Знания принципы интересы

ТЕМА: Л И Ч Н О С Т Ь И О Б Щ Е С Т В О

Понятие личности. Функционер и личность

Опираясь на идеи К. Маркса, мы выяснили, что человек формируется в определенной среде и поэтому он таков каковы связи и отношения, в которые он вступает в обществе и которые он реализует в своей деятельности. Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» писал: «Сущность человека не есть абстракт присущий отдельному индивиду. В своей действи-тельности она есть совокупность (ансамбль) всех общест-венных отношений». То есть, у Маркса человеческая сущность предшествует человеку, существует до его рождения, а как социальное существо он появляется только тогда, когда осваи-вает свою сущность, приобщается к ней.

Существует два способа включения индивида в систему социальных отношений.

1. Первый способ включения — функционер. В этом случае человек занимает конкретное место в обществе и выпол-няет определенную функцию, причем его деятельность ограничивается этой функцией. Например, солдат, шофер, учитель, бюрократ и т.д. Человек срастается с этой функцией – превращается в частичного человека и теряет свою индивидуальное лицо, превращается в человека — функцию. Человек, как функционер, заменим. Именно таких людей воспитывал сталинизм. Человек как функционер не является личностью.

О личности можно говорить тогда, когда появляется отношение индивида к своей роли в обществе. Это отношение человека к его роли, по сути, есть осознание своего места в обществе, рассмотрение себя в системе других отношений. Такое осознание выводит человека на всю систему отношений и открывает путь к личности.

2. Выход на всю систему отношений является вторым способом включения в социум. Освоение человеком целостной системы общественных отношений открывает человеческое лицо, раскрывает его как личность. Только целостный человек, овладевший всей системой общест-венных отношений, является личностью. Причем лич-ность соотносит себя со всей системой отношений в качестве деятеля, творца этих отношений.

Структура личности

При определении структуры личности нужно отметить, что целостность личности задается целостностью самих общест-венных отношений. В общем виде эту целостную систему отношений можно представит в виде основных социальных сфер:

СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ

СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА

Личность обнаруживает свою целостность и реализует свою сущность только тогда, когда она действует в сфере труда, в сфере общения и в сфере управления, овладевая опытом необходимым для деятельности в этих сферах.

В свою очередь можно выделить 3 уровня действий в этих сферах.

Первый уровень характеризует человека со стороны степени свободы в ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИИ. Действия человека в конкретной ситуации в обобщенной форме можно представить в виде ТРУДА-ПОВЕДЕНИЯ-УПРАВЛЕНИЯ.

Это уровень явления трех наших сфер деятельности. Глубина овладения опытом, реализуемым в конкретной ситуации, выражается в той или иной степени свободы. Степень же свободы определяется:

В трудовой ситуации – навыками,

В поведении – правилами,

В сфере управления – желаниями.

То есть степень свободы определяется в этих основных сферах предметно-чувственными способностями человека.

Второй уровень структуры личности, более автономный по отношению к конкретным ситуациям в выделенных сферах и более глубокий в отношении сущностных характеристик личности. При этом:

Навыки определяются – знаниями,

Правила определяются — принципами,

Желания определяются – интересами.

Знания, принципы, интересы формируются в процессе деятельности и воспитания. Они различны и разнообразны у различных людей и более связаны с их индивидуальным лицом.

Третий уровень – это ядро. За знаниями стоят – убеждения,

За принципами стоят – установки,

За интересами стоят – ценности.

Этот уровень и является мировоззрением личности. В ядре расчленение очень условно, здесь все слито в единое целое, поэтому миропонимание проявляется в любом действии человека. Ядро формируется постепенно от ситуативного уровня до мировоззрения. Формирование ядра равно станов-лению личности, ее суверенности, ее независимости. Ядро, как правило, формируется в достаточно зрелом возрасте.

Важно подчеркнуть, что ядро формируется только на основании самосознания, рефлексии «Я». Это придает струк-туре личности целостность. Деятельность самосознания, в отличие от других действий, не может выполняться другими людьми. Самосознание играет очень важную роль в форми-ровании направленной активности личности.

ТРУД ОБЩЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ

(поведение)

НАВЫКИ ПРАВИЛА ЖЕЛАНИЯ

ЗНАНИЯ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРЕСЫ

Запретные знания. Гермес Трисмегист. Скипетр власти. Семь принципов истины и законов вселенной


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: