Аяты из корана о лайлат уль-кадр и их толкование.

Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 2009-2013. Мольба в ночь предопределения. О запрете путешествия кроме как к трем мечетям.

Рассматриваемые вопросы в уроке:

•Хадис 689.

•2009 О желательности совершать различные виды мольбы в ночь предопределения. (В примечании к вопросу есть дополнительная информация о ночи предопределения).

•Хадис 690.

•2010 Разъяснение хадиса о запрете отправляться в путь, кроме как к трем мечетям.

•2011. Разрешено ли отправляться в путь, кроме как к тем трем мечетям, которые указаны в хадисе.

•2012 Если человек дал обет отправиться к одной из трех мечетей.

•2013 Можно ли отправляться в путь для посещения могил.

_________________________________

Хадис 689. Пришло от ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, обратилась к Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха, если я узнаю, какая ночь является Ночью Предопределения, то, что мне говорить в ней?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение, ответил: «Говори: “О Аллах, поистине Ты – Прощающий и любишь прощать, так прости же меня / Аллаhумма инна-ка ‘Афўун, тухиббу аль-‘афўа фа-‘фу ‘ан-ни!”».

Этот хадис передают пятеро кроме Абу Дауда, и назвал его достоверным Ат-Тирмизи, а так же Аль-Хаким.

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: этот хадис является достоверным приводит его имам Ахмад, а так же Ат-Тирмизи, а так же Ан-Насаи, а так же Ибн Маджа. Все они по дороге АбдуЛлаха ибн Бурейды, от Айши. Что касается АбдуЛлаха ибн Бурейды то имам Ад-Даракъутни заявил то что он не слышал хадисов от Айши, поэтому шейх Мукъбиль поместил этот хадис в свою книгу «Больные хадисы которые внешне выглядят достоверными». Но этот хадис поддержал в нем АбдуЛлаха ибн Бурейды его брат Сулайман ибн Бурейда. И Сулайман ибн Бурейда застал Айшу Радъия Аллаху ‘анха, в смысле жил с ней в одно время, но неизвестно слышал ли он от неё хадисов или нет, поэтому этот хадис соответствует условия имама Муслима, т.е. имам Муслим, его условия если двое могли встретиться, т.е. жили в одно время и их встреча могла быть возможной, и человек не известен тадлисом, т.е. неизвестен подтасовкой при передаче хадисов, то этот хадис принимается от него, потому что имам Муслим не ставит условием принятия хадиса чтобы было установлено чтобы один слышал от второго, но для имама Муслима достаточно чтобы было установлено что один мог встретиться с другим*. И риваят Сулаймана ибн Бурейда привел имам Ан-Насаи а так же имам Ахмад. А что касается тех, которые не называют хадисы достоверными лишь потому что они заслуживают условий имама Муслима все равно этот хадис не спускается ниже уровня хорошего своими двумя иснадами. Значит, в любом случае этот хадис является как минимум хорошим годным для приведения в довод.

*[Примечание редактора стенограммы]:

Широко известно, что имам Аль-Бухари в отличии от имама Муслима при составлении своего Сахиха не довольствовался знанием о том, что передатчики заставали друг друга и имели возможность встретиться, но ставил условием, чтобы было известно о состоявшейся встрече между ними. В свете этого будет полезным узнать интересное наблюдение и дополнение по этому вопросу от шейха Аль-Альбани.

Шейх говорит: Я упоминал в некоторых своих примечаниях и уточнениях путей хадисов, что такое условие Аль-Бухари как (знание) о встрече (передатчиков) и недостаточность (знания) о том, что они были современниками — это (у имама Аль-Бухари) условие полноценности (в достоверности), а не условие достоверности (хадиса). Поскольку я обнаружил, что его благочестивый ученик Абу Иса Ат-Тирмизи в своей книге известной как Сунан упомянул хадис и отнес его к категории хороший и передал, что имам Аль-Бухари считал его хорошим, при том, что встреча (между передатчиками) не подтверждается.

Источник: Суалят Ибн Аби Аль-Айнейн, с. 74.

[Конец примечания].

О желательности совершать различные виды мольбы в ночь предопределения.

В этом хадисе указание на желательность произносить этот вид мольбы в ночь предопределения. Этот вид мольбы, которым научил пророк, саля Ллаху ‘алайхи ва салям, Айшу и вместе с этим является так же желательным произносить другие виды мольбы в большом количестве в эту ночь и те виды мольбы которые пришли от Пророка саля Ллаху ‘алайхи ва салям с достоверными или хорошими иснадами.

[Примечание редактора стенограммы]:

Аяты из Корана о Лайлат уль-Кадр и их толкование.

Ночь предопределения – это благословенная ночь, которую Всевышний Аллах возвысил над всеми остальными ночами в году. Всевышний оказал великую милость мусульманам, поведав им о том, что она наступает в месяце рамадан и приходится на одну из десяти последних ночей этого месяца.

Говоря о превосходстве Ночи предопределения, Аллах сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего, Господа небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью. Нет божества, кроме Него. Он оживляет и умерщвляет. Он – ваш Господь и Господь ваших праотцев» (ад-Духан, 44:3-8).

Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (аль-Кадр, 97:1-5).

Къатада сказал: “В эту Ночь предопределяются деяния последующего года”. См. “Тафсир ат-Табари” 25/65.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Аллах Всевышний ниспослал Коран в Ночь предопределения целиком и сразу из “хранимой скрижали” на нижнее небо в место, называемое “Дом величия”, и находился он в местах заката звезд. А после этого Аллах ниспосылал Коран Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) через ангела Джибриля частями, в зависимости от обстоятельств, в течение двадцати трех лет”.

См. “Тафсир ат-Табари” 2/144, “аль-Мустадрак” аль-Хакима 2/530 и “Тафсир Ибн Касира” 4/685. Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Шейх аль-Альбани сказал: “Ученые говорят, что эти слова Ибн Аббас не мог произнести от себя, а слышал это от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо сподвижники о сокровенных вещах от себя не говорили”. См. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 410.

Пояснение и комментарии к суре:

1. То, что в свое время последнее Писание Священный Коран было низведено из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее не описуемой величественности и особенности пред Всевышний Творцом. (См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 300. )

2. Повторение слова Ляйлятуль-кадр трижды неслучайно. Такой оборот в арабском языке указывает на оказание почета и уважения к тому, что обозначено данным словосочетанием.

3. Ляйлятуль-кадр-Ночь Могущества. Ученые оговаривали различные предположения именно такого названия данной ночи. Вот некоторые из них:

— могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь;

— …по той причине, что невероятно огромное количество ангелов опускаются в эту ночь на землю;

— …по той причине, что проявление благодати, милости и прощения Господа миров в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значительности;

— …по той причине, что верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии.

Также слово аль-кадрможет быть переведено как теснота. С учетом данного значения слова алимы говорили: В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им просто становится тесно.

Также — ограниченность, то есть осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно Ляйлятуль-кадр,ограничены Всевышним Аллахом. В Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой Ляйлятуль-кадр переводят как Ночь Предопределения. Это в том случае, если слово кард читать как кадар. С учетом таково возможного перевода исламские ученые предположительно поясняли: В зависимости от того, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами он будет обращаться ко Всевышнему, это может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя параллельно и едино с изначальной всеосведомленностью Творца. (См. например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 300, 301).

4. Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!. Безусловно, с учетом того, что в этих месяцах и среди этих многих тысяч дней нет самой этой ночи, нет Ляйлятуль-кадр.

Аят прямым текстом дает знать верующим, что любое благое дело, совершенное в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Всевышним, чем совершение этого же благого поступка или действия на протяжении тысячи месяцев. В этом -проявление величайшей милости Всевышнего Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и набожности.

5. Спускаются ангелы в эту ночь — как спускаются с небес на землю, так и становятся более близки к верующим.

6. … и ар-рух [ангел Джабраил]. Всевышний Аллах, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила пред Собою, пред Творцом всего сущего.

7. в каждом деле. То есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году.

8. Она [длится] до рассвета — Ляйлятуль-кадр начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр.

Всевышний также поведал о том, что ангелы нисходят с дозволения их Господа для того, что выполнить Его мудрые повеления. Ангелы – послушные рабы Аллаха, беспрекословно выполняющие любые Его приказы. Всевышний сказал: «Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали»(аль-Анбийа, 21:19-20).

Нисходя на землю, ангелы приносят с собой добро, благословение и милость. А поскольку самым величественным и славным среди них является ангел Джибрил, Аллах упомянул о нем в отдельности.

Всевышний Господь поведал и о том, что Ночь предопределения благополучна вплоть до наступления зари.

Ибн Аббас сказал: «Сатана поднимается вместе с солнцем каждый день, кроме Ночи предопределения, и поэтому в этот день солнце восходит без лучей».

Муджахид сказал, что в эту ночь люди не заболевают, и дьяволы в эту ночь не могут творить зло. В другом сообщении, переданном от его имени, говорится: «Ночь предопределения – это благополучная ночь, в которую не творится зло, и не посылаются дьяволы».

Ибн Аббас также сказал: «В эту ночь заковываются в цепи мятежные джинны, и связываются могучие джинны, и раскрываются все врата небесные, и покаяние принимается от всех кающихся, и поэтому Аллах сказал: «Она благополучна вплоть до наступления зари» (аль-Кадр, 97:5)».

В эту ночь верующие защищены от всякого зла и любых неприятностей, потому что они проводят ее в усердном поклонении, благодаря которому они спасаются от мучений в Адском Пламени. Господь отметил, что Ночь предопределения длится вплоть до наступления зари. Это указывает на то, что верующие должны поспешить совершить как можно больше праведных деяний до наступления времени рассветного намаза, дабы Всемогущий Покровитель многократно приумножил их награду.

Таким образом, в суре «аль-Кадр» отмечается сразу несколько достоинств Ночи предопределения.

Во-первых, Всевышний Аллах ниспослал в эту ночь Коран, чтобы указать людям на прямой путь и сделать их счастливыми как в этом мире, так и в Будущей Жизни.

Во-вторых, слова Всевышнего «Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)?» указывают на то, что человек не в состоянии осознать все величие этой благословенной ночи.

В-третьих, эта ночь превосходит тысячу месяцев, которые не содержат в себе Ночи предопределения.

В-четвертых, ангелы нисходят в эту ночь, выполняя мудрые веления Господа и неся с собой добро, благословление и милость.

В-пятых, она приносит великое благо верующим, поклоняющимся Господу, поскольку благодаря этому они избавляются от наказания в Аду.

В-шестых, Всевышний Аллах ниспослал целую суру, повествующую о величии этой ночи, и мусульмане будут читать ее вплоть до наступления Судного Дня.

Один из лучших дуа в ночь Ляйлят-уль-Кадр


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: