Анализ содержания и формы произведения

РЕЦЕНЗИЯ

– это аналитический жанр, в котором критикуется, дается оценка художественному или научному произведению, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов. Наверное, этот ряд можно продолжить.

Поговорим о художественных объектах рецензии. Ими являются художественные явления, создаваемые одним из видов искусства: лит-рой, музыкой, живописью, театром, кино… Самая распространенная в наше время — рецензия на литературное произведение, реже — спектакль или фильм

Рецензия — это более или менее развернутый целостный анализ произведения и его основных проблем.

Жанровые признаки

  • полифункциональный (совмещает функции информации, возбуждения, убеждения, анализа)
  • аргументированный (обязательна обоснованность, объективность авторской оценки)
  • эмоциональный (допустима субъективность, личные вкусы и пристрастия критика)
  • преимущественно письменный
  • индивидуальный (автор — конкретный человек)
  • стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).

Рецензируемое произведение — обязательно новинка. Это сближает рецензию с информационными жанрами, например, аннотацией. Но задача — оценка целого явления, а не только представление новинки: рассмотреть всесторонне, в совокупных частях и целом. А оценка может идти только через анализ, поэтому рецензия — аналитический жанр.

Но разные теоретики по-разному подходят к этой задаче. Некоторые считают, что оценка и анализ должны быть только общими, не претендуя на исчерпывающе развернутую аргументацию.

Структурные элементы

1. Информация об отдельном произведении (локальный жанр).

2. Характеристика (описание, раскрытие сути идейного содержания и темы) и оценка произведения (определение достоинств и недостатков произведения).

3. Анализ содержания (анализ темы и идеи) и формы (анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, т.е художественная форма).

4. Определение места произведения в литературном процессе (в творчестве этого писателя или сценариста, режиссера… и в совокупности других произведений данной тематики).

5. Привлечение читателя (зрителя) к произведению.

Коммуникативная установка — убеждение, воздействие на читателя (зрителя) и автора произведения. В зависимости от намерений рецензента — соотношение оценочной и аналитической частей могут варьироваться.

В содержательной части важно выделить информационно-аналитические параметры. Таким образом Р. — информативно-аналитический жанр (информация +анализ+ общая оценка).

У автора должно быть стремление к объективной оценке (как часто мы сегодня сталкиваемся с заказными материалами). Сам читатель интуитивно разделяет Р. на положительные и отрицательные.

Образ автора, как правило, скрывается за мсетоимением «мы» и глаголами совместного действия. Это лицо, имеющее право на оценку, обладающее высоким уровнем профессиональной компетенции, авторитетность в определенной области знаний.

Рассмотрим литературную рецензию:

1. Сообщение о произведение искусства. Здесьиспользуется смысловая модель Что? ( книга, ее автор) Где?(место) Когда? (время опубликования).

Например: Дмитрий Бакин. Страна происхождения: Рассказы. — Спбю: Лимбус-Пресс, 1996. — 160 с. 5000 экз.

2. Общая характеристика-оценка произведения(с привлечением пересказа и комментария сюжета, описание кульминационного момента, цитирования и др. приемов). Важно совмещение характеристики и оценки произведения. Уже представляя его, критик дает первые общие оценки. Можно выделить группу глаголов (в т.ч. причастия), выражающих только характеристику произведения: представляет собой, являет собой, показано, прослежено, предстает (что?).

Например: Книга представляет собой исследование (монографию, роман, мемуары…) В книге показаны пути решения данной проблемы. «И все же он (конфликт) рассмотрен недостаточно полно».

Некоторые глаголы, используемые при характеристике произведения, уже в своей семантике содержат оценочные значения: поражает, удивляет, радует, восхищает и др. («Книга прежде всего радует обилием фактического материала, впервые вводимого в науный оборот»). Иногда встречаются целостные словосочетания (режет слух, оказалось вне поля зрения и т.д) и афористические выражения: «Живи сто лет — лучше не напишешь!» Характеристика произведения м.б. разной по объему и чаще всего предваряет анализ, который можно рассматривать как способ убеждения в правоте выдвинутых общих оценок.

Анализ содержания и формы произведения

Анализируются жанр, тематика и проблематика,идейное содержание, система образов, особенности сюжета и композиции, авторское отношение к изображаемому, роль пейзажей, портретов, речевая характеристика героев, особенности стиля… Как правило, рецензент анализирует произведения по 4-6 литературоведческим параметрам, причем в произвольном порядке. Самым важным являются определение авторского замысла и авторского отношения к описываемому. Что хотел сказать автор своим произведением? — задача рецензента.

Выделяют несколько основных приемов, с помощью которых создается образ персонажа и одновременно выражается авторское отношение к нему:

— характеристика героев через действия и поступки

— прямая авторская характеристика

— портрет героя

описание среды обитания героя, дома, в котором он живет,

вещей, которые его окружают и тп.

— психологический анализ — подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и т.п.

— характеристика героя другими действующими лицами произведения

— фантастика, т.е. нечто заведомо неправдоподобное, невозможное в реальной жизни

— пейзаж

— художественная деталь

Привлечение названных компонентов анализа позволит рецензенту лучше понять авторский замысел, дать более объективную оценку произведения. Как правило, это — текст-рассуждение. Например: Начнем с основной мысли автора, высказанной им в предисловии…Писательница предпочла обычным мемуарам жанр романа (тезис рассуждения о жанре),Такова общая сюжетная схема рассказа, Преобладание диалогов, вообще прямой речи все напоминает атмосферу одаренных героев в декорациях чужого спектакля (выводное суждение о речи персонажей)

Как понимаете, анализ того или иного элемента сопровождается оценкой, явной или скрытой.

4. Определение места произведенияв творчестве автора или в литературном процессе в целом.Этот компонент занимает свое место в композиции рецензии: либо вступление, либо заключение. Он определяет угол зрения рецензента, диктует крититку подходы к анализу.

Новаторство писателя в какой-либо области требует уделения внимания именно к этой стороне произведения, внимание к социальной значимости произвендения — преобладает анализ содержания и т.д. Особенностью речевого воплощения является использование наречий: важно, значительно, значимо, актуально, необходимо.

5. Привлечение внимания читателя(зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению

Коммуникативная установка рецензента — привлечь внимание к произведению: Книга поэта, известного ценителям и знатокам русской поэзии..

Наиболее распространенными наименованиями адресата-читателя являются существительные: читатель, любитель, знаток, ценитель, поклонник, которые иногда сопровождаются эпитетами: вдумчивый, внимательный, неравнодушный…

Адресат-автор (тот,кто написал произведение) чаще всего именуется по имени, либо просто автор, встречаются такие существительные, как писатель, исследователь, толкователь, поэт, художник, мастер…

Авторское МЫ заменяется на МЫ, объединяющее критика и читателя, этим рецензент привлекает читателя на свою сторону., подчеркивая, что его мнение- мнение читателей Автор-писатель же может обозначаться местоимением ОН. Когда ОН используется по отношению к читателю, тем самым критик отстраняет его от себя.

1 урок: \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: