Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий — достижения основных целей и задач; комплексный — в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный — отдельных элементов урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.
1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3. Организационное начало урока:
— готовность учителя к уроку — наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
— подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
— подготовленность классного помещения — чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
4. Организационная структура урока:
— мобилизующее начало урока;
— последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
— насыщенность урока, темп его проведения и т.д.
5. Анализ содержания учебного материала урока:
— обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
— соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
— соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д.
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
— цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
— обоснование выбора методов обучения;
— пути реализации дидактических принципов в обучении;
— индивидуализация и дифференциация в обучении;
— взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
— научность и доступность изложения новых знаний;
— использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
— организация закрепления учебного материала;
— организация самостоятельной работы учащихся;
— проверка и оценка знаний и умений учащихся;
— вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
— отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
— задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
— пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
— эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
— контакт учителя с классом и т.д.
8. Деятельность учащихся:
— подготовка рабочего места;
— поведение учащихся на уроке — дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
— интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
— состояние их устной и письменной речи;
— знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
— отношение учащихся к учителю;
— степень и характер участия коллектива в целом И отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
9. Выводы:
— выполнение плана урока;
— достижение целей урока;
— особенно интересное и поучительное на уроке;
— что произвело на уроке наибольшее впечатление;
— какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
— оценка урока.
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:
1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?
Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа мне урок понравился, учащиеся и учитель работали активно, цель урока достигнута и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа – способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не только после его проведения.