторонники отклонившихся групп — 72 секты, о которых Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал, что они будут в Огне. Мы не будем, в данный момент, детально останавливаться на них, но тот, кто придерживается Сунны и джама’а и сторонится основ и ответвлений этих нововведений, будет в спасенной группе, по воле Аллаха.

2. В деяниях, двух видов:
а) Нововведение, которое известно всем, и ученым, и простым людям, как бид’а: запрещенное или не одобряемое.
б) Нововведение, которое большинство людей считает — актом поклонения и средством приближения к Аллаху и, что оно — Сунна.

То, что относится к бид’а, источники нововведений и те принципы шариата,
на которые они посягают.

1) деяния, которые нарушают предписание Законодателя совершить акт в определенной форме, в определенное время или в определенном месте. (Примеры такого предписания — пост в течение дня и обход вокруг Каабы). Либо распространение предписания, относящегося к определенному человеку, на других, к которым оно не относится. Например, некоторые установления, касающиеся Пророка (мир ему и благословения Аллаха), не могут быть распространены на других людей.

Невежда может последовать некоторому установлению, в то время, как оно к нему не относится, или он может провести аналогию между одним ритуалом и другим, не учитывая время и место.

2) деяние, которое само по себе является приближением к Аллаху, но которое было запрещено в определенной форме или в определенное время. Например, беспрерывный пост, или пост в пятницу, либо непрерывная молитва ночью и подобные им.

Ас-Суйути сказал в Аль-‘Амр би-ль-Иттиба (с. 152), упоминая бид’а:
…И это происходит у некоторых из них из-за их желания совершить много дел поклонения и деяний повиновения. Это желание ведет их к тому, чтобы совершать деяния поклонения во время и в местах, которые запрещены шари’атом.
Среди них (деяний) — есть те, которые запрещены, и те, которые неодобряемы. Невежество и украшение (дурных дел) шайтаном вводят людей в заблуждение: Это — деяния поклонения, и так как предписано, чтобы они совершались в одно время, то мы будем совершать их непрерывно, поскольку Аллах никогда не накажет нас за дела поклонения, независимо от того, когда мы совершаем их!

Ибн Таймийя сказал в Иктида Ас-Сират Аль-Мустаким (с. 214):

Сущность этих деяний, перенятых у христиан и других, о которых не сообщалось (в источниках нашей религии) — в том, что шайтан украсил их и сделал их привлекательными … и он заставил сердца (новаторов) принять их и считать их благими. Они (эти новаторы) добавили что-то к некоторым из них (т.е. к деяниям немусульман) и взяли от других, они выдвинули некоторые вперед и отложили другие также, как они изменили некоторые аспекты религии Истины. Но обособление определенных дней (для совершения неких действий) и им подобных, в то время как это не определено в шари’ате, и выделение их в религии особым образом — является (делом) ложным и недействительным. Скорее основание их обособления (от прочих дней) проистекает из религии неверующих и это обособление по своей сути — уподобление им.

И нельзя, чтобы некие невежды думали, что, изменяя аспекты (религии), чем-то, полученным от немусульман, они преуспеют в противостоянии им, как это происходит в случае поста в День Ашура. Потому что основание этого поста узаконено для нас, и они также практикуют его, но форма нашего поста отличается от их (поста). Что касается того, что никоим образом не является частью нашей религии, а скорее это из их (немусульман), полной новшеств, отмененной религии, то не подобает нам уподобляться им в этом, ни в его основании, ни в его описании.

3) деяние, которое некоторые из ученых, особенно, поздних, установили как желательное, в то время как нет никакого доказательства для этого.

Есть отдельные примеры того, что некоторые из ученых позднего Ислама считали желательным читать определенную суру, отправляясь в путешествие, в то время как на это действие не было доказательства шариата.

4) деяние поклонения, способ совершения которого получен только через слабый или вымышленный хадис.

Например, Салят Ар-Рага’иб в первую пятницу месяца Раджаб. Ас-Суйути говорит в Аль-Амр би-ль-Иттиба, с. 166:

Знай, да помилует тебя Аллах, что возвеличивание этого дня и ночи введено в Исламе после 4-го века (хиджры), и хадис об этом — вымышленный, в соответствии с согласием ученых. Содержание этого хадиса — в превосходстве поста в тот день и молитвы в течение той ночи, и они назвали это Салят Ар-Рага’иб.

Ученые сказали по этому поводу, что запрещено: выделять этот день для поста и совершать особую молитву в эту ночь, а также все прочее, что включало бы возвеличивание этого дня. Например: празднование, вывешивание украшений и т.п. Этот день стоит на той же ступени, что и прочие дни.

5) деяние, которое ведет к излишеству в поклонении.

Аллах порицал неверующих за излишество в религии: O обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Aллaxa ничего, кроме истины….(Коран,4:171).

Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) также предостерег от этого: Я предостерегаю вас от излишества в религии, поистине, те, кто были до вас, были уничтожены из-за своего излишества в религии. (Передал Ан-Наса’и, 5/268, Ибн Маджа, № 3029, Ахмад, 1/215, 347, с сахих иснадом).

Суть излишества в нарушении установленных границ. Например, некоторые люди говорят в восхваление Пророка (мир ему и благословения Аллаха): Поистине, наслаждение и страдания мира — твой дар. От твоего знания — знание Хранимой Скрижали (Аль-Ляух Аль-Махфуз) и Пера (Калям). И это — явное излишество в выражении любви и почтения к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

6) деяние, которое шари’ат определил в общей форме, но заблудшие люди установили какие-либо ограничения в нем. Например, ограничения определенным местом, временем, формой, количеством и т.п.

Имам Абу Шама сказал в Аль-Ба’ис (с. 165): Недопустимо ограничивать деяние поклонения во времени, если это не было определено шари’атом. Напротив, все праведные деяния можно совершать в любое время, нет определенного времени, которое лучше, чем иное, за исключением того (времени), которое установлено шари’атом. Например, пост в день Арафа и Ашура, молитва ночью и совершение Умры в Рамадане.
…первые 10 дней Зу-ль-Хиджжа, ночь Ляйляту-ль-Кадр, которая лучше, чем тысяча месяцев…
…рабу не надлежит определять (временные границы деяния поклонения), это надлежит только Законодателю, и все это уже было представлено в поклонении посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха). (См. Иктида, с. 308-309).

7) деяния, основанные на обычаях и суевериях, не имеющие никаких доказательств в шари’ате, не подтверждаемые разумом, даже если некоторые невежды предписывают их, делая их частью своих законоположений и даже, если среди невежд есть некоторые люди, помогающие им в этом, которые считаются знающими.

Примеров такого рода достаточно в среде каждого из мусульманских народов.

По степени своей опасности бид’а подразделяются учеными на два вида:

1) Бид’а мукаффара — нововведение, которое составляет куфр и выводит человека из Ислама. Примером такого вида бид’а могут служить новшества в сфере вероубеждений, вносимые некоторыми заблудшими сектами. Например, вероубеждения ахмадитов.

В отношении новаторов, вносящих подобное бид’а, действует правило шариата: все его высказывания в отношении религии — отвергаются, независимо от того, к чему они относятся.

2) Бид’а муфассака — нововведение, которое делает человека грешником (фасик), но не кафиром. Примеров подобного типа — множество. Высказывания новаторов этого вида, согласно мнению большинства ученых, можно принять с двумя условиями:
а) Его сообщение не является призывом к его нововведению.
б) То, о чем он рассказывает, не является доводом для его нововведения.

Зло, происходящее от бид’а

Любой, кто вносит нововведения в религию, своим деянием подразумевает одно из следующих лживых предположений:

1. То, что религия — неполная, что она не завершена и что есть место для ее усовершенствования.

Ответом на это предположение служит аят: Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией. (Коран, 5: 3)

Аллах Всевышний упоминает, что Он завершил эту религию и удовлетворился ею, как религией для человечества. Удивительно, что есть люди, среди признающих Коран истиной, которые не удовлетворены тем, чем удовлетворился Аллах, и пытаются усовершенствовать то, что уже сделал совершенным Владыка миров!

2. То, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) виновен в какой-то из двух вещей:
а) или он не был осведомлен об этом благом нововведении,
б) либо он знал о нем, но скрыл его, таким образом подвел свою Умму, не передав ей этого.

Ответом на это могут послужить следующие доводы:

Всевышний Аллах сказал: O посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. A если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. (Коран, 5:67)

Аллах повелевает Своему посланнику передать ниспосланное откровение людям. И нет сомнения в том, что Пророк был лучшим из повинующихся Аллаху. Он не мог не исполнить приказ своего Господа.

Кроме того, во время прощального хаджа в день Ан-Нахр, Пророк сказал, обращаясь к своим сподвижникам: Передал ли я Послание? Да передал! — сказали люди. О Аллах! Засвидетельствуй! Пусть тот, кто присутствует (здесь), передаст тому, кто отсутствует. Может случиться, что многие из людей, которым будет передано Послание, поймут его лучше, чем присутствующие. (Сахих Аль-Бухари, 1/234). Если кто-то, невзирая на это достоверное повествование, будет утверждать, что послание было передано Пророком не полностью, то он обвинит его в величайшем лицемерии перед Аллахом. Потому что только великий лицемер может просить Аллаха засвидетельствовать явную ложь.

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Нет ничего, что Аллах приказал вам, чтобы я не приказал вам это, и нет ничего, что Аллах запретил вам, чтобы я не запретил вам это. (Аль-Байхаки и другие). В этом хадисе есть ясное указание на то, что посланник Аллаха был полностью осведомлен обо всем, что предписано и запрещено, и также целиком передал эти знания своим сподвижникам.

3. То, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха), его сподвижники и праведные предшественники из ранних поколений упустили награду от Аллаха за это благое нововведение. Зато впоследствии явился этот новатор и заслужил себе награду.

Из множества достоверных повествований известно, что посланник Аллаха — лучший из людей, печать пророков и посланников, заступник в Судный День. Кому как не ему — лучшая награда от Аллаха? Мы знаем, что лучшие из мусульман — его сподвижники. Кому как не им, о которых Аллах неоднократно упомянул в Своей Книге, что Он доволен ими, лучшая награда? Неужели кто-то может думать, что награда, не доставшаяся им, достанется человеку, про которого мы не можем с уверенностью сказать: попадет он в рай или в ад? Нет ни одного деяния поклонения, посредством которого Посланник и его сподвижники не стремились бы получить награду, и все их деяния — зафиксированы в Сунне.

4. То, что было достаточно для Пророка и его сподвижников — недостаточно для мусульман поздних поколений ввиду их испорченности. Поэтому необходимы новые виды поклонения.

Ответ состоит в том, что Книга Аллаха и Сунна Его посланника — достаточны для спасения человека от наказания.

Посланник Аллаха сказал: Я оставил за собой две вещи, если вы будете держаться за них, то никогда не впадете в заблуждение. Это — Книга Аллаха и моя Сунна. (Аль-Хаким).

И он (мир ему и благословение Аллаха), также сказал: … и вы доживете, что увидите великую смуту, тогда держитесь за мою Сунну и Сунну праведных халифов после меня, даже если (придется вцепиться) вашими зубами.(Аль-Бухари)

Аз-Зухри прокомментировал этот хадис: Цепляющийся за Сунну будет спасен, как сказал Имам Малик: Подобно ковчегу Нуха, тот, кто сядет на него — будет спасен, а кто нет — погибнет. (Ад-Дарими).

Открытие двери бид’а ведет к изменению дин (религии) и также открывает путь для личных прихотей и мнений, потому что каждый новатор подразумевает, что привносимое лично им — действительно нечто благое. А так как новаторов — множество, то за чьим мнением мы должны следовать, и которого из них мы должны взять имамом? Не так ли происходит раскол единой Уммы, когда каждая группа следует за своим новатором и отвергает прочих?

И одно из великих зол в том, что следование нововведению приводит к отказу от Сунны. Практика свидетельствует о том, что, всякий раз, когда следуют бид’а, умирает Сунна. И обратное — также истина.

ИСКАЖЕНИЕ СУННЫ

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупредил нас о том, что наступит время, когда люди станут искажать его Сунну. Поэтому привнесение нововведений и искажение благородной Сунны — не было неожиданностью для мусульман.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Ислам пришел как чужестранец, и он возвратится как чужестранец, (также) как начался. Туба (дерево в Раю) — чужестранцам. Его спросили: Кто — эти чужестранцы? Он ответил: Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей Сунны. (Ат-Табарани Аль-Кабир, 6/202).

Это искажение — ничто иное, как нововведение, привносящее в чистую религию Аллаха новые способы и виды поклонения, которые Он не узаконил, пятнающие Его религию людскими прихотями и страстями. Это — то, что Аллах осудил: Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах. (Коран, 42:21).

Сахль ибн Са’д сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Поистине, я предшествую вам у водоёма (хауз). Кто придёт ко мне будет напоён мною. И кто будет напоён мною, никогда более не испытает жажды. Некоторые люди, которых я знаю и которые знают меня, направятся ко мне, но между ними и мною возникнет преграда. Я скажу: Поистине, они — мои (последователи). Будет сказано мне: Ты не знаешь, что они вводили новшества после тебя. Передано Аль-Бухари, Сахих Аль-Бухари, т. 8, с. 381-382, № 585, и Муслимом, Сахих Муслим, т. 4, с. 1236, № 5682.

Что же принуждает людей отказываться от этого благословения и милости Аллаха?

Абдулла ибн Мас’уд сказал: Что будет, когда вас постигнут испытания, в которых юноши состарятся, а зрелые одряхлеют. И люди примут бид’а как Сунну, и когда она изменится, они скажут: Сунна изменилась. Его спросили: Когда это будет, о, Абу Абду-р-Рахман? Он ответил: Когда ваших ораторов будет много, а ваших ученых — мало, и богатых — много, а заслуживающих доверия — мало. (Ад-Дарими).

Насколько истинно это высказывание сегодня, когда нововведения так укоренились в религии, что люди воспринимают их как Сунну. Когда всякий невежда, вносящий отвергаемые нововведения, воспринимается людьми как ученый, или даже святой. И у Аллаха мы ищем убежища от невежества наших дней!

Майн Рид — Всадник без головы. En-ru-en. Главы 012-015


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: